Богослужения
Притча дня
Развернуть
Развернуть
Основы православия
Тема 44. Образ и подобие Божьи в человеке.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт.1:26). Образ мы получили в дар от Бога при рождении, над уподоблением Богу трудимся всю жизнь.
Образ – то, что изначально вложено в нас Творцом, черты, отображающие Его совершенства. Черты образа Божьего в человеке:
- Бог Личностен – и нас создал личностями (даже близнецы – разные личности).
- Вечен – и мы созданы Богом для бессмертия, наша жизнь подобна лучу в геометрии – он имеет начало, но не имеет конца.
- Свободен – и нам даровал свободу воли (у животных – инстинкты). В наличии свободы, как черте образа Божия, ответ на вопрос о наличии зла среди людей. Добро – свободное следование воле Божьей, а зло – противление ей. Бог не создавал зла, оно есть лишь отклонение от добра, нечто вроде паразита или болезни человеческого сердца, которое не слышит Бога. Свобода прямо пропорциональна ответственности. Чем выше свобода, тем выше ответственность. Иногда люди пытаются перенести всю ответственность за происходящее на Бога. Но мы не марионетки, не роботы, мы созданы по образу самого Бога и наше призвание – бесконечное уподобление Богу. По выражению святых отцов, мы должны стать богами по благодати, по причастности к Богу.
- Премудр – и нам даровал разум (мышление и речь).
- Творец – и нам даровал возможность творчества.
- Вседержитель – и нам даровал в управление видимый мир.
Подобие – возможность уподобиться Богу, стать богоподобным – святым. Богоподобие – цель человеческой жизни.
- С т.з. Божественного замысла о человеке, святой – это не сверхчеловек, это нормальный человек.
- Человек, созданный по образу Бога, должен уподобляться Ему. Если Бог милостив, милосердие уподобляет нас Богу; смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу… Средоточие подобия Божьего – любовь, «совокупность совершенства».
- Как обрести подобие Божье, говорят нам Заповеди Блаженств.
- Из людей высшей степени подобия сподобилась Пресвятая Богородица.
Практический совет
Издревле окончания молитв произносятся священнослужителями громче, как знак народу. На каждую молитву, произносимую в алтаре, должны отвечать молящиеся в храме. Название лик (народ) удержалось до нашего времени в богослужебных книгах, хотя вместо всего народа на возгласы священника и дьякона ответные песнопения чаще всего поются уже не всеми, а лишь избранными певцами. В некоторых храмах поют все, и наш патриарх подчеркивает важность общенародного пения.
- Каждый возглас священника должен запечатлеваться словом «Аминь» (евр. истинно).
- «Мир всем», – говорит священник; «И духови твоему», – отвечает народ.
- «Благодать со всеми вами», – возглашает священник; «И со духом твоим», – отвечает народ.
- Иногда священник просит благословения у народа: «Благословите, отцы святые и братия, и простите мне, грешному...», на что народ отвечает: «Бог да простит ти, отче святый» (Повечерие, полунощница).