Скрыть
Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своем месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Анамеила до царских точил.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Земля обратится в равнину от Гаваи и до Реммона, на юг Иерусалиму

Пророк говорит о двух пределах владений иудейских, Гаве – пределе северном и Реммоне – пределе южном.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9–11 В день тот будет Господь един, и, будет имя Его едино, и возвратится вся земля даже до пустыни, от холма Реммона до юга Иерусалима, и возвеличится, и будет населяема в месте своем от ворот Вениамина до места ворот первых, до ворот угловых, и от башни Ананиила до точила царского, и будут обитать в нем, и проклятия более уже не будет, но будет жить Иерусалим в безопасности

Иудеи и иудействующие Христиане представляют себе, что восстановление Иерусалима и исхождение вод из средины его, стекающих к двум морям, будет в последнее время, когда снова будет совершаться обрезание и будут приносимы жертвы, и соблюдаемы все заповеди закона, так что не Иудеи будут Христианами, а Христиане Иудеями. В день тот, говорят они, когда Христос имеет сесть на царство в Иерусалиме, украшенном золотом и драгоценными камнями, не будет идолов и различных служений божествам, но будет Бог один, и вся земля обратится даже до пустыни, т. о. [обратится] в прежнее (antiquum) состояние. И назначит названия местам, от какого места и до какого места должен быть отстроен Иерусалим: от холма Реммон (ибо это и значит Гавая, где находится гранатовое дерево) до южной стороны Иерусалима. Следующие же слова: А Рама пребудет на месте своем, более правильно перевел Акила и другие, которые употребили слово: возвысится, ибо Рама значит возвышение согласно с оным пророческим и евангельским словом: Глас слышен был в Раме, т. е. зазвучал на возвышенностях (Мф. 2:18). Итак, возвысится Иерусалим и будет отстроен на месте прежнем, от ворот Вениамина, до ворот, называемых угловыми, и от башни Ананиила (не Анамаила, как неправильно читают Греки и Латиняне) до точила царского, – что на еврейском языке выражено словом ammelech [или: amalech] (הכלר ). И будут жить в нем, т е. в Иерусалиме, и проклятия больше уже не будет, т. е. никакого страха от вражеских нападении и никакого ужаса. Но будет Иерусалим стоять, или жить покойно в вечном мире. Иудеи воображают, что это сбудется буквально, так же, как и наши хилиасты (χιλιασταί), которые снова желают слышать слова: Раститесь и размножайтесь и наполняйте землю (Быт. 1:28), и вместо воздержания этой жизни и краткого поста они сулят себе жирные блюда с луком (bulbos et …. ) и птиц из страны реки Фазоса, и рябчиков, не ионийских, а иудейских; относительно этих людей Господь, может быть, сказал: Не останется дух Мой в людях сих, ибо они плотские (Быт. 6:3), ибо: Плоть восстает против духа и дух против плоти (Гал. 5:17). Пусть не противопоставляют они нам из Апокалипсиса Иоанна главу XX (Апок. 20), потому что и она должна быть изъясняема в духовном смысле. Мы же, с своей стороны, будем изяснять это пророчество в отношении к небесному Иерусалиму – Церкви, которая, ходя во плоти, живет не но плоти, и жилище которой на небесах. Ибо после того, как Господь воцарится над всею землею, – о чем Дух Святый через пророка говорит Отцу: Боже, дай суд Твой Царю и правду Твою Сыну Царя (Пс. 71:1). – Господь будет един, – о чем написано: Да познаете, что Сам Господь есть Бог (Втор. 4:35), и едино имя Его после низложения всякого ложного верования, согласно тому, о чем воспевает Пророк: Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земле (Пс.8:2), и опять: Ты возвеличил над всеми имя святое Твое (Пс. 137:2), и в другом месте: Как имя Твое, Боже, так и слава Твоя по всей земле (Пс. 47:11), об этом говорит и Аввакум: Славою Его исполнена земля (Авв 3:3). Об этой славе имени Своего говорит Сам Господь: Без Меня не познаешь Бога, и без имени Моего, которое возвеличено над всеми (Ис. 44:8). Тогда вся земля, в которой обитали Иудеи, обратится даже до пустыни, т. е. до народа языческого, который был прежде [как бы] пустынен и не имел познания о законе: от Гаваи до Реммона, т. е. от холма до места высокого, ибо мы возвышаемся от земли и от пустыни к холмам, а от холмов – к местам горним. Посему и жених, – в книге Песнь Песней, – перепрыгивает холмы, которые меньшего размера, и вскакивает на высокие горы (Песн. 2:8), о которых написано: Горы высокие оленям (Пс. 103:18). Если же мы не хотим под Реммоном понимать гранатовое дерево (ибо это слово у евреев значит и то, и другое) то должны сказать, что пределы церкви берут начало свое от холмов, так что устрояется всякий церковный порядок [иерархические степени], о чем мы говорили выше, когда изъясняли плач единородного, и плач, как Ададреммона. Но церковь не довольствуется этим пределом, а при полном свете достигает до Юга, о котором мы недавно сказали уже, и потому теперь умолчим, чтобы не надоесть читателю частым напоминанием об этом; и возвысится Церковь, которая начала от холмов, и дойдет до полудня, и будет жить на месте своем, о котором написано: На месте пастбища, там Он поместил меня (Пс. 22:2). От ворот Вениамина, имя которого значит: Сын правой [руки], а не сын дней, как неправильно думают некоторые; в самом деле, ибо это слово, если оканчивается буквою нун, значит одно, а если оканчивается буквою мем, значит другое. И дойдет до места ворот восточных и первых, даже до ворот угловых. Мы начинаем добродетелью, ибо это и обозначает правое (dextera), и доходим до ворот первых, чтобы через них войти и в остальные; тотчас встречаются нам ворота угловые, где находится Краеугольный Камень, Который отвергли строители, и Он сделался основанием угла (Пс. 117:22). Этот краеугольный Камень соединяет обе стороны стены и сводит два народа к одному (Еф. 2:14), о чем Бог говорит черезь Исаию: Вот Я положу на Сионе камень краеугольный, избранный и драгоценный в основаниях его; и тот, кто будет веровать в него, не будет посрамлен (Ис. 28:16). Сей краеугольный Камень захочет, чтобы на нем были положены и другие краеугольные камни, так что апостол Павел мог свободно сказать: Устроены на основании апостолов и пророков, тогда как Иисус Христос есть высший краеугольный Камень (Еф. 2:20). Еретики не подражают этим камням, делая все ради славы и прибыли; они совершают молитвы на перекрестках улиц, оставляя прямой путь. В самом деле, всякий угол есть преломление прямой линии; вот почему блудница в книге Притчей, – как бы мы ни пожелали понимать её, – ноги которой не успокаиваются в её доме, или блуждает перед торговыми площадями, или строит козни на углах улиц, когда видит неразумного юношу (ведь она не приглашает того, в котором замечает благоразумие и зрелость старца, о котором написано (Прем. 4:8): Мудрость для человека – седые волосы, сейчас же схватывает его, целует, ласкается к нему, ведет в непотребный дом и склоняет ко греху. Итак, покинем коварные углы, и перейдем к сильным и крепким краеугольным камням Христа; когда же мы перейдем к ним, то немедленно повстречаем башню Ананиил, что значит возлюбленнейший Божий. Ибо что приятнее башни Соломона, о которой говорится невесте: Шея твоя, как башня Давидова, построенная в [на] Фалфиофе [русск.: для оружия]; тысяча щитов висит на ней, все щиты могущественных [людей] (Песн. 4:4). Господь хочет, – в Евангелии, – чтобы эта башня была создана (Лк. 14:25–30) по исчислении наперед всех необходимых издержек; о ней говорится и Иерусалиму: Да будет мир в силе твоей и изобилие в башнях твоих (Пс. 121:7); о ней же и святой говорит Господу: [На скалу] Ты вывел меня, ибо сделался надеждою моею, башнею крепости от лица врага (Пс. 60:4). От башни Ананиила мы переходим к точилам царским, в честь которых три псалма имеют название [свое]. И Господь говорит через пророка Исаию: Я один топтал точило (Ис. 63:3), чтобы сделать изобильным в нем наш виноград, и чтобы мы дали кисти и вытаптывали в крови Христовой новое красное вино, и пили вино, которое веселит сердце человека (Пс.103:15); и невеста выражает желание товарищам жениха в таких словах: Введите меня в помещение для вина (cella Vini), покройте меня любовию (Песн. 2:4). Если нас будут поить такого рода точила, то мы будем жать в Иерусалиме, в котором более уже не будет проклятия, т. е. злословия и хулы. Посему Апостол и говорит: Кто не любит Господа, тот да будет отлучен (anathema) (1Кор. 16:22), и в другом месте: Никто, говорящий в духе Божием, не скажет об Иисусе «анафема». Но для спасения братий, Апостол пожелал быть проклятием, стремясь подражать своему Господу, Который, хотя Сам и не был подлежащим проклятию, но сделался проклятием за нас (Гал. 3:13). После удаления всякого проклятия Иерусалим будет жить в безопасности, с уверенностью в ней, осуществляя на себе сказанное: Блажен полагающийся на Господа и: Лучше надеяться на Господа, чем на человека (Пс. 117:8), об этой безопасности и уверенности говорит и пророк Иеремия: Блажен будет человек, полагающийся на Господа (Иер. 17:7).

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 9-11 В день он будет Господь един, и имя его едино, обходя (всю) землю и пустыню, от Гаваи и до Реммона, на юг Иерусалиму. Рама же на месте пребудет, от врат Вениаминовых до места врат первых, даже до врат угольных и до столпа Анамуил. До подточилия царева вселятся в нем, и анафема не будет ктому, и вселится Иерусалим надеянно

Неясна почти всегда речь святых пророков, и это, думаю, бывает по премудрому благоустроению Божию, дабы не бросалась бы святыня псам и истинно многоценный жемчуг, нерадиво поверженный к ногам свиней, не подвергся бы поруганию (Мф.7:6). Впрочем, достойным Христос в духе открывает знание и представляет ясно чудеса будущего века. В чувственных же предметах почти всегда прообразуются сокровенные и духовные, и видимое бывает как бы телом невидимого. Итак, сказал, что «в день он, то есть в то время, когда наше состояние переменится в обновление жизни и сама тварь изменится к лучшему чем прежде, будет Господь един, и имя его едино, обходя всю землю». Всегда был и есть и будет Един Господь, по естеству и истинно Бог всяческих, переведший к бытию некогда не сущее (ср. Рим.4:17). Когда же изобретатель греха, то есть сатана, прельстил поднебесную, тогда мы, жалкие, оказались увлеченными ко лжи и нечистому служению и пребывали в мире слепыми и безумными, называя соблазнителей господами и глупо присвояя имя божества нечистым демонам. Впрочем, когда прейдет и уже придет к концу настоящий век, вот тогда-то, с отнятием у нас всякого умоповреждения и повержением уже врагов под ноги Христа (1Кор.15:25–27), и будет наконец Господь един на всей земле, причем никто не будет похищать у Него славы господства. И в другом отношении Христос будет единым Господом, так как упразднится всякое царство земное и Ему только Одному вселенная усвоит власть над всеми. Подобное нечто сказал и премудрый Даниил. Изъясняя видение, говорит: «якоже видел еси, яко отсечеся от горы камень без руки, и истни глину, железо, медь, сребро, злато. Бог великий возвести царю, имже подобает быти по сих: и истинен сон, и верно сказание его» (Дан.2:45). Итак, Он один только будет и наполнит славою Своею святой град, то есть духовный Иерусалим, коего ширину и длину, опять как в прообразе, показывает в земном Иерусалиме. Реммон же есть некая скала в южной пустыне. Таким образом ширина Иерусалима – от Гавы до Реммона. Определяет и длину, говоря так: «от врат Вениаминих до врат первых, даже до врат угольных, и до столпа Анамеиля, до подточилия царева». Первыми и угольными назывались некие ворота в Иерусалиме, также и Анамеил было названием башни, за которою сейчас же следовало и подточилие царево: эти места, как в образе, обозначают длину Иерусалима. Как блаженному пророку Иезекиилю Бог всяческих приказывал измерить тростью дом, туда и сюда простирающийся (Иез.40 след.), указуя на то, что у Бога есть многие обители и бесчисленные жилища святых (Ин.14:2): так, мне кажется, и здесь посредством прообразов указывает ширину и длину и описывает нам духовный Иерусалим, то есть Церковь Христову, к коему (Иерусалиму) и божественный Исаия взывал, говоря: «разшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, продолжи ужя твоя и колия твоя укрепи, еще на десно и на лево простри» (Ис.54:2–3). Так расширенный святой город и соответственно ширине протяженный и в длину населят святые, «и не будет, говорит, анафема ктому», то есть никоим образом не будет отчужден от Бога, ибо твердую дарует ему любовь и уже не отпадет к оскорблению Бога, когда, как я сказал, совершенно уничтожится грех и искушающий сатана. Не будет там льва, и ни один из злых зверей не взойдет в него и не обретется там (1Пет.5 ср. Быт.3 дал.), ибо «вселятся надеянно» (доверчиво). Поелику же в средине вставляет слова: «Рама же на месте пребудет», то в объяснение смысла этих слов, сколько можем, скажем опять следующее. Рама – это некий городок или селение, принадлежащее колену Асирову. Но кроме нее есть другая Рама в колене Неффалимовом. Святой пророк упоминает одну или другую из этих Раму. Сказано: «глас в Раме слышан бысть, плачь и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися о сынах своих, и не хотяше утешитися, яко не суть» (Иер.31:15). Это, говорим, совершилось в Вифлееме, когда Ирод велел убить младенцев в нем (Мф.2:16–18). Таким образом, Рамою называет Иерусалим, потому что в нем при взятии его был великий плач. Так и пророк Иеремия изображает его как бы плачущим и рыдающим о погибших чадах своих, когда говорит: «плача плакася в нощи, и слезы его на ланитех его» (Плч.1:2). Какой же это был плач? – «Девицы мои и юноты отъидоша в плен, мечем и гладом избил еси, в день гнева твоего сварил еси, не пощадел» (Плч.2:21). Вполне справедлива будет речь и того, кто пожелает приложить это название и к духовному Иерусалиму, то есть к Церкви и назвать ее Рамою; ибо много в церквах есть плачущих и имеющих «печаль по Бозе, яже покаяние во спасение нераскаянно соделовает» (2Кор.7:10). Одобряет таковых и Сам Христос, говоря так: «блажени плачущии, яко тии утешатся» (Мф.5:4), и опять: «блажени плачущие ныне, яко возсмеетеся» (Лк.6:21). Итак, если гласом пророка названа Рамою Церковь, то и в таком случае речь (пророка) сохранит свою достовероятность. Кроме того, «на месте, говорит, пребудет», то есть не поколеблется, ибо крепко утверждена, как я говорил, и непоколебима Церковь Христова.

См. также Толкование на Зах. 14:8

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

9-10. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино. Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своем месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Анамеила до царских точил.
9-10. И бу́детъ Госпо́дь въ Царя́ по все́й земли́: въ де́нь о́нъ бу́детъ Госпо́дь еди́нъ, и и́мя его́ еди́но, обходя́ всю́ зе́млю и пусты́ню, от гаваи́ и до реммо́на, на ю́гъ Иерусали́му: и вознесе́тся на мѣ́стѣ и пребу́детъ от вра́тъ Венiами́нихъ до мѣ́ста вра́тъ пе́рвыхъ, да́же до вра́тъ уго́лныхъ и до столпа́ Анамеи́ля и до подточи́лiя царе́ва.

Не Иудеи только уразумеют это, но и лишенные древле боговедения народы, обитающие на юг и на север от Иерусалима. Ибо сие сказал Пророк. "От Гаваи и до Реммона на юг Иерусалиму." Рама же "на месте пребудет от врат Вениаминих до врат первых". Пророк дает сим разуметь Вифлеем; потому что и блаженный Матвей к повествованию о избиении детей приложил пророческое свидетельство, взывающее: "глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих" (Мф.2:18). Сказует же Пророк, что, по истреблении оных злочестивых, уверовавшие обитать будут и в земле принадлежащей Вениамину.

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-11 Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своем месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Анамеила до царских точил. И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно

Иерусалим, как место обитания Божия, получит особенное значение и сделается центральным возвышенным пунктом для всей страны, которая обратится в равнину; святой город будет возвышаться над всею окрестностью, оставаясь на своем месте, в определенных границах; тогда наступит пора полной безопасности и истребления уже не будет.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 9-10 И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино. Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своем месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Анамеила до царских точил. 

К этому Божию благословению присоединится еще новое, более высокое благословение. Между тем как ветхозаветный Израиль своими грехами и богоотступничесвом выражал нежелание иметь над собою Владыкою, Царем Иегову и отвергал это владычество, в тот день такое отпадение от Бога прекратится, подготовляемое в Ветхом Завете царство Божие осуществится: «и Господь будет Царем над всею землею»,  где только распространится Его царство, «в тот день будет Господь един, и имя Его едино». Он один будет Царем и Богом Израиля, спасенного Им народа, Его только одного народ будет признавать как Бога своего и Царя своего, Его только одного имя народ будет произносить своими устами, не прибавляя к этому имени еще имен идолов. В тот день духовный Иерусалим, духовная столица, духовный центр царства Божия возвысится над всею землею, получит особенную духовную высоту и славу (ср. Мих.4:1). Обетование это пророк изображает образно. Возвышение духовного Иерусалима он представляет под образом возвышения земного Иерусалима через понижение окружающих Иерусалим возвышенностей и через приведение этого города в прежние границы, в каких он был до опустошения и разрушения его врагами. «Вся эта земля будет, – возвещает пророк, – как равнина, от Гаваона (ныне Dscheba, в трехчасовом расстоянии к северу от Иерусалима,в древности Гаваон был пограничным городом царства Иудейского, 4Цар.23:8) до Реммона (города на границах земли Идумейской, от Иудова колена, отчисленного к колену Симеонову, (Иис.Нав.15:32;19:7), и, вероятно, находившегося на том месте, где ныне лежат развалины с именем Um er Rummanium, в четырехчасовом расстоянии к северу от Беэр-Шавы (4Цар.23:8), на юг от Иерусалима» (через эту прибавку Реммон отличается от другого Реммона, находившегося в Галилее, нынешнего Rummaheh, к северу от Назарета, (Иис.Нав.19:13). Через то, что окружающая Иерусалим возвышенная почва понизится, превратится в гладкую равнину, самый Иерусалим «высоко будет стоять на своем месте», [сделается] видимым по всей земле «и населится от ворот Вениаминовых (это, по всей вероятности, одно и то же, что и ворота Ефремовы, находившиеся в северной стене города и получившие название ворот Вениаминовых оттого, что через эти ворота пролегла дорога и в колено Ефремово, и в колено Вениаминово, ср. 4Цар.14:13) до места первых ворот (это, конечно, то же, что и старые ворота, ср. Неем.3:6, Неем.12:39, находившиеся в северо-восточном углу города), до угловых ворот», (находившихся в противоположным старым воротам западном углу северной стены города, см. Иер.31:38). Это распространение Иерусалима к востоку и западу, исходным пунктом которого поставляются Вениаминовы ворота в средине северной стены города. К югу и северу расселится Иерусалим «от башни Анамеила (Иер.31:38; Неем.3:1, Неем12:39), находившейся на северо-восточном углу города) до царских точил», (находившихся при царских садах, в южной стороне города). 

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible