Скрыть
Но слова Мои и определения Мои, которые заповедал Я рабам Моим, пророкам, разве не постигли отцов ваших? и они обращались и говорили: «как определил Господь Саваоф поступить с нами по нашим путям и по нашим делам, так и поступил с нами».

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 5–6 Где отцы ваши и пророки? Разве будут они жить вечно? Но слова Мои и определения Мои, которыя Я заповедал рабам Моим пророкам, разве не удержали отцев ваших. И обратились они, и сказали: Как помыслил Господь воинств сделать нам [или: с нами] по путям нашим и измышлениям нашим, [так] и сделал нам

Где, говорит Он, отцы ваши, которые не услышали и не устремились ко Мне? Где пророки ваши? Это должно быть понимаемо вообще в смысле некоторого преувеличения(ἀπὸκοινοῦ): где отцы ваши, и пророки ваши где? т. е. лжепророки, ибо о святых пророках Он никогда не сказал бы: разве будут они жить вечно? Таким образом, когда и те, согрешившие и не хотевшие обратиться ко Мне, и эти, обманувшие согрешающих ложными обещаниями, унесены смертью, Мои слова, сказанные через пророков Моих, пребывают вечно: они удержали отцов ваших и показали, что сказанное Мною истинно. Эти отцы ваши, по смерти пророков Моих испытывая на себе исполнение их пророчеств о событиях, обратились к покаянию и сказали: «Как предсказал Господь воинств сделать с нами, так и воздал нам по делам и грехам нашим». Будем читать о том, как Даниил от своего лица и от лица народа исповедует пред Господом, что они не хотели слушать Господа и по справедливости претерпели то, что с ними произошло (Дан.3:28–32).

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5-6 Отцы ваши где суть и пророцы? еда во век поживут? Обаче словеса моя, и законы моя приемлете, елика аз заповедаю в Дусе моем рабам моим пророком, иже постигнуша отцов ваших. И отвещаша, и реша: якоже устави Господь Вседержитель сотворити нам по путем нашим и по начинанием нашим, тако сотвори нам

Прежде чем покорена была Иудея и взят был самый Иерусалим, некоторые присвояя себе имя пророка как бы личину, говорили «от сердца своего, а не от уст Господних», как написано (Иер.23:16). Говоря ложь, такие люди возвещали, что святый город никогда не будет взят врагами и Израиль никогда не будет побежден желающими опустошить его, но будет пользоваться ненарушимым благоденствием и проводить жизнь в невозмущаемом наслаждении, потому что Бог защищает, удостаивает чести и любит избранный народ. Но говоря это, как я только что сказал, они, жалкие, говорили ложь и нерадивого Израиля делали еще нерадивее, тогда как они должны были бы убеждать его умилостивлять Бога, как можно далее уклоняться от того, чем Он оскорблен, и обращаться к тому, что угодно Ему. Но они пренебрегали словами истины и, увлеченные ничтожными и весьма постыдными прибытками, вводили в заблуждение Израиля. Поэтому-то пророк Иеремия сильно обвиняет их, говоря так: «Сый Господи Боже, се пророцы их прорицают и глаголют: не узрите меча, и глад не будет вам, но истину и мир дам на земли и на месте сем». Бог же в ответ на это: «лживо пророцы прорицают во имя мое, не послах их, ни заповедах им, ни глаголал есмь к ним: понеже видения лжива, и гадания, и волшебства, и произволы сердца своего тии прорицают вам» (Иер.14:13–14). И в другом месте опять говорит: «не посылах пророки, а они течаху: не глаголах к ним, и тии пророчествоваху» (Иер.23:21). Итак, Израиль, как я сказал, заблуждался, неразумно увлекшись обманом лжепророков. Но Израиль никогда бы не был покорен врагами и не испытал бы столь горького и тяжкого рабства, если бы внимал посланным от Бога пророкам, которые предвозвещали им, что это случится с ними, и ясно говорили, что они непременно испытают бедствие, если не пожелают исполнять угодного Богу. Посему и побуждает их вспомнить о нечестивых пророках и о тех, которые введены были ими в обман, и говорит: «отцы ваши где суть и пророцы? еда во веки поживут?» Он как бы так говорит: отцы ваши погибли жалким образом, в плену, и с ними вместе лжепророки, вводившие их в обман и торговавшие именем и делом пророческим. Но если бы они (отцы) были еще живы, то может быть сделали бы вас лучшими, постоянно оплакивая случившиеся с ними бедствия и немало обвиняя бывших у них лжепророков. Но они за нерадение и непослушание получили в возмездие погибель вместе с своими обольстителями. Вы же внимайте словам святых пророков и относитесь с большим уважением к возвещаемому ими: ибо они и предкам вашим говорили, что «устави Господь сотворити», очевидно плен и имеющие постигнуть их бедствия, и обличали их, прямо говоря: «по путем вашим и начинанием вашим, тако сотвори вам». Ибо Бог всяческих не наказывает напрасно и божественный, непогрешимый и весьма справедливый суд не постановляет необдуманного решения относительно чего-либо: но только после чрезмерного долготерпения он постановляет наказание согрешившим, вполне ими заслуженное. Итак, премудро благопослушание и избавит нас от всякого зла повиновение божественным законам, почтение к предречениям святых и принятие с верою вещаний Духа в уверенности, что предвозвещенное всенепременно исполнится, – преобразование себя к лучшему и обращение к покаянию.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

5-6. Отцы ваши где они? да и пророки, будут ли они вечно жить? Но слова Мои и определения Мои, которые заповедал Я рабам Моим, пророкам, разве не постигли отцов ваших? и они обращались и говорили: «как определил Господь Саваоф поступить с нами по нашим путям и по нашим делам, так и поступил с нами».

Видите истину словес Моих, говорит Бог, и Пророки пришли из жизни сей, и отцы ваши преданы наказанию, словеса же Мои пребывают, самыми делами провозглашая истинность свою, и не имея за себя ходатаями написавших оное Пророков (они испытали уже на себе определение смерти), сами взывают и свидетельствуют, что не изречено в них ничего лживого. Посему с усердием примите через Пророков предлагаемое вам Всесвятым Духом.
"и они обращались и говорили: "как определил Господь Саваоф поступить с нами по нашим путям и по нашим делам, так и поступил с нами." Согласились со сказанным, исповедали истину, восчувствовали прегрешения и сказали, что предречение истинно, гнев Божий праведен, и наказание соразмерно греху.

Толкование на пророка Захарию

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Зах.1:1-6
 

В восьмом месяце, во втором году царя Дария персидского, таким образом два месяца спустя после того, как пророк Аггей открыл свою пророческую деятельность пророчественным словом, имевшим целью возбудить иудеев к возобновлению остановленных построек храма, и только несколько недель спустя после того, как тот же Аггей предвозвестил народу великую славу новостроившегося храма, выступил по Божьему велению, будучи еще юношею (Зах.2:4), с тем же пророчественным словом Захария, сын Верехии и внук Иддо [Аддо], представителя одного из священнических родов, вместе с Зороваветем  возвратившихся из плена (Неем.12:4), наследовавший своему деду в его священнической должности и потому (Езд.5:1,Езд.6:14) названый, с опущением имени отца, прямо сыном Иддо [Аддо]. Свою пророческую деятельность Захария открыл предварительным, увещевательным словом к своим современникам, жившим в Иерусалиме, убеждая их, чтобы они, начав свое ко Господу обращение и вследствие этого получив от Бога освобождение из плена вавилонского и разные милости по возвращении в отечественную землю, не останавливались на полдороге в этим важном и существенном для них деле, а шли до конца, чтобы вполне от всего сердца совершили свое обращение ко Господу, чтобы в своих отношениях к Иегове не подражали отцам своим и через впадение в грехи отцов не навлекали на себя такого же продолжительного наказания, какому за свои грехи подверглись упорные их предки, долженствовавшие  вытерпеть и разрушение Иудейского царства, Иерусалима и храма, и тяжелый плен среди язычников: «прогневался Господь на отцов ваших,–  говорил пророк своим современникам, –  великим гневом». «И ты скажи им, - передает он поручение Божие, –  так говорит Господь Саваоф: обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф». Троекратное в речи пророческое выражение: «говорит Господь Саваоф», придает особенную силу и важность увещеванию. Пророк говорит, что чем полнее, чем существеннее народ обратится ко Господу, тем вернее, тем обильнее Бог проявит этому народу свои милости, тем славнее совершит обетованное народу спасение. «Не будьте такими, –  продолжал он, –  как отцы ваши, к которым взывали» в своих увещевательных, обличительних, угрожающих и карательных речах «прежде бывшие», жившие прежде плена «пророки», которые говорили: «так говорит Господь Саваоф: обратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших»; но они не слушались и не внимали Мне, говорит Господь». Чтобы такого рода указание на отцов и прежних пророков имело всю  свою силу для современников, чтобы народ не мог сказать, что указание на людей умерших, указание на вещи, давно прошедшие, не имеет обязательной силы для времен настоящих, для современного пророку поколения, в предупреждение этого и для большего еще усиления своей речи пророк от имени Иеговы присовокупляет: «Отцы ваши – где они? да и пророки, будут ли они вечно жить? Но слова Мои и определения Мои, которые заповедал Я рабам Моим, пророкам, разве не постигли отцов ваших? и они обращались и говорили: «как определил Господь Саваоф поступить с нами по нашим путям и по нашим делам, так и поступил с нами». Пророк как бы так говорит от имени Бога: правда, отцы ваши давно умерли, и пророки вечно жить не могут, и они умирают, но, несмотря на то, слова Божии, высказанные через пророков, над отцами вашими все-таки исполнились. Изреченные этими пророками определения Божии осуществились на отцах, так что последние по необходимости должны были сознаться, что Иегова привел в исполнение те карательные угрозы, которыми Он угрожал им. Памятник этого сознания отцы оставили в покаянных псалмах от лица пленного народа и молитвах Даниила (Дан.9) и Ездры (Ездр.9).

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible