Семь фактов о преподобном Серафиме
Факт 1. Несколько святых покровителей
Будущий преподобный Серафим Вырицкий был крещен с именем Василий в честь преподобного Василия Нового, исповедника (память 8 апреля). В житии Василия Нового содержится рассказ о мытарствах Феодоры, к которому часто обращались в начале ХХ века православные пастыри и архипастыри, призывая людей к покаянию. Призывать к покаянию, молиться за своих духовных чад научил преподобного Серафима Василий Новый.
Название деревни, в которой родился Василий, Вахромеево, связано с именем апостола Варфоломея (в русской огласовке часто — Вахромей). Церковь чтит память этого апостола вместе с памятью апостола от 70 Варнавы (24 июня). В юности Василий обрел духовного отца в лице Варнавы Гефсиманского (прославлен в чине преподобного в 1995 году), и был пострижен в иночество (1920) с именем Варнава. Будучи утвержден в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита, старец Варнава (в миру — Василий Ильич Меркулов) ежедневно принимал сотни паломников, исповедовал, благословлял, молился за людей. Современники называли Варнаву Гефсиманского старцем-утешителем (имя Варнава означает «сын утешения»). Народным утешителем стал и Серафим Вырицкий.
Деревянный крест рядом с Преображенским храмом в деревне
Спас-Ухра (Рыбинский район Ярославской области)
При пострижении в схиму иеромонах Варнава был наречен в честь преподобного Серафима Саровского. Василий Николаевич всегда особо почитал Саровского чудотворца; известно, что он участвовал в 1903 году в торжествах по случаю канонизации святого. Серафим Вырицкий повторил молитвенный подвиг святого тезки. Тысячу дней и ночей тот коленопреклоненно молился на гранитном валуне с воздетыми руками. А тяжело больной Серафим Вырицкий в течение 10 лет молился на камне перед иконой Саровского чудотворца, ходатайствуя за Русскую Церковь и ее чад. Когда ноги отказывали ему, домашние помогали преодолеть дорогу до камня на огороде, и он вставал на колени и молился.
«Летний» храм святого Николая Чудотворца в деревне Спас-Ухра (рядом видны развалины «зимнего» Преображенского храма), где неоднократно молился и пономарил маленький Василий Муравьев
Факт 2. Преуспевающий купец
Еще будучи отроком, Василий Муравьев возжелал стать монахом. Однако в 14 лет получил от старца Александро-Невской лавры благословение сначала богоугодно пожить в миру, а уже потом, вырастив детей и реализовав себя в делах милосердия, думать о постриге.
Купец 2-й гильдии Василий Николаевич Муравьев входил в пятерку наиболее состоятельных мехоторговцев Санкт-Петербурга. Нажил капитал, наработал связи в России и Европе, абсолютно честно, много и добросовестно трудясь. Годовой доход Василия Муравьева составлял около 90 000 рублей.
Когда Василию было 10 лет, умер от чахотки отец, и они с матерью остались без средств к существованию. Доброхот-родственник, который работал в Петербурге приказчиком в Гостином дворе, взял Васю в столицу и устроил посыльным. Вася трудился не покладая рук, большая часть заработанного пересылалась матери. К 16 годам Василий Муравьев уже так хорошо разбирался в делах, что его назначили приказчиком, через год — старшим приказчиком. Затем он начал торговать самостоятельно.
Муравьев «богател в Бога». Много денег тратилось на благотворительность: он устраивал обеды для неимущих, делал регулярные пожертвования храмам и богадельням, больницам для бедных.
Факт 3. Жена и двое детей
Открыв свое дело, молодой купец Василий Николаевич Муравьев женился на Ольге Ивановне Нетрониной, тоже из крестьян Ярославской губернии. В супруге он обрел верную помощницу в делах и единомышленницу. В 1895 году у Муравьевых родился сын Николай, затем дочь Ольга; она умерла во младенчестве и после этого по обоюдному согласию Муравьевы жили как брат с сестрой.
Николай Васильевич Муравьев получил достойное воспитание; окончил Царскосельскую Императорскую Николаевскую гимназию; учился на Юридическом факультете университета. Николаю, а через него и родителям, выпало много испытаний: у него не складывались семейные отношения, не получалось найти стабильную работу, он переживал всяческие борения и гонения.
Революция поставила всех перед выбором. При богатстве и связях Муравьевых можно было перебраться за границу, наладить бизнес там. Но они остались на Родине. Василий Николаевич закрыл дело, дал хорошие выходные пособия всем, кто на него работал, и три года (1917–1920) жил в своем доме в поселке Тярлево под Павловском.
Факт 4. Супруги приняли постриг одновременно
Ольга Ивановна, как и Василий Николаевич, с детства стремилась в монастырь. Ей было дано благословение сначала создать семью, помогать мужу, а когда дети вырастут, постричься, но только по согласию с супругом. Будущий святой собирался принять постриг в Троице-Сергиевой лавре и подвизаться в Гефсиманском скиту, где упокоился его духовный отец старец Варнава (†1906). Однако митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин благословил постриг в Александро-Невской лавре.
В 1920 году Василий Николаевич становится послушником Лавры, а его супруга Ольга Ивановна — послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря (ей разрешили взять с собой внучку Маргариту: распалась первая семья сына Муравьевых Николая, и девочка оказалась на попечении бабушки и деда). Все остававшиеся средства супруги Муравьевы отдали в три обители: Александро-Невскую лавру, Новодевичий монастырь и основанный преподобным Варнавой Гефсиманским Иверско-Выксунский женский монастырь. Вскоре оба супруга приняли иноческий постриг, каждый в своей обители: Василий Николаевич с именем Варнава, Ольга Ивановна — Христина.
Факт 5. Подвиг в Александро-Невской лавре
По пострижении инок Варнава был рукоположен в иеродиакона, затем — в иеромонаха. Сначала он заведовал кладбищенской конторой. Отпевания и панихиды шли бесконечной чередой, отец Варнава напутствовал почивших и утешал их близких. Затем он исполнял послушание главного свечника Лавры, позже — казначея. Купеческий опыт помогал отцу Варнаве управляться с обширным монастырским хозяйством.
Около 1926 года иеромонах Варнава постригается в великую схиму с наречением имени Серафим и приступает к старческому служению — становится духовником Александро-Невской лавры. Каждый день по многу часов он принимает исповеди у мирян и духовенства. «Что такое мое послушание? — говорил старец Серафим. — Я словно хранилище, куда люди всё свое горе складывают». Благословения лаврского духовника обычно были кратки, просты и утешительны. Многие, выполнив напутствие старца, получали послабление в житейских невзгодах.
Люди шли и шли к отцу Серафиму. Однажды поток исповедников не иссякал двое суток. И всё это время старец провел на ногах, стоя на холодном каменном полу. Около четырех лет длилось это послушание; от непомерных физических нагрузок здоровье отца Серафима расстроилось — стали отказывать ноги. Врачи настояли на том, чтобы он переехал в деревню.
Факт 6. Служение в Вырице
К лету 1930 года иеросхимонах Серафим уезжает в рекомендованную как климатический курорт Вырицу. Его сопровождают схимонахиня Серафима (Ольга Ивановна Муравьева, в иночестве Христина, приняла великую схиму с именем Серафима) и 12-летняя послушница Новодевичьего монастыря внучка Маргарита.
Переселившись в Вырицу, старец Серафим с близкими жил в разное время по разным адресам. Снимали комнаты, своего дома не было. Из храма Казанской иконы Божией Матери каждую неделю приходил священник причащать иеросхимонаха.
Постоянно приезжали и приходили люди, кто с вопросами и печалями, кто — с благодарностями и пожертвованиями. Отец Серафим раздавал всё, что ему приносили: деньги, вещи, продукты. Сохранилось много свидетельств о посещениях старца.
Знаменитый камень, на котором молился старец, находится у дома номер 9 по Пильному проспекту. Когда началась Великая Отечественная война, отец Серафим усилил молитвенный подвиг. По его молитвам Вырица, занятая фашистами, не пострадала. В домах ее жителей были расквартированы православные румыны, которые понимали русский язык и посещали богослужения в Казанском храме.
В 1941 году был арестован под Вырицей и расстрелян как враг народа и шпион единственный сын отца Серафима. Но сердце его не ожесточилось. Он призывал жалеть заблуждающихся сотрудников «органов», молиться за них. Посетив старца, один чекист, растрогавшись, сказал: «Если бы все священники были такими, мы бы давно уверовали».
В 1945 году преставилась ко Господу схимонахиня Серафима. Старец завещал похоронить себя рядом со своей верной спутницей. Отец Серафим принимал и утешал паломников до самой своей кончины.
Церковь Казанской иконы Божьей Матери в Вырице (слева) и могила преподобного Серафима, над которой в 2000 году была построена деревянная часовня
Факт 7. География памяти
Сейчас во всех местах, связанных с подвигом преподобного, открыты освященные в его честь храмы. Часовня действует на территории ОАО «Гостиный двор», рядом с ней — Музей истории купечества, среди экспонатов которого — фотографии и личные вещи семьи Муравьевых. Еще одна часовня в память о купеческой жизни святого открыта в Апраксином дворе. Домовая церковь располагается в келье преподобного Серафима, на втором этаже Феодоровского корпуса Александро-Невской лавры. Действует домовой храм и в Воскресенском Новодевичьем монастыре, благодетелем которого был преподобный. Главное место почитания святого — Вырица, где находится часовня, в которой погребены преподобный Серафим и схимонахиня Серафима. Также храм в честь преподобного выстроен недавно в Купчино, на Загребском бульваре.
Инна Серова
Журнал "Вода живая" № 4 (апрель), 2016