Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Развернуть

Притча дня

Однажды святой Епифаний, епископ Кипрский обедал со своим другом старцем Иларионом. Св. Епифаний предложил товарищу жареную птицу, на что тот ответил:
– Прости меня. С того момента, как я стал монахом, я не ел ничего, что требуется перед приготовлением заколоть.

– А я, – сказал Епифаний, – с того времени как принял монашество, не допускал, чтобы кто-либо заснул, имея что-нибудь против меня, и сам не засыпал, имея что-либо против другого.

На что старец Иларион ответил:
– Прости меня. Твой подвиг выше моего.

Развернуть

Основы православия

Тема 156. О важности духовного рассуждения.

Апостол Петр, обращаясь к христианам, говорит: «покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность» (2Пет.1:5). Рассуждение (духовное зрение) – способность правильно оценивать свои силы, верно избирать средства на пути спасения, адекватно воспринимать действительность.

Есть две крайности в духовной жизни – духовная расслабленность и ревность не по разуму.

Духовная расслабленность обычно имеет своим оправданием фразу мы же не монахи, в миру живём. Но ведь и в любых других областях мы редко являемся выдающимися людьми, гениями, но это нас не останавливает в развитии.

Есть примеры, когда миряне ставились в пример даже монахам высокой жизни. Прп. Антонию Великому было открыто Богом, что он не пришёл ещё в меру сапожника. И тот отправился из пустыни в Александрию учиться у него смирению. Или прп. Макарий Великий также из пустыни был послан в город учиться совершенству у двух женщин, бывших жёнами у братьев, и за всё время совместной жизни не сказавших друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не поссорившихся между собою.

Ревность не по разуму случается, когда люди ставят себе задачи не по силам. Очень важно постоянство, а не рывки, например три дня совсем не молился, зато на четвёртый молюсь полдня.

Чтобы идти царским путём, следует ориентироваться на опыт Церкви и прислушиваться к совету духовника.

См. Рассуждение.

Практический совет

Иногда говорят: «Я редко исповедуюсь, никак не могу духовника себе найти». Неужели наш уровень столь высок, что обычный батюшка нас не устроит? Лучше иметь плохого духовника, чем руководить собой самостоятельно. Ведь мы пристрастны, нужен взгляд человека, не зависимого от наших страстей.

Случайный тест