суббота
суббота
Новый стиль
11 апреля
2037
Светлая седмица – сплошная. Суббота Светлой седмицы
Преподобным Марку, Ионе и Корнилию Псково-Печерским
Тропарь, глас 8
Я́ко свети́льницы, яви́стеся всесве́тлии/ в верте́пе Цари́цы Богома́тери,/ преподо́бнии отцы́ на́ши Ма́рко, Ио́но и Корни́лие,/ вы́ бо, кре́ст Христо́в на ра́мо взе́мше,/ усе́рдно Тому́ после́довасте/ и, чистото́ю Бо́гови прибли́жившеся,/ отону́дуже си́лами чуде́с обогати́стеся,/ те́м и мы́ любе́зно прибега́ем к ва́м и уми́льно глаго́лем:/ о преподо́бнии, моли́те Христа́ Бо́га/ спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод:
Как светильники явились преяркие в пещерах Царицы Богоматери (в пещерах Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря), преподобные отцы наши Марк, Иона и Корнилий, потому что вы, подняв крест Христов на свои плечи, смело последовали за Ним и приблизились в чистоте к Богу, от Того и обогатились силой чудотворений. Поэтому и мы с усердием прибегаем к вам и сокрушенно взываем: «О преподобные, молите Христа Бога о спасении душ наших».
Кондак, глас 2
Христо́вою любо́вию уязви́вшеся, преподо́бнии,/ и Того́ кре́ст на ра́мо взе́мше,/ понесли́ есте́ Боже́ственне, вооружи́вшеся на неви́димыя враги́/ и непреста́нныя моли́твы, я́ко копие́, в рука́х иму́ще кре́пко,/ победи́ли есте́ бесо́вския ополче́ния,/ те́м зове́м ва́м:/ ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ на́ши Ма́рко, Ио́но и Корни́лие,// ве́рных удобре́ние.
Перевод:
Пленив свои сердца любовью Христовой и Его крест подняв на свои плечи, вы понесли его, святые, вооружившись на невидимых врагов и имея непрестанную молитву, как копье в руках, победили вы бесовские ополчения. Потому взываем к Вам: «Радуйтесь преподобные отцы наши Марк, Иона и Корнилий, верующих украшение».
В субботу, всем святым
Тропарь, глас 2
Апо́столи, му́ченицы и проро́цы,/ святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии,/ до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии,/ дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су,/ о нас Того́, я́ко Бла́га, моли́те,// спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.
Перевод:
Апостолы, мученики и пророки, святители, преподобные и праведные, подвиг доблестно совершившие и веру сохранившие, дерзновение пред Спасителем имея, Его за нас, как благого, умолите, молимся, во спасение душам нашим!
Кондак, глас 8
Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики;/ тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Перевод:
Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.
В субботу, за умерших
Тропарь, глас 2
Помяни́, Го́споди, я́ко благ, рабы Твоя́,/ и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́:/ никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты,// моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.
Перевод:
Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих и всё, в чем они в жизни согрешили, прости: ибо никто не безгрешен, кроме Тебя. Ты можешь и преставившимся дать покой.
Кондак, глас 8
Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жизнь безконе́чная.
Перевод:
Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.
Скрыть переводы
(Деян.3:11–16; Ин.3:22–33)
Две у нас жизни, плотская и духовная. Дух наш как будто погребен во плоти. Когда, оживши благодатью Божиею, начнет он извлекать себя из сорастворения с плотью и являться в духовной чистоте своей, тогда он воскресает или воскрешает себя часть за частью. Когда же он всего себя исторгнет из этой связности, тогда исходит, как из гроба, в обновленной жизни, и, таким образом, дух становится, сам по себе жив и действен; а гроб плоти сам по себе мертв и бездействен, хотя то и другое в одном и том же лице. И вот тайна того, что говорит апостол: «где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17).
Это свобода от облежащего нетленный дух наш тления или от страстей, растлевающих естество наше. Этот дух, вступивший в свободу чад Божиих, то же, что привлекательно расцвеченный мотылек, выпорхнувший из своего клубочка. Вот его радужное расцвечение: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22–23).
Неужели подобная красота совершенства не сильна возбудить в нас соревнования?
Развернуть
Один судья мусульманин позвал в гости православного авву, подвизавшегося в тех местах. Угостил его ужином и спросил: «Скажи мне, мудрый человек, вот я судья, я мусульманин и стараюсь жить по законам. Я честно сужу, не беру мзды, кормлю бедных, молюсь, соблюдаю посты. Выполняю всю волю Аллаха. Так неужели я не буду наследовать Царства?» Авва ответил: «Скажи мне, уважаемый, у тебя дети есть?» «Есть», – ответил судья.
«А слуги есть?»
«Есть и слуги, конечно!»
«А скажи мне, кто слушает тебя лучше, слуги или дети?» – спросил старец. «Слуги, слуги лучше, они каждое мое слово ловят. Во всём угодить стараются. А дети часто строптивы, не слушают меня, своевольничают», – ответил судья. «А скажи мне, когда умирать станешь, кому всё свое добро оставишь, детям или слугам?» «Конечно, детям!» – воскликнул судья. «Вот так и с Царством. Ты можешь быть идеальным слугой, но наследство получит сын. А усыновление происходит только через Иисуса Христа...»
Основы православия
Тема 101. Таинство Елеосвящения.
Елеосвящение – это Таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные и телесные. Оно также называется соборованием, потому что в идеале его должен совершать «собор» из семи священников (или в продолжение семи дней подряд).
Самое раннее свидетельство о Таинстве Елеосвящения содержится в Послании Апостола Иакова (Иак.5:14-16). Фраза «пусть призовёт» из вышеприведённой цитаты указывает на то, что болезнь должна быть достаточно тяжёлая, а слово «восставит» (букв. с греч. «поднимет») говорит о том, что болящий лежит. В чинопоследовании Таинства мы встречаем такие обращения и выражения «болящий, страждущий, недугующий, струпы телесные, горькие болезни».
Как опознать болезнь, требующую соборования? Под тяжёлой болезнью следует понимать ту, которая приковывает человека к постели (или скоро это произойдёт), и он уже не имеет сил приходить в храм и участвовать в богослужениях и Таинствах Церкви. Тем христианам, что ещё могут передвигаться самостоятельно, могут участвовать в храмовом богослужении, уместно в «крепость, исцеле́ние, и здра́вие души́ же и те́ла» участвовать в Евхаристии.
Не стоит верить высказываниям про какое-то магическое прощение забытых грехов при Соборовании. Митрополит Макарий (Булгаков): «В древности Е. совершалось, как доныне совершается, после покаяния и вслед за ним как бы нераздельно». Прощаются не только забытые грехи, а вообще все, если человек участвовал в Таинстве Покаяния. В христианстве нет и не может быть автоматического прощения грехов без покаяния: ни от масла, ни от ледяной воды в проруби…
См. статью: Допустимо ли Таинство Соборования для здоровых людей?
Практический совет
У кого в храме можно спросить совета, если священник занят?
Спросите у свечницы в церковной лавке. В городских храмах должен быть катехизатор (ответственный за духовное образование прихожан), уточните как с ним связаться.
Если принципиально нужен совет священника, то посмотрите в расписании, когда в храме совершается Таинство Покаяния (исповедь). Исключите день воскресный, когда в храме максимальное количество молящихся. Подойдите в выбранное время и, когда подойдёт ваша очередь, скажите священнику, что требуется духовный совет. Он сам решит, сможет ли он ответить сразу или назначит время для встречи. Имейте в виду, что священников в современной России остро не хватает, старайтесь обращаться с духовно-практическими вопросами.
Если что-то не будет получаться, проявите настойчивость и ни на кого не обижайтесь. Если вы пришли к Богу, то окружающие люди вам помешать точно не смогут!