Скрыть
если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности

Если кто невинен, по человечески судя, одной жены муж, имеет детей верных, так что не подвергнется богохульству и посмеянию то таинство, которое полагается в доме его.

Послание к Титу

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности

Учитель добродетелей, апостол, учивший с кротостью наставляемых противников (2Тим 2:25), повелевает, чтобы он [епископ] был мужем одной жены, - не так, чтобы он исключался из жребия брака (ведь это была бы заповедь сверх закона), но чтобы через брачную чистоту он сохранял благодать своего крещения. И апостольской властью он не повелевает ему рождать детей в священстве, ибо говорит о нем как «имеющем детей», а не как производящем детей или вступающем в брак.

Послания

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности

Для чего Павел представляет такого человека? Он заграждает уста еретикам, осуждавшим брак, показывая, что это дело не дурное, но настолько честное, что при нем можно восходить даже на священный престол. Вместе с тем он укоряет людей невоздержанных, не позволяя после второго брака принимать эту власть.

…Заметьте, какую великую предусмотрительность обнаруживает апостол и в отношении к детям, потому что кто не мог научить своих детей, тот как может быть учителем других? …Если он не мог воспитывать своих детей, то достоин великого осуждения за леность; а если не старался, то достоин великого осуждения за недостаток любви.

Толкование на послание к Титу

Иероним Стридонский, блж. (†420)

если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности

Епископ должен быть непорочен (1Тим 3:2) - то же, что и в письме Титу: Если кто непорочен. Апостол все добродетели обнимает в одном слове и требует почти противного природе. Ибо если всякий грех, даже в праздном слове, достоин порицания, то кто же в этом мире проживет без греха, то есть без упрека? Но пастырем Церкви избирается и такой, по сравнению с которым прочие, по справедливости, должны называться стадом.

…Не умножать богатства должен епископ, не устраивать царские пиршества, не приготовлять на легком огне фазанов… Нет, он должен прежде от своих домашних требовать того, что собирается внушать народу.

Послания


И не всякого единобрачного мы сочтем лучше двоеженца; речь идет о том, что епископ должен призывать к единобрачию и постоянству, предлагая самого себя в пример для обучения. …Кто вам из двух представляется лучшим, скромнейшим, более постоянным? Непременно тот, кто, овдовев и во втором браке, стал после этого проводить жизнь целомудренно и свято, а не тот единобрачный, кто от объятий блудницы за целый век до старости не освободился.

…Среди тех, кто хорошему обучил своих сыновей, оказавшихся [впоследствии] дурными, полагаю и Исаака, который сына Исава во всяком случае наставил в доброй вере. Исав же, блудливый и низменный, за одну еду продал первородство свое. Среди таковых родителей был и Самуил, который воззвал ко Господу, и Господь услышал его, и во время жатвы дождь зимой вымолил; но его сыновья уклонились в алчность.

Комментарий на Послание к Титу

Августин Аврелий, блж. (†430)

если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности

Первая свобода - это отсутствие пороков. Потому и апостол Павел, выбирая, кого назначить пресвитером или диаконом, кого бы ни надлежало назначить на церковную должность, не говорит: «если кто безгрешен». Ведь если бы он так сказал, всякий человек был бы отвергнут и ни один не назначен. Но он говорит: если кто непорочен, - то есть без таких пороков, как убийство, прелюбодеяние, скверна любодеяния, кража, обман, святотатство и прочее такого рода.

Трактат на Евангелие от Иоанна

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 5-6 Сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши и устроиши по всем градом пресвитеры: якоже аз тебе повелех: аще кто есть непорочен, единыя жены муж, чада имый верна, не во укорении блуда, или непокорива

Видишь ли, что апостолы разделили между собою всю вселенную как бы один дом и каждый из них делал свое. Вот истинный борец Христов! Где угрожала опасность, он сам идет, а где ожидала честь, он посылает учеников. Тита апостол Павел оставил в Крите для поставления по городам епископов, потому что он раньше его самого поставил епископом. И смотри: Апостол не стыдится писать ученику: доверши недоконченное мною, потому что он заботился только об одном, именно – о спасени всех. - Устроиши по всем градом пресвитеры. Апостол не хотел, чтобы весь большой остров Крит был подчинен одному епископу, но чтобы каждый город имел своего пастыря, – пресвитерами же он называет здесь епископов. - Аще кто непорочен. Жизнь его должна быть чиста от всякого упрека, и никто не должен иметь повода заподозрить его жизнь. - Единыя жены муж. Он должен знать одну только законную жену. Апостол заграждал этим уста еретикам, гнушающимся брака, так как и после брака можно достигать епископства, – но второбрачного, как достойного осуждения, он не допускает до этого. - Чада имый верна. Кто детей своих не исправил, как может исправить других людей.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Если кто непорочен

Если ведет жизнь, свободную от нарекания, если никто не укоряет его за образ жизни. Ибо если свет, говорит, тьма, то тьма во сколько более?

Муж одной жены

Чтобы заградить уста еретикам, осуждавшим брак, он принимает в епископы женатого человека. Ибо брак настолько честен, что при нем можно восходить даже на священный престол. Но чтобы обуздать невоздержных, он говорит: муж одной жены. Ибо кто не сохранил никакого расположения к умершей, как он будет хорошим предстоятелем в Церкви? Епископ должен быть непорочен. Двоеженец же - не беспорочен, хотя это и допускается гражданскими законами.

Детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности

Кто не воспитал собственных детей, как будет управлять другими? Ясно, что если бы он сначала хорошо и заботливо воспитывал своих детей, то они не вышли бы непокорными. Ибо грехи не таковы по своей природе, чтобы они могли быть сильнее такого попечения. Апостол не сказал просто: не распутных детей, но даже совсем свободных от укоризны в распутстве и свободных от дурного подозрения.

Толкование на Послание к Титу

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Правила в руководство св. Титу, а в лице его и всем устроителям Церквей Правила относительно поставления епископов

Здесь определяет святой Апостол, каков должен быть избираемый во епископы: а) каков он должен быть по семейным и гражданским добродетелям (стих 6); б) какими добрыми нравственными качествами должен украшаться (стихи 7 — 8) и: в) сколь должен быть учителен (стих 9).

Какого семьянина и гражданина можно считать достойным епископства? (ст. 1,6)

Аще кто есть непорочен, единыя жены муж, чада имый верна, не во укорении блуда, или непокорива

Пред этим, как сказано, уместно дополнить: именно, — такую установляя связь сего текста с предыдущим: поставь по всем городам старейшин церковных, действуя при сем так, как я тебе повелел, именно: когда станешь избирать на это дело, то вот из каких избирай: аще кто есть непорочен и прочее.

Непорочен,— то есть «если жизнь его свободна от нарекания, если никто не может укорить его в (дурной) жизни («если он не подает никакого повода к основательному обвинению» [блаженный Феодорит]). Ибо послушай, что говорит Христос: аще убо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми (Мф. 6:23)» (святой Златоуст). «Итак, во-первых он должен быть непорочен, ανεγκλητος, — что самое, другим словом, выражено в Послании к Тимофею, думаю, именно: ανεπιλημπτος, — безукоризнен (см.: 1Тим. 3:2). Не в то только время, как его избирать и определять, он не должен иметь на себе вины и греха, пред этим только новым обращением и покаянием омыв свои грязноты; но быть таковым, чтоб совесть не угрызала его ни за какой грех со времени его возрождения во Христе (со времени крещения). Ибо иначе как возможет предстоятель Церкви изымать злого из среды ее, когда сам падал в такой же порок? Или как ему свободно укорять согрешающего, когда тайно в сердце сознает, что сам позволял себе то, в чем обличает другого?» (блаженный Иероним).

Единыя жены муж — не двоеженец. Апостол почтил брак, не поставив его преградою к получению степени священства; но вместе и брачным удовольствиям не дал поблажки, отказав в нем двоеженцам. Имеется в виду, с одной стороны, воздержание, с другой — преданность единой. То и другое предполагает качества, могущие служить ручательством, что избираемый может добре управить Церковь, ему вверяемую. Святой Златоуст говорит: «для чего Апостол представляет такого человека? Он заграждает уста еретикам, осуждавшим брак, показывая, что это дело нисколько не предосудительно, но так честно, что при нем можно восходить даже на священный престол; вместе с тем он укоряет людей невоздержных, не позволяя после второго брака принимать эту власть. Подлинно, кто не сохранил благорасположения к умершей, тот может ли быть хорошим предстоятелем? Какому не подвергнется он нареканию? Вы знаете, все вы знаете, что, хотя законами и не запрещено вступать во второй брак, однако это дело подвергается многим нареканиям. А Апостол желает, чтобы начальствующий не подавал подчиненным никакого повода к нареканиям».

Блаженный Иероним смотрит при сем не столько на дело, сколько на то внутреннее расположение, которое сими словами желал внушить Апостол: «слова: единыя жены муж — надо так понимать, чтоб не выходило, будто всякий одноженец (по сему самому) лучше двоеженца; но сказано, чтоб показать, что тому легче склонять к единобрачию и воздержанию, кто при таком уроке учит более собственным своим примером. Ибо положим, что какой-либо юноша потерял жену и, будучи преодолеваем потребностию плотскою, взял другую; но, потеряв вскоре и ее, решился далее жить в воздержании (от брачных удовольствий). Возьмем и другого, который до самой старости имел жену одну и никогда не переставал от плотского с нею дела. Кто из этих двух лучше, воздержнее и чище? Конечно тот, кто, потерпев несчастие и во втором браке, стал жить потом чисто и свято, а не тот, кто даже в старческом возрасте не чуждался объятий супруги. Итак, пусть не рукоплещет себе тот, кто избирается (на священство), поколику одноженец, будто он лучше всякого двоеженца, когда в избрании его имело часть более счастие (не потерять жену), нежели доброе произволение (хранить воздержность). Иные это место понимают так, что не должно избирать в епископы того, кто зараз имеет двух жен. Иные совсем превратно толкуют его. Монтан и последователи Новатова раскола, присвоившие себе имя воздержников и чистых, думают (на основании сего места), будто вторые браки воспрещаются христианам; тогда как Апостол единобрачие предписал только для епископов и пресвитеров, а прочим сделал в сем отношении послабление. Также Тертуллиан написал книгу о единобрачии, — еретическую; и всякий (без предубеждения читающий Апостола) не может не видеть, что он идет против Апостола».

Чада имый верна, не в укорении блуда, или непокорива Потребно, чтоб дети избираемого были верующие, не подлежали укору в блудничании или в непокоривости и строптивости. Иметь одну жену и быть непорочным зависит от произволения человека; а что дети бывают неисправны, не всегда бывает по вине родителей. Почему не ошибочно дополнять, что Апостол разумеет здесь такие случаи, когда дети неисправны по вине родителей, по неумению их направить как должно или по нерадению о том. Но Апостол не выделил этих случаев, потому что они бывали очень редки; а может быть, и потому, что пусть дети дурны не по вине отца, все же тень некая падает и на него; он же хочет, чтоб на избираемом никто не видел пятна, — чтоб он был во всем воочию всех безукоризнен. Святой Златоуст видит здесь родителя, виновного в неисправности детей, и, утверждая, что такого справедливо не избирать в епископы, так разъясняет сие положение. «Ибо, - говорит, - кто не мог научить своих детей, тот как может быть учителем других? Если он не мог устроить тех, которых с самого начала имел при себе и воспитывал и над которыми имел власть как по законам, так и по природе, то как он может быть полезным для чужих? Если бы не была велика беспечность отца, то он не допустил бы сделаться злыми тем, над которыми имел власть с самого начала (их жизни). Невозможно, поистине невозможно, чтобы тот, кто с самого начала был воспитан с великим тщанием и окружен попечениями, сделался злым; ибо грехи не таковы по своей природе, чтобы они могли быть сильнее такого попечения. Если же он считал воспитание детей делом второстепенным, заботясь только об имуществе и не имея об них надлежащего попечения, то и поэтому он недостоин (священного сана). Если там, где побуждала его природа, он имел так мало любви или был так безрассуден, что больше заботился об имуществе, нежели об них; то как может он быть возведен на престол (епископский) и на такую степень власти? Если он не мог (воспитать своих детей), то достоин великого осуждения за леность; а если не старался, то достоин великого осуждения за недостаток любви. Посему, кто нерадит о своих детях, тот как может пещись о чужих?»

Блаженный Иероним выделяет неповинных в неисправности детей отцов; при всем том, однако ж, во всей силе оставляет правило Апостола, не потому, чтоб вины детей делали виновными неповинных в том родителей, но потому, что иначе стесняема и пресекаема будет свобода слова епископа. Он пишет: «быть епископу или пресвитеру без порока и иметь одну жену — это такие требования, которые состоят в нашей власти. Но что дальше следует: иметь сынов верных, не подлежащих укору в блуде или непокоривости,—это такие требования, которые не в нашей состоят власти. Почему если родители хорошо воспитали своих детей и с юных лет научили их исполнению заповедей Господних, а они потом развратились, предались порокам и необузданности, то неужели вина в этом падает на родителей и грехи сына ужели запятнают святость невинного в том отца? Исаак, например, конечно учил сына своего Исава всякому добру, но Исав оказался и блудником, и нечестивым до того, что священное право первородства своего продал за одно яство (см.: Быт. 25). То же у Самуила, - который сам таков был, что в день нужды возопил ко Господу об Израиле, и Господь возгреме гласом велиим на иноплеменников, врагов Израиля, и падоша (ср.: 1Пар. 7:10), - были дети, которые уклонились во след лихоимания и принимали дары и оказались столь неправедными судиями, что израильский народ по сему поводу испросил себе царя по примеру других народов (см.: 1Цар. 8). Итак, если б в числе избираемых на священство были Исаак и Самуил, то Исаак за Исава, а Самуил за детей своих должны быть сочтены недостойными священства. Но в таком случае, тогда, как детям не вменяются грехи родителей, не поставить бы нам грехов детей в предосуждение родителям? Как же рассудим? Во-первых, надобно сказать, что имя священства столь свято, что хотя бы мы по своим делам не были недостойны епископства, но не должны быть допускаемы к сей степени по причине непорядочности детей. Ибо с какою свободою можем мы обличать чужих сынов и научать их правым путям, когда обличаемый может возразить нам: прежде своих научи? Или с каким лицом стану я укорять блудящего, когда собственная моя совесть скажет мне в ответ: так лиши наследства своего сына блудливого, — отвергни своих детей, предающихся порокам? Но когда непотребный сын под одной с тобою живет кровлею, то ты, действуя так, то есть обличая чужих сынов, не вынимаешь ли спицу из чужого ока, не видя бревна в своем собственном? Итак, слова Апостола не сквернят праведного по причине пороков детей, но ограждают свободу слова для предстоятеля Церкви, — чтоб он таков был, чтоб не боялся обличать чужих детей по причине порочности своих».

Толкование на послание к Титу

Апостольские постановления

если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности

Мы сказали, что в епископа, пресвитера и дьякона следует поставлять единобрачных, в живых ли будут жены их или уже скончались. Но после рукоположения непозволительно им ни вступать в брак, если они не женаты, ни сочетаться с другими, если они женаты. Они должны довольствоваться той женой, которую имели, когда пришли к рукоположению.

Апостольские постановления

Евфимий Зигабен (†1118)

если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности

Аще кто есть непорочен

Если не подвергся осуждению.

Единыя жены муж

Если он, конечно, из женатых. Честен, говорит Апостол, брак, как законный, но брак второй, другим разрешаемый, людям, посвящаемым на служение Церкви, воспрещен. Ибо с ним соединяется подозрение в плотской похотливости и невоздержании. Человеку же, посвящаемому на служение Церкви, особенно епископу, необходимо быть выше всякаго подозрения в чем нибудь нехорошем.

Чада имый верна, не во укорении блуда, или непокорива

Если кто детей своих не привел к вере (во Христа), или после этого сделавшихся необузданными не исправил, тот не может управлять чужими: ибо если он не в силах это сделать, то достоин осуждения за слабость свою, а если мог, да не старался, то заслуживает порицания за недостаток любви. А потому кто нерадит о своих детях, тот недостоин того, чтобы вручалось ему попечение о чужих. И в другом месте он сказал: аще кто своего дому не умеет правити, како о Церкви Божией прилежати возможет (1Тим. 3:5)?

Толкование на послание к Титу

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности

См. 1Тим. III:2 и cл.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

5. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:

6. если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, неукоряемых в распутстве или непокорности.

7. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,



Первое существенное поручение Титу: поставить по всем городам пресвитеров, причем указуются и те свойства, которыми должны отличаться избранные во пресвитера. Добрые свойства пресвитеров, как и епископов, указываются такие же, какие и в посланиях к Тимофею: непорочность (сравн. 1Тим. 3:2), единоженство, уменье воспитывать детей, кротость, воздержность, бескорыстие и т. подобное. «Видишь ли – говорит св. Иоанн Златоуст, – как у Апостола чиста душа от всякой зависти, как он всегда искал пользы поучаемым, не разбирая, будет ли она достигнута им самим, или кем-либо другим. Там, где была опасность и великое затруднение, он исправлял все сам личным присутствием; а что доставляло более чести или славы, то поручает ученику, именно: рукоположение епископов и все другое, что имело нужду в некотором исправлении, или, так сказать, в большем устройстве. Таким должен быть предстоятель, – искать не своей чести, но общей пользы». Об единоженстве он говорит: «Апостол заграждает уста еретиков, осуждавших брак, показывая, что это было так честно, что при нем можно даже восходить на священный престол; вместе с тем он укоряет людей невоздержных, не дозволяя, после второго брака, принимать эту власть. Апостол желает, чтобы начальствующий не подавал подчиненным никакого повода к нареканиям... И если он не мог воспитать своих детей, то достоин великого осуждения за леность. Посему, кто не радеет о своих детях, тот как может пещись о чужих? И как может учить других обуздывать гнев, кто не научил этому самого себя? Власть поставляет человека в многие обстоятельства, которые делают и весьма кроткого тяжелым и суровым, подавая множество поводов ко гневу. Посему, если он наперед не позаботился об укрощении этой страсти, то будет крайне тяжелым, повредит и погубит многое в делах своего управления. Епископу всегда должно делать увещанием, а не порицанием и оскорблением. Учитель есть врач душ; а врач не наносит ударов, но наносящего удары исправляет и врачует».
​​​​«В епископе всякая стяжательность срамна» (блаж. Феофилакт). 

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.

При избрании епископов, как я, говорит, повелел тебе, избирай из таких, кто непорочен. Тит должен тщательно узнать и испытать нравственные качества избираемого. Служение епископское есть образ служения Христова. Он – епископ, служитель Божий, устроитель Церкви Божией, и словом, и примером – жизнью. Поэтому он сам, в нравственной жизни своей, должен быть непорочен, безукоризнен (ср. 1, Тим. 3:2) то есть «если никто не может укорить его в дурной жизни» (Феодорит). Не в то только время, как его избирать и определять, он не должен иметь на себе вины и греха, но быть таким, чтобы совесть не угрызала его ни за какой грех со времени крещения. Ибо как предстоятелю Церкви укорить согрешающего, когда он тайно в сердце сознает, что сам позволял себе то в чем обличает другого?! (Иероним).

Он должен быть высок духом настолько, чтобы не увлекаться слабостями плоти даже в супружестве, он должен быть муж одной жены, не второбрачный. Апостол почтил брак, не поставив его преградой к получению степени священства, но вместе и брачным удовольствиям не дал поблажки, отказав в нем (священстве) двоеженцам. Но женатый епископ должен особенно тщательно заботиться о религиозно-нравственном воспитании своих детей. Нужно, говорит, чтобы дети избираемого в епископы, были верующие, не подлежали укору в блуде или в непокорности и строптивости. Иметь одну жену и быть непорочным зависит от воли человека, а что дети бывают неисправны, это не всегда бывает по вине родителей. Праведный Исаак, например, конечно учил сына своего Исава всякому добру, но Исав оказался и блудником и нечестивым (см. Быт. гл. 25). У пророка Самуила, который сам был таков, что в день нужды возопил ко Господу об Израиле и Господь возгреме гласом велиим на врагов Израиля и падоша (1Цар. 7:10), были дети, которые уклонились во след лихоимания (1 Цар. гл. 8). Поэтому можно думать, что Апостол разумеет здесь такие случаи, когда дети неисправны по вине родителей, по неуменью их исправить, как должно, или по нерадению о том. «Если кто считает воспитание детей делом второстепенным, заботясь только об имуществе, и не имея об них надлежащего попечения, то таковой не достоин священства. Если он не мог воспитать своих детей, то достоин великого осуждения за леность, а если не старался, то достоин великого осуждения за недостаток любви. Посему, кто не радит о своих детях, тот как может пещись о чужих» (Златоуст).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible