Сла́вы Бо́жия ревни́теля/ и благоле́пия церко́внаго блюсти́теля,/ те́сным житие́м и мно́гими по́двиги/ вели́кому иера́рху Александри́йскому подо́бника,/ святи́теля Афана́сия, испове́дника Росси́йскаго,/ усе́рдно восхва́лим, ве́рнии./ Сей бо при́сно мо́лится/ о спасе́нии земна́го Оте́чества своего́/ и о всех, живу́щих в нем,/ велегла́сно с любо́вию взыва́я:/ Русь Свята́я,/ храни́ ве́ру правосла́вную,// в не́йже тебе́ утвержде́ние.
Перевод:Славы Божией ревнителя и красоты церковной хранителя, трудной жизнью и многими подвигами великому иерарху Александрийскому подобного, святителя Афанасия, исповедника Российского, усердно прославим, верующие. Ибо он всегда молится о спасении земного Отечества своего и обо всех, живущих в нем, громогласно с любовью взывая: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же твое утверждение».
Святи́телю о́тче Афана́сие,/ никто́же тя́ разлучи́ от любве́ Бо́жия,/ но я́ко луча́ Со́лнца пра́вды/ во мра́це гоне́ний богоборческих/ над земле́ю Русскою возсия́л еси́,/ поноше́ния и ра́ны, заточе́ния и да́льняя изгна́ния/ и го́рькия рабо́ты/ Христа́ ра́ди три́десять ле́т претерпева́я,/ святы́х сро́дников на́ших воспева́я и в по́мощь призыва́я,/ и́же пред кончи́ною твое́ю ку́пно с Го́сподом яви́шася тебе́,/ с ни́миже и ны́не водворя́яся взыва́еши:/ Ру́сь Свята́я,/ храни́ ве́ру правосла́вную,// в не́йже тебе́ утвержде́ние.
Перевод:Святитель отче Афанасий, никто же тебя не отлучил от любви Божией (Рим.8:39), но как луч Солнца правды во мраке гонений богоборческих над землей Русской воссиял ты, поношения и раны, заключения и дальние ссылки и тяжелые работы Христа ради тридцать лет претерпевая, святых соотечественников наших воспевая и на помощь призывая, тех, которые перед кончиной твоей вместе с Господом явились тебе, с ними же сейчас поселяясь взываешь: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же твое утверждение».
Днесь Афана́сий святи́тель,/ Христо́в испове́дник и пра́ведник,/ в невече́рнем Ца́рстве Сла́вы/ све́тло лику́ет/ и в со́нме всех Ру́сских святы́х/ всесоста́вным гла́сом/ побе́дную песнь воспева́я,/ приле́жно мо́лит о нас// Преве́чнаго Триеди́наго Бо́га.
Перевод:Сегодня Афанасий святитель, Христов исповедник и праведник, в незаходящем Царстве Славы светло радуется и в собрании всех Русских святых совершенным гласом победную песнь воспевая, усердно молит о нас Превечного Триединого Бога.
У одного монаха был келейник, который должен был ему помогать, а на самом деле бил монаха, отнимал хлеб. Каждый день одно и то же, на грани смерти. И в какой-то день игумен позвал этого келейника, монах мог отдохнуть. Ему бы благодарить Бога, а он молился: «Господи, ничего я для Тебя не потерпел — и день прошел даром!»
Тема 301. Существовало ли когда-нибудь «русское язычество»?
Некоторые верят, что язычество – это некая исконно русская вера. Но был ли русский народ когда-нибудь языческим народом? Определенно нет.
В языческие времена существовали предки русских – различные славянские, а также финно-угорские и отчасти скандинавские племена, но в это время мы ещё не можем говорить о существовании русских как народа.
Мы тут не составляем исключения – «языческих англичан», например, тоже никогда не существовало. То есть, конечно, существовали языческие германские племена: саксы, англы, фризы и другие, которые, поглотив остатки кельтов, впоследствии сложились в английский народ. Но англичане как таковые, как нация, сложились уже в христианскую эпоху.
Превращение различных германских племен в англичан, как и превращение различных славянских и финно-угорских племен в русских, не было чем-то моментальным. Это был длительный процесс, как, впрочем, и христианизация обоих нарождавшихся народов. Но на входе и на выходе из этого процесса – разные этнические общности. Англичане – это не саксы. Русские – это не дреговичи.
Русская идентичность и русская культура сложилась именно как христианская, православная культура. Не существует «русской языческой культуры»; более того, само понятие «русские» закрепилось за восточнославянской общностью уже в христианскую эпоху.
Практический совет
Можно ли христианину судиться? Или лучше смиряться?
Протоиерей Димитрий Смирнов: «Хотите судиться? Хорошо, будем судиться. Вот когда мы суд проиграем – во всех трёх инстанциях – тогда и будем смиряться». ☺
Принципиального запрета для христианина участвовать в суде нет. Приемлемость судебного разбирательства зависит от ряда факторов: в монашестве человек или в миру, одинок или в браке, на него подаю́т в суд или он, кто судится (родственники, христиане), жизненно важен предмет спора или это лишь амбиции, всё ли сделано для примирения вне суда...
Очевидно, что отсуживать чужое, унижать слабых, тешить свою гордость – грех. Но если человек судится из-за произвола чиновников или защищает своих ближних, то это не предосудительно.
Для верующего человека естественно по трудным вопросам советоваться с духовником, но решение всё же придётся принимать самостоятельно (Лк.12:13-15).
Сидел бес в образе человека и болтал ногами. Видевший это духовными очами спросил его: «Что же ты ничего не делаешь?» Бес отвечал: «Да мне ничего не остается делать, как только ногами болтать, – люди все делают лучше меня».