Скрыть
Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И все те, которые останутся от всех народов, пришедших против Иерусалима, из года в год будут приходить, чтобы поклониться царю Господу воинств и праздновать праздник кущей

Пророк говорит, что все, которые останутся от народов, имеющих придти против Иерусалима, ежегодно будут ходить на поклонение Царю Господу воинств и торжествовать праздник кущей. Иудеи тщетно обещают себе исполнение этого во время тысячелетнего царства, предначинанием празднования которого служит это [празднество]. По выходе из Египта народ Израильский в огромной, страшной вполне обнаженной пустыне, – где не было ни домов, ни городов, ни укреплений, ни пещер, – устраивал себе кущи и палатки, которые по сходству с малой птицей называются крыльями (papiliones – бабочки). Под ними жил народ с своими женами и детьми и принимал пищу, днем укрываясь от солнечного зноя, а ночью – от дождя, холода и росы; и было заповедано ему, чтобы в 7-й месяц, в 15-й его день совершалось празднование кущей. И когда, – говорится там, – твой сын после спросит тебя: «Что значат эти кущи?» ты ответишь ему: Многое время мы были чужеземцами в Египте, из которого Господь вывел нас в пустыню, и теперь мы воздвигаем палатки потому, что воспоминаем во всякое время о благодеяниях Божиих в то время, когда мы начали жить по городам (Втор. 6:20–21 и Лев. 23:43). Он повелел также, чтобы палатки они устраивали из прекраснейшего дерева, которое Иудеи называют лимонное дерево, и из ветвей пальмовых и из листьев самого густого дерева, ивы и тополя. Мы сделали общий обзор [соответствующих] прошедших событий, чтобы от них перейти к духовному пониманию. Коль скоро мы движемся и ведем борьбу, мы обитаем в палатках, всей мыслью своей устремляясь к тому, чтобы перейти от палаток к твердому и постоянному жилищу, т. е. к дому Божию. Посему и святый Давид восклицает в Псалме: Горе мне, что [переменное] обитание мое продолжилось (Пс. 119:5), и: Пришелец я и странник, как и все отцы мои (Пс. 38:13). Это говорит пребывающий в Египте и еще находящийся в этой жизни. А тот, кто исходит из Египта, на Еврейском языке называемого mesraim (מערים), что значит тяжелое испытание, кто вступает в место, свободное от пороков (solitudinem vitiorum), тот начинает путь свой и говорит с Псалмопевцем: Перейду в место чудного селения (tabernaculi mirabilis) к дому Божию (Пс. 41:5). В самом деле, удивительно не хотеть жить с Египтянами, но, потопив Фараона, пожелать войти в землю обетования (Исх. 14). Поэтому и в другом месте говорится: Как возлюбленны селения Твои, Господи сил, желает и изнемогает душа моя [от стремления] в жилища Господа (Пс. 83:2–3) и немного ниже: Блаженны живущие в доме Твоем, во веки веков они будут восхвалять Тебя (Пс. 83:5). Ибо голос радости и спасения в жилищах праведных (Пс. 117:15). И в Притчах мы открываем следующие слова: Домы праведных остаются, и те селения их, которые действуют по правде, будут стоять (Прит. 2:21), т. е. обещается, что дома будут неизменно пребывать и жилища будут стоять твердо. И в другом месте святый муж говорит: Одного я просил от Господа, и этого и буду искать, [именно] чтобы вселиться в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его (Пс. 26:4). Кто обитает в селениях этого рода, и от селений спешит переходить к передним частям жилищ (atria), а от них – к дому, а от дома – к храму Господню, тот должен совершать торжественные праздники кущей из прекраснейшего древа мудрости – о котором говорится в Притчах: Древо жизни для всех, которые приближаются к нему, преклоняют голову на нем, как над домом крепости (Прит. 3:18), – и из пальмовых ветвей, в которых указывается знак победы и награды за добродетель, а также из листьев самого густого дерева, – под которым Иудеи разумеют мирту, чтобы указать на умерщвление плоти и похотей; посему и Господу Спасителю волхвы приносят в дар смирну (Мф. 2:11), – а также из ивы и тополя; под ними некоторые разумеют одно дерево, при чем само имя дерева, которое по-гречески называется ἀμνός, указывает на непорочность. Врачи и те, которые писали о свойствах деревьев и трав, говорят, что если кто будет пить настой на воде цвета ивы или [или: и] тополя, то в таком человеке охладеет всякий пыл, иссохнет кровеносная страстная жила, и он уже будет не способен более рождать детей. А тот, кто будет покрыт ветвями таких деревьев, будет совершать праздник кущей, минуя шестой месяц, относящийся к миру, и в седьмой совершая духовную субботу, в 15-й день того же месяца, когда бывает полнолуние, и весь мрак ночной рассеивается ясным светом. Об этом мы сказали кратко, – представляя в уме большой размер книг [которые нужно истолковать], – чтобы перейти к тому, что остается еще.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 16-17 И будет, елицы аще останутся от всех язык пришедших на Иерусалим, и взыдут на всякое лето поклонятися Царю Господу Вседержителю Богу, и праздновати праздник скинопигии. И будет, елицы аще не взыдут от всех племен земли во Иерусалим поклонитися Царю Господу Вседержителю Богу, и сии онем приложатся

Сказав, что воинствовавшие с церквами и надмевавшиеся и превозносившиеся над святым Иерусалимом подвергнутся подобающим им наказаниям, предрекает потом поклонение оставшихся после них, – очевидно во Христе верою, ибо Он есть «чаяние языков», по слову патриарха (Быт.49:10). Назначен Он и во «свет языком» (Лк.2:32) и в завет рода (ср. Лк.1:50, 72), «отверсти очи слепых, и извести от уз связанныя, и из дому темницы седящыя в тме» (Ис.42:7). Итак, что язычники, оставив слепоту идолопоклонства и служения диаволу и расторгнув узы невежества, придут к свету истины и подчинятся игу Спасителя, – это открывает в словах, что оставшиеся из наказанных или воинствовавших с церквами (а их бесчисленное множество) «взыдут на всякое лето поклонятися Господу Вседержителю Богу и праздновати праздник скинопигии». Закон Моисеев установлял совершать праздник скинопигии (кущей) в пятнадцатый день седьмого месяца, по собрании урожая с полей в житницы, почему и называет праздник исходное (ἐξόδιον). Повелевал «брать ветви финиковыя, и плод древа красен, и ветви древа частыя, и вербы, и агновы ветви», а также пить воду из потока и увеселяться (Лев.23:39–43). Поводом для праздника закон ставил обитание Израиля в шатрах, по освобождении его от жестоковластия Египтян. Это было прообразом таинства Христова. И мы сами освобождены от жестоковластия диавола и призваны, как я сказал, в свободу чрез Христа (Гал.5:13) и подчинились Самому Царю всяческих и Жизни, пренебрегши жестокостью издавних властелинов наших. И празднуем мы истинный праздник кущей, то есть день воскресения Христова, когда тела всех как бы твердо водружены в Нем, хотя и подверженные тлению и подчиненные смерти. Он есть воскресение, Он – жизнь (Ин.11:25), как бы первенец из мертвых и «начаток умершым» (1Кор.15:20; ср. Деян.26:23; Кол.1:18; Апок.1:5), исполняющий нас духовного благоплодия и дающий нам возможность как бы с полей собранные труды (плоды) скоплять в житницах небесных. Он даст нам жизнь в раю и блаженство, конечно духовное, – нам, победившим грех, благоухающим духовно, имеющим прекрасный и достолюбезный плод евангельского жития, свято и праведно жительствующим. Указанием на это может служить наконец и то, что они имели ветвь финиковую и плод древа красен в соединении с другими (растениями для палаток). Он есть «поток сладости, коим напоил» нас Бог и Отец (Пс.35:9). Он – источник жизни и «река мира», уклоняющаяся на нас, призванных из язычников (Ис.66:12), – о чем точная речь есть у нас в другом месте. Итак, восходящие поклоняться Богу Вседержителю и совершать праздник кущей суть оправданные чрез веру во Христе. А не восходящим угрожает гибелью и наказаниями, соответствующими тем, коим должны подвергнуться гонители и обидчики, ибо наравне со врагами считаются не восхотевшие любить, о чем, думаю, и Сам Христос сказал: «иже несть со мною, на мя есть: и иже не собирает со мною, расточает» (Лк.11:23).

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

16. Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей.

По одержании сей победы, такой страх нападет на оставшихся у народов иноплеменных, что ежегодно будут стекаться в Иерусалим воздавать чествование Господу всяческих, и вместе с народом Божиим праздновать праздник скинопигии; потому что время сего праздника, как летнее, удобно для путешествия.

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей

Но подобно тому, как после истребления непокорных Пастырю овец в Израиле сохраняется остаток, испытываемый потом и очищаемый для того, чтобы сделаться действительно народом Божиим; так оставшиеся от описанных бедствий и, очевидно, изменившие свои образ мыслей язычники из всех народов, сделаются поклонниками истинного Бога, Которого признают Царем и Господом. Ежегодно они будут приходить в Иерусалим на поклонение Ему и для празднования праздника Кущей; этот праздник имел особенное значение для Израиля, в качестве благодарственного воспоминания о том, как Господь чудесно питал и охранял народ Свой во время странствования в пустыне, после чего ввел его в землю, изобилующую всеми благами; этот же праздник имел значение и ежегодного благодарственного служения Богу по окончании жатвы, чему вполне соответствует в данном месте контекст речи.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 14-17 Но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима, и собрано будет богатство всех окрестных народов: золото, серебро и одежды в великом множестве. Будет такое же поражение и коней, и лошаков, и верблюдов, и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них. Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей. И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них. 

В этом поражении врагов Самим Богом примет участие и народ завета: «но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима», будет вместе с Богом сражаться против врагов, нападавших на Иерусалим. Чрез победу над врагами Иуда приобретет себе в добычу драгоценные сокровища языческих народов и тем самым отомстит им за то опустошение, какое они причинили Иерусалиму: «и собрано будет богатство всех окрестных народов: золото, серебро и одежды в великом множестве». А народы самые будут истреблены, и истребление будет столь полное, что даже животные, употребляемые этими народами как для войны, так и для перевозки тяжестей разного рода, не избегнут участи своих владельцев, они будут поражены тем же поражением, какое постигнет и людей: «будет такое же поражение и коней, и лошаков, и верблюдов, и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них», будет одинаково вполне с поражением людей. Из этого всеобщего поражения, поражения ужасного уцелеют только немногие люди, а именно только те, которые обратятся к истинному Богу. Этот весь остаток, оставшийся «из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей», все они будут поклонятся истинному Богу, все они войдут для совершения сего поклонения в царство Божие, в Церковь Божию и, пребывая в этой Церкви, за оказанную к ним милость со стороны Бога, за то, что Он из странствования  этой жизни ввел их в блаженное состояние царства мира, будут также торжественно благодарить Его, как торжественно благодарил Его ветхозаветный Израиль, совершавший в честь Иеговы праздник кущей, праздник благодарения за благодатное сохранение Израиля во время странствования по пустыне и за введение его в обетованную землю, полную обетованных земных благ и через то служившею сению несравненно больших, духовных благ в царстве Божием. «И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них».
 

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible