Скрыть
И отвечал Ангел Господень и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет?

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8–13 Видел я ночью: и вот муж, восходящий на коня рыжаго и стоящий между миртовыми деревьями, которыя были в углублении, а за ним кони рыжие, пегие и белые, и сказал я: «Господи мой! Кто они?» И сказал мне ангел, который говорил во мне: «Я покажу тебе, что это значит». И отвечал муж, стоявший между миртами и сказал: «Это те, которых послал Господь, чтобы они обходили землю». И отвечали ангелу Господню, который стоял между миртами, и сказали: «Мы обошли землю и вот вся земля, населена и находится в мире». И отвечал ангел Господень и сказал: «Господи воинств! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и городами Иуды, на которые Ты разгневался. Вот [уже] семидесятый год». И отвечал Господь ангелу, который говорил во мне, слова благие, слова утешительные

Сначала будем рассуждать об истории. Я видел, – говорят, – ночью, – не днем, как Моисей, видевший Бога лицом к лицу, и Исаия, который говорил: Я видел Господа на престоле высоком и превознесенном (Ис. 6:1); это было еще прежде, чем народ отводится в плен и разрушены были храм и Иерусалим; а для народа, еще подверженного бедствиям рабства, [пророк] во тьме созерцает то, что видит относительно его. И вот муж, восходящий на коня рыжего. Под ним Евреи разумеют Ангела Михаила, который есть мститель за неправды и грехи Израиля. А то, что он стоял между миртами, находящимися в глубине [они понимают так]: под миртами хотят видеть пророков и святых, которые ходили среди пленного народа и были в глубине; а за мужем, т. е. Михаилом, следовали кони рыжие, пестрые и белые в постепенном, как думают они, порядке; так что белые обозначают Мидян и Персов, так как под их властью плен прекратился и восстановлен храм; пестрые обозначают Македонян, из которых одни были друзьями, другие преследователями (об этом говорит последнее видение Даниила (Дан. 8) весьма подробно); рыжие же обозначают царство жестоких и кровожадных Римлян, которое погубило народ и разрушило храм, – А другие, сохраняя указанный в Писании порядок, под мужем, который восходил на коня рыжего и под конями рыжими, пестрыми и белыми разумеют четыре царства. Первое и второе – кровавые царства Ассириян и Халдеев, из которых первые при Салманассаре отвели в плен десять колен; а вторые [покорили] Иуду и Вениамина, сжегши Иерусалим и разрушивши храм. Под третьими и четвертыми, [т.е.] под пестрыми и белыми, по их мнению, разумеются Мидяне и Персы, из которых одни были снисходительны, как Кир и Дарий, сын Гистаспа, и Ассуер, которого Греки называют Артаксерксом, и при котором совершается история Эсфири; а другие жестоки, как Камбиз и остальные. Итак, пророку, видящему мужа, восходящего на коня рыжего, и за ним коней рыжих, пестрых и белых, но не знающему, что именно он видел и желающему знать смысл видения своего и говорящему: «Кто они, Господи», Ангел, говоривший в нем, обещает эго сказать; а так как он молчит, то муж, стоявший между миртами, рассказывает. Это суть царства, которым Господь повелел обойти вокруг земли и подчинить се своей власти. Потом ангелы, которые начальствовали над царствами и народами, приходят не к кому либо иному, а к самому истинному Ангелу Господню, Который стоял между миртами; они говорят: Мы обошли всю землю, и вот вся земля населена и спокойна. Смысл такой: Под нашею властью все царства находятся в безопасности и в мире, и никакие [из них] не подвергаются угнетению. Вследствие такого ответа ходатайствовавший за Израиля ангел получает случай просить о народе и говорит Господу: «Так как вся земля находится в спокойствии и мире, то почему, Господи, Ты не умилосердишься над Израилем и городами Иуды, когда время пленения, согласно назначению Твоему, вполне окончилось?» И отвечает Господь ангелу, говорившему в пророке, слова благие, слова утешения: благие об обетованиях будущего, утешительные – о необходимости настоящего. – Это буквальный смысл, чтобы не показалось, что наши скрывают то, чему мы научились от преподавателей иностранного языка. Впрочем, учители Церквей под ночью, в которую получается видение, разумеют неясность таинственного видения, ибо Господь положил мрак покровом Своим (Пс. 17:12), и у Семидесяти о Нем говорится: Бездна, как одеяние покров Его (Пс. 103:6). А муж, восходивший на коня рыжего есть Господь Спаситель, Который, принимая домостроительство плоти нашей, слышит в книге пророка Исаии: Почему красны одежды твои (Ис. 63:2). Тот, Который здесь пленному народу показывается, как красный, в Откровении Иоанна описывается, как одетый в белые одежды и сидящий на белом коне (Откр. 3:5, 6:2). А сказанное о том, что Он стоял между двумя горами тенистыми (хотя в Еврейском не имеется слова двумя) понимают в отношении к ветхому и новому Завету (Instrumentum), который считается покрытым густейшей листвой, лесом и тенистыми рощами, ибо смысл его окутан многой таинственностью. Под миртовыми деревьями, которые были в глубине, и среди которых описывается Он стоящим, понимают ангельские силы, служившие Ему даже в принятом Им теле. Конечно, с другой стороны, под горами (выбросим не находящееся в Писании слово два) вообще и без указания определенного числа мы можем разуметь весьма многих святых, – апостолов и мужей апостольских, – о которых говорится, как об исходивших весь мир, [подобно коням, которые были] рыжие, пестрые и белые. Из этих мужей одни были увенчаны мученичеством и называются красные; другие, по разнообразию знамений, по делам и учению, называются пестрыми; третьи приняли награду за девственность, чистоту догматов и непорочность сердца, которое зрит Бога. Затем пророк спрашивает того же мужа и ангела, который стоял между миртовыми деревьями и говорил: Кто они [или: что это] Господи мои, и Ангел, говоривший в нем, т. е. чувство пророческое обещает показать [смысл того] что созерцается [или: созерцает] в видении. И хотя он обещал, но отвечает [на вопрос] не сам, а другой, стоявший между миртами, [который] и говорит: Это те, которых Господь послал, чтобы они обошли вокруг земли. Действительно, апостолы были посланы Господом, чтобы наполнить весь мир проповедью Евангелия, и по совершении [этого] дела возвратились к Ангелу Великого Совета, стоявшему среди тех, которые говорили вместе с Апостолом: Мы есмы Христово благоухание в тех, которые спасаются и в тех, которые погибают (2Кор. 2:15), и среди народов того и другого призывания. И сказали они к нему: «Мы обошли землю, исполнили дело, которое назначено нам, и вот вся земля населена и находится в тишине, – земля, прежде бывшая опустошенною от Бога; она спокойна от войн, от нападений со стороны пороков и грехов; ибо она приняла наследие Господа, возвращающегося ко Отцу и говорящего: Мир Мой даю вам, мир Мон оставляю вам (Ин. 14:27)». А то, что в видении испрашивается полное милосердие, т. е. чтобы с наступлением семидесятого года Господь умилосердился над Иерусалимом и городами Иуды, приводит [нас] к такому пониманию: Прежде чем наступает полный мир и субботствование и исполняется число семи десятков, т. е. [оканчивается] семидесятый год, ни Иерусалим, – обозначающий видение мира, – т. е. церковь не получит полной свободы, ни города Иуды, т. е. души, верующие в Господа. Наконец, Господь обещает в словах благих, в словах утешения то, что ныне мы видим отчасти и отчасти пророчествуем (1Кор. 13:9), а когда наступит совершенное, тогда бывшее отчасти прекратится, и мы освобожденные от Вавилона века сего будем восклицать: Когда Господь возвращал плен Сиона, мы были как бы утешенные (Пс. 125:1).

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И отвеща Аггел Господень, и рече: Господи Вседержителю, доколе не имаши помиловати Иерусалима и грады Иудовы, яже презрел еси? сие седмьдесятое лето

Когда были посланы кони, то есть народы и цари, обошедшие всю землю, и когда они ясно сказали, что она населена и молчит и по необходимости переносит наложенное на нее иго: тогда говорит и блаженный Ангел Иудеи, который может быть поставлен был Богом руководить народ иудейский. Мы знаем, что когда они убежали из земли Египетской, то безумный фараон привел их в великий ужас, вооружившись против них и решившись гнаться за ними. И ста, говорит, ангел Господень посредине их, «и не смесишася друг с другом во всю нощь» (Ис.14:19–20); и сведущий в законе Павел сказал, что и самый закон изглаголан чрез ангелов (Гал.3:19). На нечто подобное указывает и содержание евангельской притчи. Негде Христос говорил о синагоге Иудейской, прикровенно предвозвещая имеющее случиться с нею: «смоковницу имяше некий всаждену в поле своем», и поелику она была бесплодною, то он хотел срубить ее и это сделать приказал садовнику, говоря, «посецы ю, вскую и землю упражняет?» Тот же на это говорит; «господи, остави ю и се лето, дондеже окопаю окрест ея, и осыплю гноем: и аще убо сотворит плод во грядущее: аще ли же ни, посечеши ю» (Лк.13:6–9). В этих словах на что иное указывает нам лице садовника, как не на Ангела предстателя, поставленного, как я сказал, руководить ее? Итак, поелику Бог ограничил время плена семидесятым годом и поелику еще не кончилось это время; то необходимо было молчать, чтоб не оказалось противодействия велениям Владыки. Когда же исполнилось это время; то он (ангел) умоляет Господа и, после того как миновала опасность прогневать Господа, зная, что Он никогда не говорит неправды, Ангел желает узнать, не завершились ли уже над согрешившими последствия гнева божественного в семидесятом году, сообразно с древним определением, или же будет еще некоторая отсрочка вследствие прибавившихся грехов их и бедствия их продолжатся еще на некоторое время? Посему говорит: «доколе же имаши помиловати Иерусалима и грады Иудовы», презренные уже «седмьдесятое лето?»

Итак, чтущие Бога могут иметь благую и несомненную надежду на то, что если бы им случилось прогневать Его по немощи, то они имеют пред Богом неотступных заступников за себя не только людей, но и самых святых Ангелов, которые испрашивают милость у Бога, своею чистотой, как бы утишая Его гнев и останавливая негодование Судии. Но тогда за синагогу иудейскую ходатайствовал пред Богом ангел, а мы, уверовавшие и освященные Духом «ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа, и той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира» (1Ин.2:1–2) и, как пишет божественный Павел, Бог назначил Его в умилостивление чрез веру (Рим.3:25), чтоб Он избавлял от грехов приходящих к Нему.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

12. И отвечал Ангел Господень и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет?

Должно же знать, что срок первого пленения исполнился в первый год Кира, царствовавшего у Персов; потому что благий и человеколюбивый Владыка к испытанию бедствий сопричислил и время предречения. Сие точнее показали мы в толковании Пророка Иезекииля. Ибо семидесятилетний срок запустению Иерусалима исполнился во второй год царствования Дариева. Посему счисление оного начинать должно с одиннадцатого года царя Седекии, при котором взят был город Иерусалим. Ибо, если кто начнет свое разыскание с сего года, то найдет, что срок сей исполнился во второй год царствования Дария, сына Истаспова. Посему Ангел, покровительствующий народу Божию, умоляет Бога всяческих обратить взор на предречение, взять во внимание, что срок исполнился, и не презирать более города, Ему посвященного и преданного конечному запустению.

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И отвечал Ангел Господень и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет

Поэтому, Ангел Иеговы обращается к Господу Вседержителю с ходатайством о возвращении милости к Иерусалиму и всей стране Еврейской, находящейся под гневом уже семьдесят лет. Из ст. 15, а равно из видений второго и восьмого, выясняется, что ходатайство Ангела Господня за избранный народ, очевидно, представляло, по своему содержанию нечто напоминающее Откр VI:10; доколе Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь и проч.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Зах.1:7-13

Три  месяца  спустя  после  призвания  к  пророческому  служению  и  после первой произнесенной от имени Божьего увещевательной речи Захария получает от Бога в одну ночь целый ряд видений, в которых заключен был целый образ будущего в его главных моментах раскрытия царства Божьего в Израиле, и смысл которых разъяснялся пророку особенным, для этой цели приставленным к нему ангелом-истолкователем. «В двадцать четвертый день, говорит пророк,  одиннадцатого месяца, – это месяц Шеват, – во второй год Дария», таким образом пять месяцев спустя после возобновления построек храма и два месяца спустя после последнего, открытого  через Аггея народу обетования, что отныне Господь будет ниспосылать благословения на свой народ и прославит его «было слово Господне к Захарии, сыну Варахиину, сыну Аддову, пророку: видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади него кони рыжие, пегие и белые, – и сказал я: кто они, господин мой? И сказал мне Ангел, говоривший со мною: я покажу тебе, кто они. И отвечал муж, который стоял между миртами, и сказал: это те, которых Господь послал обойти землю. И они отвечали Ангелу Господню, стоявшему между миртами, и сказали: обошли мы землю, и вот, вся земля населена и спокойна. И отвечал Ангел Господень и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет?» Итак, в ночь двадцать четвертого дня, месяца Шевата, пророк, находясь в бодрственном состоянии и приведенный силою Божею в экстаз, созерцает в видении между миртами, растущими в глубокой низменности, всадника на рыжем коне. Мирты, как растение приятное на глаз и красивое, указывали пророку на Феократию или на землю иудейскую, как землю любезную Богу, а то, что эти мирты росли в глубокой низменности, напоминало пророку о том глубоком унижении, в каком в его время находились как земля иудейская, так и жители ее – народ богоизбранный. Всадник, сидящий на рыжем коне, стоит впереди, как предводитель целой толпы всадников, стоящих сзади него и сидящих на конях разного цвета, что означало их неодинаковую деятельность, ради которой они были посланы Богом. Одни из них, как и всадник предводитель, сидели на рыжих конях, конях кровавого цвета, знак того, что всадники, сидевшие на конях такого цвета, имели своею миссиею, своею обязанностью взять мир с земли и возбудить по всей земле кровопролитную, междуусобную войну (см. Апок.6:4). Другие из всадников сидели на конях пестрых, точнее смуглых, соответствующих апокалипсическому коню цвета бледного, и потому имели одинаковую миссию со всадником, сидящем на этом коне, – всадником, «которому имя смерть», и которому «дана» была «власть над четвертою частью земли умертвлять мечом и голодом и мором» (Апок.6:8). Третьи, наконец, из всадников сидели на конях белого цвета, – цвета славной победы и торжества (Апок.6:2). Видя этих всадников, недоумевая о них, пророк усматривает возле себя  ангела и обращается с просьбою объяснить ему, что значит эта толпа всадников на конях разного цвета? Ангел дает обещание исполнить просьбу пророка, но прежде чем он начинает объяснять значение видения, предводитель толпы сам дает ответ пророку на его просьбу. Он говорит: «это те, которых Господь послал обойти землю». Высказав это, тот же предводитель от лица всех всадников громко, вслух пророка говорит об исполнении возложенного на них поручения: «обошли мы землю, – говорит он,  и вот, вся земля населена и спокойна», вся земля наслаждается полным миром, никакой враг не возмущает этого мирного состояния земли и жителей ее. С таким донесением предводитель обращается не к пророку и не к стоящему возле пророка ангелу-истолкователю, обязанность которого состояла только в том, чтобы объяснять пророку видения и передавать ему Божьи откровения, а к стоящему также между миртами Ангелу Иеговы, лицу божеского достоинства, в видениях то отождествляемому с Богом, то отличаемому от Него. Обращаясь к истории, мы видим, что действительно  во втором году царя Дария персидского на земле господствовал всеобщий мир, все народы, подданные прежнего всемирного царства Халдейского и теперь пребывающие под властью царей персидских, были спокойны и жили в мире. Только Иудея, это жилище народа Божьего, в большей части своей пребывала опустошенной, Иерусалим был еще без стен, предоставленный всем неистовствам врагов Иуды. И между тем еще через Аггея (Агг.2:7-8,2:22-23) Бог возвещал, что еще немного, и Он поколеблет небо и землю, и весь мир, и все народы, и что вследствие этого сотрясения народы придут, дабы наполнить храм славою. Таким образом, действительность как бы не соответствовала Божьему обетованию. Такое положение вещей должно было людей благочестивых вводить в сильное искушение, а людей легковерных еще более укреплять в их холодности и равнодушии к Иегове, Богу Израилеву. Пока языческие народы наслаждались невозмутимым миром, народ Иеговы не мог ожидать для себя каког-либо существенного улучшения своего тяжелого положения. Хотя Дарий не притеснял иудеев, он даже покровительствовал им и позволил продолжать прервавшееся было строительство храма, при всем том положение Иуды было все-таки тяжелое, иудеи же все находились под властью языческой силы, без надежды даже по прошествии семидесятилетнего плена на осуществление предсказанного ранними пророками (Ис.40; Иер.31) славного состояния, которое должно было наступить с возвращением народа Божьего из плена вавилонского. Поэтому-то, как скоро Ангел Иеговы получает от предварителя всадников донесение, возвещающее, что мир спокоен, следовательно, Иерусалим стеснен, то Он тотчас же обращается к Богу с крепкою молитвою о том, чтобы Господь сжалился над Иерусалимом, чтобы Он скорее окончил все еще как бы продолжающийся семидесятилетний плен народа Своего, чтобы вывел его из тяжелого положения рабства языческой силы. На эту молитву, которая сама собою полагала уже для Израиля источник утешения, так как она выходила из уст Того Существа, из уст Того Ангела Иеговы, через которого Господь в древние времена вел еврейский народ из Египта в землю Обетованную и затем руководил всею жизнью этого народа, «изрек Господь слова благие, слова утешительные». Пророк говорит, что ответ Бога, через посредство Ангела Иеговы или же без Его посредства, об этом пророк не упоминает, обращен был к ангелу толкователю, с тем, конечно, чтобы тот передал этот ответ пророку, а он народу, так как молитва Ангела Иеговы и ответ на нее от Бога касались именно народа.

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible