- Попразднство Рождества Христова
- Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных (I)
- Прп. Марке́лла Апамейского, игумена обители «Неусыпающих» (485)
- прп. Васили́ска Сибирского (1824)
- Прпп. Марка гробокопателя, Фео́фила и Иоа́нна Печерских, в Ближних пещерах (XI–XII)
- прп. Фео́фила О́мучского (XV)
- прп. Лавре́нтия Черниговского (Проскуры) (1950)
- прп. Фадде́я Студита исп. (818)
- Сщмчч. Павла Аношкина, пресвитера и Григо́рия Смирнова, диакона (1918)
- сщмч. Феодо́сия Беленького, пресвитера (1938)
- мцц. Ната́лии Васильевой, Ната́лии Силуяновой, Евдоки́и Гусевой, Анны Боровской, Матро́ны Наволокиной, Варва́ры Деревягиной, Анны Поповой, Евдоки́и Назиной, Евфроси́нии Денисовой, Агриппи́ны Киселевой и Ната́лии Сундуковой (1942)
Чтения Священного Писания
Евр.9:8–10, 15–23 (зач. 321). Мк.11:11–23 (зач. 50). Мчч.: 2Кор.5:15–21 (зач. 180). Мф.2:13–23 (зач. 4).
Богослужения
Мысли свт. Феофана Затворника
Развернуть
Притча дня
Странно, что 100-рублёвая купюра нам кажется такой большой, когда мы ее оставляем в церкви, и такой малой, когда мы оставляем её на рынке.
Странно, что час, проведённый за чтением молитв, поминая Бога, нам кажется таким долгим, а час, проведенный у телевизора, таким коротким.
Странно, что, читая молитву, мы едва собираемся с мыслями, тогда как в разговоре с приятелем это для нас не составляет никакого труда.
Странно, что мы так радуемся, когда объявляют дополнительное время футбольного матча, и жалуемся, когда проповедь затягивается дольше обычного.
Странно, что нам так трудно заставить себя прочитать хотя бы одну главу Библии, и так легко мы читаем сто страниц полюбившегося романа.
Странно, что в концертном зале люди стремятся в первые ряды, а в церкви — в последние.
Странно, что нам так трудно выучить одну молитву, и мы так легко запоминаем и пересказываем слухи.
Странно, что мы так легко верим в написанное в газетах, и нам так трудно полностью уверовать в написанное в Слове Божьем.
Странно, что каждый из нас желает войти в Рай и не хочет утруждать себя стараниями для его обретения.
Странно, что почти каждый из нас одновременно является и судьёй и адвокатом: когда речь идёт о чужих грехах — ты судья, а когда речь идёт о собственных грехах — ты адвокат.
Странно, что, прочитав эти строки, почти каждый из нас посчитает их актуальными для других и не имеющими отношения к самому себе.
Основы православия
Тема 11. Что такое апофатическое богословие?
- Апофатическое богословие (от греч. Απόφασις (апофасис) — отказ, отрицание) — направление богословия, в рамках которого истины о Боге и Его отношении к миру обозначаются и раскрываются при помощи отрицательных терминов и выражений, то есть таких, которыми отрицается то, чем (кем) Бог не является, что Ему не присуще, что не характерно для Него.
- Апофатическое богословие не является совершенно обособленным теологическим направлением. Апофатические термины и выражения используются в формате Православного богословия наряду с катафатическими.
- Преимущество апофатического богословия перед катафатическим (использующим положительные термины и выражения) усматривается в том, что используя катафатические термины и выражения, мы рискуем привнести в восприятие истин о Боге своё субъективное понимание, связанное с личным осмыслением этих терминов и выражений. Используя же метод отрицаний, мы ограничиваем себя от такого рода субъективизма. Например, говоря, что Бог есть любовь, мы можем вкладывать в это понятие своё ограниченное понимание любви, хотя Бог, как Всесовершенный Дух, есть Любовь в самом возвышенном, в исключительном смысле. Говоря же, например, что Бог бестелесен, мы совершенно отрицаем за Ним какую-либо телесность и при этом не погрешаем против истины.
- Наряду с преимуществом апофатическое богословие имеет и свои недостатки. Положим, если говорить о Боге только при помощи отрицаний, можно долго перечислять, Кем Он не является, но при этом иметь крайне смутное представление, Кем Он всё же является.
- Примеры апофатических терминов и выражений: Бог невидим, не зависит от условий пространства и времени, не имеет возраста, размера, объёма, геометрической формы, не вершит зло, ни от кого и ни от чего не зависит.
Практический совет
Как это называется в Церкви?
Предлагаем краткий словарик церковной лексики для новоначальных. Он поможет правильно сформулировать вопросы для того, чтобы было проще найти на них корректные ответы (см. поиск по «Азбуке веры»).