Заговенье на Великий пост
Мч. Ники́фора, из Антиохии Сирской (ок. 257); Обре́тение мощей святителя Инноке́нтия (Кульчицкого), епископа Иркутского (1805); Обре́тение мощей святителя Ти́хона (Беллавина), патриарха Московского и всея России (1992).
Преподобного Панкра́тия Печерского, в Дальних пещерах (XIII); прпп. Ники́фора (1557) и Генна́дия (ок. 1516), Важеозерских; сщмчч. Маркиа́на (Маркелла) Сиракузского, Фила́грия Кипрского и Панкра́тия Тавроменийского, епископов (I).
Священномученика Васи́лия Измайлова, пресвитера (1930); священномученика Иоа́нна Фрязинова, пресвитера (1938).
Прощёное воскресенье
Неделя сыропустная, последнее воскресенье пред наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию «Адамова изгнания».
В конце вечерни совершается чин прощения. Эта вечерня имеет ряд характерных особенностей. Первая ее половина (до Вечернего входа) носит характер праздничный и совершается в светлом праздничном облачении.
После вечернего входа и «Свете Тихий» поется особенно умилительным напевом Великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю». После пения прокимна сразу же закрываются царские врата, читается: «Сподоби, Господи», а священнослужители переоблачаются в великопостные одежды. Просительную ектению диакон произносит уже в черном облачении, и хор отвечает ему великопостным распевом. Дальнейшая служба носит великопостный характер.
Вместо обычного отпуста принято читать молитву: «Владыко многомилостиве», как обычно читается весь Великий пост в конце великого повечерия.
После этой молитвы обычно произносится слово о прощении обид, настоятель с земным поклоном испрашивает у верующих прощения «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем все с земными поклонами просят прощения друг у друга.
Особенно трогательно и умилительно проходил этот день в древних монастырях. В Святой Земле многие подвижники после чина прощения уходили на весь Великий пост в пустыню и возвращались в свою обитель только к Лазаревой субботе. Многие до возвращения не доживали. Для них при обряде взаимного прощения было принято петь пасхальные песнопения «Да воскреснет Бог» и «Пасха Священная нам днесь показася...» Их можно услышать и в наше время. Они ободряют немощь человеческую, страшащуюся продолжительных дней строгого поста, и как бы приближают светлое торжество Воскресения Христова.
Чтения Священного Писания
![](http://img.youtube.com/vi/ydupugKCjvI/0.jpg)
Богослужения
Каноны
Мысли свт. Феофана Затворника
Притча дня
Основы православия
Тема 53. Могли ли люди самостоятельно преодолеть последствия грехопадения?
Ещё будучи цельным, невинным, имея духовную близость с Богом и не имея ещё склонности ко греху, первозданный человек не устоял в искушении дьявола и последовал его воле. Совсем не в таком состоянии пребывал Адам по грехопадении: связь с Богом нарушилась, разум и чувства омрачились, воля извратилась, образ Божий померк; тленность и смертность стали для человека (как бы) «естественными». Отступив от Бога, он в значительной мере потерял нравственные ориентиры. Стало быть, согрешив, человек не просто утратил первозданное состояние, он сделался удобопреклонным ко злу, к воздействию на него демонических сил.
Даже человеку, омытому от скверны первородного и личных грехов (что происходит в Таинстве Крещения), воспитанному на учении Евангелия, невозможно без помощи Божьей стяжать (обрести) праведную жизнь: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Если человек отпадает от Церкви, он неминуемо одолевается грехом. Что же говорить о ветхозаветных людях? Разве только пофантазировать, что они, словно Мюнхгаузен, могли взять да и вытащить сами себя за волосы из болота смерти и греха, могли сами себя исцелить от духовных болезней, от греховности, от порочных страстей.
Практический совет
Церковные записки не отменяют и не заменяют участия в богослужениях и личной молитвы. Представьте, что кто-то просит Вас помочь в ремонте его квартиры, но сам участия в труде принимать не желает.
В записках пишут имена только тех, кто Крещён в Православной Церкви. Начинают список обычно со священнослужителей, указывая сан. Старайтесь писать имена разборчиво, обязательно в родительном падеже. Отпавших живых лучше поминать при чтении Псалтири, а не на Проскомидии.
Во время паломничества в Грецию имейте в виду: крестик там наносят только на записки об упокоении; также там нет отдельного места для установки свечей за усопших («у Бога все живы» (Лк.20:38)). В греческих храмах не увидеть свечей возле каждой иконы; здесь в притворе храма, а иногда и вовсе на улице располагаются подсвечники, наполненные песком, в который и ставятся свечи.