Nouveau Testament: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Toute chaudière à Jérusalem et dans Juda Sera consacrée à l'Éternel des armées; Tous ceux qui offriront des sacrifices viendront Et s'en serviront pour cuire les viandes; Et il n'y aura plus de marchands dans la maison de l'Éternel des armées, En ce jour-là.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
И будут коноби в дому Господни, яко чаши пред лицем олтаря. И будет всяк коноб в Иерусалиме и во Иуде свят Господеви Вседержителю: и приидут вси живущии, и приимут от них и сварят в них
Святые утвари дома Господня будут чествуемы; даже обыкновенные сосуды, в которых приготовляется пища, в очах пришельцев приобретут такое же уважение, с каким вы, Иудеи, взираете на чаши алтаря в доме Господнем. И всякий коноб не только в святилище и в святом городе, но и во всей Иудеи, будет свят Господеви; Иудеи и язычники будут чтить его, как вещь священную. Таинственно же слова сии указывали Иудеям, во-первых, на великое уважение, какое воздадут спасительному закону, который изыдет из Иудеи, а во-вторых, на изменение к лучшему в водах святого крещения и Иудеев и язычников, которые, быв дотоле сосудами плотскими, по святом крещении, соделаются чашами, исполненными благовоний.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 20–21 В день тот будет святым Господу то, что находится на узде коня, и котлы в доме Господа будут, как чаши пред алтарем. И всякий котел в Иерусалиме и Иудее будет посвящен Господу воинств
Еврейское слово mesuloth (מעולות) Акила и Феодотион перевели βυδόν, т. е. глубокое, Симмах: περίπατον σύσκιον, т. е. тенистое место для прогулки. Только Семьдесят перевели: узда (χάλινον); и мы в этом месте последовали им, чтобы не показалось, что мы хотим сказать нечто новое касательно народного издания Св. книг [Вульгаты]. Ибо кого из Евреев я ни спросил бы: «Что это значит?», мне говорят, что следует читать не mesuloth, а mesaloth, имеющее значение конские попоны [чепраки] и военное украшение, и что слово это кроме настоящего места не встречается ни в одной из Священных книг. А узда на Еврейском языке называется resen (רםן), а не mesaloth, как это слово перевели Семьдесят. И значение этого места такое. Во время вечного празднества, после наступления [1000-летнего] царства Иерусалима, когда все будут жить в мире и спокойно, не будет уже нужды в коннице, которая составляет главную силу войска; и всякое украшение и воинский снаряд конницы будет назначен на благолепное служение Господу. Так говорят они (иудеи). Мы же «глубину» коней и «тенистую прогулку» относим к таинственному знанию, обладанием которого похваляется и лучший из коней Давид, говоря: Неизвестное и тайное премудрости Твоей, Ты сделал мне явным (Пс. 50:8), и Апостол восклицает: О глубина богатства премудрости и познания Божия! Как неиспытаны суды его и не исследованы пути его? (Рим. 11:33). Из этой глубины пророк восклицал ко Господу, и Он услышал его. В этой глубине и мраке Бог устроил покров Себе (Пс. 17:12); в этот таинственнейший мрак вступил и Моисей, чтобы видеть Бога в облаке на горе Синай (Исх. 19:18–20), об этом и Давид говорит в другом Псалме: Суды Господни – бездна многая (Пс. 35:7). Все эти сокровеннейшие тайны – святы пред Господом; их знал Евангелист Иоанн, дерзавший говорить о том, о чем, может быть, не знали даже ангелы: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Богом (Ин. 1:1). Потому он и возлюблен Господом, что владел глубочайшей тайной, ибо он возлежал на персях Господа и оттуда черпал премудрость (Ин. 21:20). Если же мы захотим принять «узду», как перевели LXX, т. е. слово Божие, то под уздой должны понимать того, кто обезумевших от похоти коней и бесплодных, во похотливых лошаков взнуздывает и удерживает от пороков и не позволяет им идти в пропасть, – о чем говорится: Не будьте, как конь и лошак, у которых нет разума. Уздою и удилами укроти челюсти тех, которые не приближаются к Тебе (Пс. 31:9). Об этой узде говорит и Иаков: В уста коней мы влагаем удила и окружаем упряжью все тело их (Иак. 3:3) с тем, чтобы они шли правильным путем, и могли подать Господу удобные для возседания хребты. Таковая узда, и таковое слово, составленное из разнообразного сочетания золота и серебра, диких коней приготовляет Спасителю для возседания, делает их святыми, которые посвящают себя преимущественно на служение Ему. От некоего [проповедника] я слышал нечто, сказанное под влиянием благочестивого чувства, но смешное. Гвозди от креста Господа, из которых император (Augustus) Константин сделал удила для своего коня называются святыней Господней. Я предоставляю благоразумию читателя принять или не принять это; а мы перейдем к котлам, которые в доме Господнем будут, как бы чаши алтаря. Действительно, всякий котел в Иерусалиме и в Иудее будет посвящен Господу всемогущему. Медные котлы пусть любят те, которые полюбили Египетские сосуды, мясо, дыни, чеснок, лук и огурцы (Чис. 11:5). А мы обратим те Иудейские котлы, в которых варилось жертвенное мясо, в чаши благоуханий перед алтарем Господним, о которых невеста говорит жениху: Брат мой спускается в сад мой к чашам благоуханий, чтобы пасти в садах и собирать лилии (Песн. 6:2). Сад и рай, в который сходит жених к невесте, есть чтение Священных Писаний; от них он собирает лилии, розы, фиалки и разнообразные благоухания, чтобы наполнить чаши душ верующих и совершить от них жертвенное приношение Господу. Когда котлы этого рода будут обращены в сосуды для Господа и будут говорить: Мы – благоухание Христово (2Кор. 2:15), и вместо тучных мяс начнут приносить в жертву разнообразные цветы добродетелей, тогда в Иерусалиме и у Иуды они будут священными для Бога всемогущего; мы уже неоднократно говорили, что Иерусалим значит видение мира, а Иуда – доверяющийся [полагающийся на Бога].
И придут все, приносящие в жертву, и возьмут их и будут варить в них; и не будет уже больше купца в доме Господа воинств в день тот
Вместо Хананеянина Акила, которому в настоящем случае последовали и мы, перевел купца. Когда котлы обратятся в чаши, тогда все окрестные народы или те, которые останутся от всех народов, придут, чтобы приносить жертвы; и возьмут они котлы и будут варить в них жертвенное мясо, чтобы вкушать не сырое мясо ягненка, а только то, что после сожжения на огне всего жирного, подготовлено будет огнем для вкушения. Что такое чаши перед алтарем Господа, в которые обратятся Израильские котлы, об этом мы сказали и выше, скажем отчасти и теперь. Невеста в книге Песнь Песней восхваляет жениха своего: Щеки его – чаши благовонные (Песн. 5:13). Под щеками разумеется речь, льющаяся от Господа и распространяющая благовония разного рода; а распространение благоухания будет столь велико, что Господь сплетет Себе бич из свидетельств Писания и выбросит из храма всех продающих и получающих и скажет им: Дом Отца Моего будет назван домом молитвы для всех народов; а вы сделали его домом торговли (Мф. 21:13). Некоторые к этому месту приспособляют слова пророка Даниила: Семя Ханаана, а не Иуды (Дан. 13:56) – хотя в Еврейском тексте и нет этого места, – а также слова пророка Осии о Ефреме: Причастник идолов Ефрем, положил начало соблазна у себя, призвал Ханаанитян, блудодеи предались блуду (Ос. 4:17–18); эти толкователи желают называть хананеянином и чужестранцем всякого блудодея, который, по их утверждению, должен быть изгнан из дома Божия.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
и будет всяк коноб во Иерусалиме и во Иуде свят Господеви Вседержителю: и приидут вси жрущии и приимут от них и сварят в них, и не будет хананей ктому во храме Господа Вседержителя в день он
И будет всяк коноб во Иерусалиме и во Иуде свят Господеви Вседержителю. И приидут вси жрущии, и приимут от них, и сварят в них. Конобами называет, пользуясь еще древними именами, таинственные сосуды, кои и суть святы, почтенны и пречестны и для самих сущих «во Иерусалиме», то есть в церкви, очевидно для божественных священнослужителей, – и для самого Иуды, то есть опять для получивших обрезание в духе, кои суть также уверовавшие. Отнюдь никем не берутся сосуды святого жертвенника для общего употребления (дома), но, как я сказал, они святы и блюдутся во славу Божию и служат только для одних потребностей святой трапезы, посредством них и в них совершаются жертвы приносящих их (жертвы), а не каждый приносит свой сосуд, но все пользуются одними только священными сосудами; ибо «всяк коноб свят будет, говорит, Господеви». Итак, хотя пророк говорит как о подзаконных еще жертвах и употребляет слова конобы и сварят, но мы должны разуметь это в отношении к временам Христовым. Думаем, что по благоусмотрению речь святых пророков была неясна и не всем просто доступна, дабы одним только святым приличествующая (назначавшаяся) речь не была бросаема псам (Мф.7:6) и не открывалась людям нечистым и мерзким.
И не будет Хананей ктому в храме Господа Вседержителя в день он. Слаб и хрупок, как можно видеть, ум древних, и совсем беден. Израильтяне освобождены были Моисеем из Египта, свергли с себя ярмо несносного рабства и, по совершении у них многочисленных и досточудных знамений, вышли наконец, перешли и чрез самое море, ели хлеб, сходивший с неба, и пили воду, из скалы вдруг выведенную в пустыне (Исх.14:1, 16след. Чис.20:1–13). Что же они, жалкие? – В отсутствие Моисея сделали тельца (Исх.32 след.) и, как говорит пророк, восприяли «скинию Молохову, и звезду бога их Рефана, образы, яже сотворили себе» для поклонения (Ам.5 ср. Деян.7:43). Но те погибли, ибо «падоша кости их в пустыни» (Евр.3:17), как написано. После того их потомки, хотя под предводительством Иисуса перешли Иордан, но с течением времени, когда были под управлением судей, снова сделались служителями идолов. Но и во времена святых пророков приносили жертвы золотым телицам, что сделал им проклятый Иеровоам (3Цар.12:28–33). И кроме того еще, воздвигнув капища и алтари, также покланялись Ваалу, Хамосу, Астарте, Веелфегору. И к довершению сих зол, в этом пребывала не одна только толпа простого народа, но и из самих священников найдем многих уклонившихся. Посему и говорил Бог чрез пророка: «священницы не рекоша: где есть Господь? и держащии закон не ведеша мя, и пастыри нечествоваша на мя и пророцы пророчествоваши Ваалу и идолом последоваша» (Иер.2:8). И пророк Иезекииль видел около двадцати пяти мужей из старейшин Израиля, только «задняя имевших ко храму Господню, а лица их прямо (к востоку), и поклоняются на восток солнцу» (Иез.8:16). Нетрудно собрать и многие другие примеры такого рода, но сих, думаю, достаточно будет для доказательства присущего им равнодушия к научению. Итак, колебался ум древних и был весьма нетверд, почему и сказал о них Бог: «возлюбиша подвизати нозе свои и не пощадили, и Бог не благоволил в них» (Иер.14:10). Легко увлекались они к нелепому идолослужению и, будучи потомками Израиля, ревностно подражали иноплеменным Хананеям. Когда же Единородное Слово Божие стало подобным нам и, оправдав верою, Святым Духом запечатлело приходящих к благодати, исходящей от Него: тогда ум сделался у нас твердым, постоянным и непоколебимым, укрепленным в благочестии. Освященных никто не убедит чтить другого, кроме по природе и истинно сущего, Бога, Коего мы познали во Христе, ибо Он показал в Себе Отца, говоря: «видевый Мене виде Отца» (Ин.14:9). Итак, «в день он, говорит, то есть в оное время, не будет Хананей, то есть иноплеменника и идолослужителя, в храме Господа Вседержителя»; ибо мы, как я сказал, утверждены в вере и увенчаны украшениями твердости чрез Христа, чрез Коего и с Коим Богу и Отцу слава со Святым Духом вовеки. Аминь.
Толкование на пророка Захарию.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Иудеи, по истреблении многих тысяч оных народов, как начатки принесли в дар Богу большую часть добычи, посвятили Ему и узды, выражая тем благодарность за избиение коней, и большую часть конобов, как некие чаши положили пред алтарем на потребу отовсюду приходящим и приносящим жертвы. Ибо всякий, кому нужно, взяв один из сих конобов, будет варить в нем жертвенные мяса. В это же время, столь ясно видимого благодеяния Божия, "не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа", то есть, не будет тот, кто мыслит по хананейски, живет в нечестии, поступает беззаконно.
Да дарует Господь всяческих, чтобы слово сие истинствовало и ныне, и чтобы не видно было между нами ни одного Хананея, но все мы жительствовали по евангельским законам, и ждали "блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа," (Тит.2:13), с Которым слава Отцу и со Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков! Аминь.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 20-21 В то время даже на конских уборах будет начертано: «Святыня Господу», и котлы в доме Господнем будут, как жертвенные чаши перед алтарем. И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день
Наступление времени всеобщего освящения
В заключение, пророк кратко изображает то время, когда исчезнет различие между священным и не священным, когда наступит время всеобщего освящения и полное уничтожение всего нечистого. Тогда на таких предметах, как конские уборы, можно будет начертать то же, что на первосвященнической повязке: святыня Господу (Исх XXVIII:36). Котлы при доме Господнем, в которых варилось жертвенное мясо, будут не менее священны, чем жертвенные чаши пред алтарем; и не только храмовые сосуды, имевшие различное назначение и различную степень святости, не будут более различаемы, но и вообще вся домашняя утварь в Иерусалиме и во всей Иудее сделается священною, и ее позволительно будет употреблять при совершении священных обрядов. Таким образом, в ст. 20-21 изображается отмена левитского служения, которое все основано на различении между священным и не священным. Пророк Захария изображает здесь то время, когда точные предписания закона Моисеева о священном и не священном и о различных степенях святости, усвояемых предметам храмовой утвари, потеряют свое значение; когда наступит пора всеобщего освящения (Руж., Keil. 656-657). Вместе с тем, к дому Господа будет загражден доступ упорствующим в язычестве или верующим только на словах, а по существу не отличающимся от хананеев. По св. Кириллу, «не будет хананея, т. е. иноплеменника и идолослужителя» (с. 232); по Феодориту, «не будет тот, кто мыслит по-хананейски, живет в нечестии, поступает беззаконно» (с. 127). – Первую половину ст. 20 гл. XIV св. Ефрем Сирин кратко изъясняет так: «будет не война и раздражение, но святыня и мир» и сопоставляет это пророчество с Ис II:4 (с. 264, ср. Кир. 227). Этого понимания держатся и новейшие западные комментаторы. По выражению Велльгаузена, «кони – предмет досады для пророков» (цит. соч с. 203), но настанет время, когда они не будут более служить военным целям, а будут посвящаемы на служение Богу (Marti 455). - Некоторые из отцов исполнение пророчества Зах XIV:20а относят к определенному историческому факту из жизни Константина Великого. Григорий Турский, сообщая о судьбе гвоздей, найденных св. Еленою при кресте Спасителя, говорит относительно тех двух, которые были употреблены на устроение узды императорского коня: «небезызвестно, что о них предсказал Захария пророк, говоря: будет святынею Господнею то, что влагается в уста коня (Erit, quod in os equi ponitur, Sanctum Domini, – S. Georgii Florentii Gregorii Turoneusis episcopi opera omnia, ed. Migne, Patrol. 1. LXXI. Paris, 1849. Libri miraculorum, lib. I, cap. VI, col. 7:10; здесь же col. 7:10, g см. ссылку на других отцов). И по толкованию св. Кирилла, «ничего… нет несообразного, если… пророк Захария упоминает о достопамятном событии, и о боголюбивом, истинном и благочестивом царе, и о временах, посвященных любви ко Христу; ибо украшение царских коней гвоздем, взятым от честного Креста, на что другое может указывать нам, как не на величайшее и истинно достославнейшее благочестие властителей?» (с 228). Блаж. Иероним, наоборот, подобное истолкование пророчества, хотя и приписывает влиянию благочестивого чувства, но называет смешным, предоставляя «благоразумию читателя принять или не принять» его (с. 193, ср. Luth. 360).
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Господь совершенно лишит Своего благословения, Своих милостей те племена земли, которые не поклонятся Ему, не признают Его своим Владыкою. В этих видах Египет, этот в древности самый враждебный Богу и Его народу, и тот должен через обращение к Богу достигнуть полного участия в обетованных Израилю благах, в противном случае, «если племя Египетское не поднимется в путь» в царство Божие «и не придет» для поклонения Иегове, истинному Богу, «то и у него не будет дождя», то и он совершенно лишен будет Божия благословения. Это лишение дождя, от которого зависит успех плодов и следовательно благосостояние земной жизни, это Божие лишение вообще благословения Его будет «поражение, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей. Вот что будет за грех» (со включением и печальных, карательных следствий греха) «и за грех всех народов, которые не придут праздновать праздника кущей!». Таким образом, в тот день язычество не будет иметь для себя никакого места в области царства Божия, лишенное благословения Божия оно погибнет, как враждебное Богу и не покоряющееся Ему. «В то время даже на конских уборах (обычай привешивать коням звонки или колокольчики в древности на востоке был очень распространен) будет начертано» как надпись: «святыня Господу». То, что в Ветхом Завете составляло принадлежность первосвященнической повязки (Исх.28:36), то в тот день будет составлять принадлежность звонков коней, звонки коней будут сравнены в святости с первосвященнической повязкой. Различие между святым и обыкновенным в тот день прекратится, самые последние предметы, положительно ни в какой связи не стоящие с культом Иеговы, будут в тот день так же священны, как были до того времени священные предметы, через особое освящение назначенные для служения Иегове. В то время прекратится также основное различие между более священными вещами и менее священными. В ветхозаветном святилище котлы, служившие для варения жертвенных мяс, признаваемы были за менее священными предметами, чем жертвенные чаши, в которые собиралась жертвенная кровь и потом из них или кропилась на алтарь, или выливалась в место, для этого определенное, а в тот день будет не так, в тот день котлы будут так же священны, как и жертвенные чаши, и не только котлы, находящиеся в храме, но вообще все котлы во Иерусалиме и Иудее, – те котлы, которые считались прежде вещами только чистыми, но нисколько не священными: «и котлы в доме Господнем, – говорит пророк, – будут как жертвенные чаши пред алтарем. И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них» жертвенное мясо. Словом, в царстве Божием, когда оно будет приведено в полноту славы, все без исключения и все одинаково будет священно. Но различие между священным и несвященным, между чистым и нечистым может быть уничтожено в таком только случае, когда будет уничтожен грех, уничтожена нравственная нечистота как причины, как основы внутренние, вызвавшие собой различие предметов, выделение и особенное освящение вещей, предназначаемых для культа Иеговы. В тот день и эти причины будут удалены, через суд Божий грех и нечистота нравственная уничтожатся, в славном царстве Божием не будет более никакого грешника, а будут жить там только праведные и святые: «и не будет более ни одного Хананея», не будет уже более никакого нечестивого, безбожного человека, сродного по сердцу, внутреннему настроению своей души с древним хананеянином (ср. Ис.1:10; Иез.16:3,44:9) «в доме Господа Саваофа», в царстве Его (ср. Апок.21:22-27, Апок.22:15) «в тот день».