Скрыть
Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы недостающее, во всех церквах, ты исправлял и поставлял пресвитеров не в одном каком-либо городе, но по разным городам, как я и заповедал тебе. Итак, то самое, что я заповедал тебе на словах в присутствии своем, вот теперь я написал тебе в послании, в отсутствии своем.

Послание к Титу

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал

Здесь апостол разумеет епископов, как мы сказали в другом месте. Как я тебе приказывал: если кто непорочен (Тит 1:6). По всем, говорит, городам. Он не хотел, чтобы весь остров был поручен одному лицу, но чтобы каждый имел свою часть в своем попечении и наблюдении: таким образом и для него самого облегчается труд, и над подчиненными будет больше наблюдения, если учитель не будет отвлекаться для предстоятельства над множеством церквей, но будет заниматься только одною и ее обустраивать.

Толкование на послание к Титу

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал

А чтобы кто-нибудь не заспорил, что в одной церкви было много епископов, выслушай и еще свидетельство, в котором очевиднейшим образом утверждается, что епископ и пресвитер - одно и то же. Для того я оставил тебя на Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель (Тит 1:5-7). …А что впоследствии избран один и поставлен начальником над остальными - это сделано для устранения раскола, чтобы всякий, к себе привлекая, не разрывал Христовой Церкви. Ибо в Александрии, со времени евангелиста Марка и до епископов Геракла и Дионисия, пресвитеры всегда выбирали одного из среды своей и, возведя его на высочайшую степень, называли епископом (так точно, как войско выбирает императора).

Послания

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 5-6 Сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши и устроиши по всем градом пресвитеры: якоже аз тебе повелех: аще кто есть непорочен, единыя жены муж, чада имый верна, не во укорении блуда, или непокорива

Видишь ли, что апостолы разделили между собою всю вселенную как бы один дом и каждый из них делал свое. Вот истинный борец Христов! Где угрожала опасность, он сам идет, а где ожидала честь, он посылает учеников. Тита апостол Павел оставил в Крите для поставления по городам епископов, потому что он раньше его самого поставил епископом. И смотри: Апостол не стыдится писать ученику: доверши недоконченное мною, потому что он заботился только об одном, именно – о спасени всех. - Устроиши по всем градом пресвитеры. Апостол не хотел, чтобы весь большой остров Крит был подчинен одному епископу, но чтобы каждый город имел своего пастыря, – пресвитерами же он называет здесь епископов. - Аще кто непорочен. Жизнь его должна быть чиста от всякого упрека, и никто не должен иметь повода заподозрить его жизнь. - Единыя жены муж. Он должен знать одну только законную жену. Апостол заграждал этим уста еретикам, гнушающимся брака, так как и после брака можно достигать епископства, – но второбрачного, как достойного осуждения, он не допускает до этого. - Чада имый верна. Кто детей своих не исправил, как может исправить других людей.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное

Подобно тому, как в домашнем быту из приставленных на служение один делает одно, другой- другое, точно так и они разделили между собой вселенную по частям, и все трудились. На это именно и указывается здесь словами оставил тебя в Крите, потому что сам он, очевидно, отправился в другое место, чтобы трудиться там. Смотри, как он не стесняется писать ученику, чтобы тот довершил недоконченное им. Он заботился об общей пользе, а не о своей собственной чести. Обрати внимание также и на то, что все это он исправлял сам; что же вело к чести, или похвале, это он поручает ученику, - разумею рукоположение епископов и все прочее, что имело нужду в большем устройстве.

И поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал

Так он называет здесь епископов, и в Послании к Тимофею. По всем городам, говорит. Он не желал, чтобы весь остров поручен был одному лицу, но чтобы каждый город имел своего пастыря. Таким образом и труд будет легче, и наблюдение тщательнее.

Толкование на Послание к Титу

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Начало Послания (ст. 1,5)

В других Посланиях сия часть обычно занимает несколько стихов. Здесь она совмещается в одном стихе. Это потому, что он один много говорит, — сжато: ибо приводит на мысль всю историю пребывания святого Павла в Крите, что сделано им и что не доделано. Если б написать все сие, потребовался бы не один десяток стихов. Но в этом не настояло нужды; потому что Тит, к коему пишется Послание, знал все сие, как сотрудник. Довольно было намекнуть на то, и притом для того только, чтоб не вдруг (ex abrupto) начать самое Послание. Это и делает святой Павел. Я, говорит, оставил тебя в Крите докончить недоконченное и исправить неисправное. Так потрудись. Вот тебе правила в руководство. Правила в руководство — предмет Послания.

Сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши, и устроиши по всем градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех

Святой Павел, предполагается, по получении свободы от уз, направлялся из Рима в Малую Азию. Путь шел мимо Крита, где корабли останавливались. Остановили и тот корабль, на котором плыл святой Павел. Сей остановки святой Павел не пропустил даром, но, заметив, что здесь уместно не малое приложение Апостольской деятельности, остался у них на некоторое время. Во введении уже показано, что на острове было много верующих; но им недоставало законченности и настоящего устройства церковного. Это преимущественно и делал теперь святой Павел вместе и с дальнейшим распространением веры. Но все кончить ему недоставало времени; почему, сделав, что мог, для окончательного устройства всего оставил в Крите святого Тита, а сам поспешил в Малую Азию. Святой Златоуст удивляется такой неутомимости и говорит: «у древних мужей вся жизнь была деятельна и исполнена подвигов; а у нас — не так, но исполнена лености. Те знали, что они для того и родились в мир, чтобы трудиться согласно с волею Давшего им бытие; а мы, как будто родившиеся для того, чтобы есть, пить и веселиться, не думаем ни о чем духовном. Говорю это не об Апостолах только, но и о тех, которые были после них. Они, как видишь, ходили везде, как бы считая это своим единственным делом, и всю жизнь проводили в чужих странах, как бы не имея на земле (родного) города. Послушай, что говорит блаженный Павел: сего ради оставих тя в Крите. Разделив между собою вселенную, как бы один дом, они управляли всем и заботились о всех, приняв на себя один одну часть, а другой — другую».

Оставих тя — дают разуметь, что святой Павел имел намерение и нужду взять с собою и иметь при себе святого Тита; но ничего не дают разуметь о том, что было с Титом прежде того. Можно думать, что святой Павел там его застал и сначала хотел взять его с собою, но, осведомясь и увидев нужды верующих, оставил его там еще на время. Но можно думать, что он прибыл в Крит вместе со святым Павлом и оставлен там по нуждам тамошних христиан. Что в Риме при святом Павле не видно святого Тита и в Посланиях, писанных святым Павлом из первых уз, о нем нет помина, это могло случиться от того, что святой Тит, бывший в Крите, прибыл в Рим пред отъездом святого Павла оттуда. Но так или иначе о сем думать не имеет большого значения для понимания Послания.

Да недокончанная исправиши. Недокончанная, λειποντα, — недостающее, недостатки. Как христианство началось и росло на острове само собою, без властного по определенной норме учреждения порядков среди верующих, то ничего нет дивного, что у них иного недоставало, иное не так велось, как следует,— может быть, и в понятиях христианских была не только неполнота, но и кривизна. Все сие начал тотчас исправлять и пополнять сам святой Павел. Но как ему нужно было поспешить к другим Церквам, а между тем еще оставалось нечто требовавшее исправления, то он оставил на острове святого Тита доисправитъ остававшееся неисправленным. Почему сказал: да… исправиши — επιδιορθωση,— надысправиши, поверх исправленного надбавишь потребные исправления и доведешь их до конца. Блаженный Иероним пишет: «святой Павел, спеша в другие страны, оставил в Крите святого Тита — исправить, что было неисправно и чего недоставало. Говоря: да недокончанная исправиши,— oн показывает, что критяне еще не дошли до полного познания истины, и, хотя иное было исправлено у них Апостолом, но иное оставалось еще требующим исправления, как неисправное и несовершенное. На это указывает и предлог, приложенный к глаголу: επιδιορθωση, — что не одно и то же значит, как и: διορθωση,— да исправиши,— но, как бы сказать: данадысправиши,— то есть: да то, чего исправление мною начато, но не доведено до требуемой истиною меры, доисправиши, чтобы все у них приняло настоящий вид».

И поставиши по всем градом пресвитеры Это не единственное, что предлежало исправить; а между другими недостатками исправить и этот. Особо же о нем помянул Апостол по особенной важности священного чина в Церкви. Без него ни учение, ни таинства, ни другие все порядки в Церкви должным образом исполняемы быть не могут. Он как бы говорит: особенно же или главным же образом позаботься поставить исправных пресвитеров. Где есть исправный пресвитер, там и все будет исправно. Слово: поставиши — то же значит, что: рукоположиши. Так действовал везде сам святой Павел. Основав Церковь, он не оставлял ее самой себе, но рукополагал достойных и им поручал назидание и управление верующих, как видим из того, как действовал он в первое свое Апостольское путешествие, когда вместе с Варнавою, основав Церкви в Дервии, Листре, Иконии, Антиохии (Писидийской), они не прежде удалились оттуда, как рукоположив пресвитеров во все Церкви (см.: Деян. 14:23). Можно допустить, что и в Крите святой Павел сам рукоположил иных пресвитеров, но не всюду. Где они еще требовались, там поручил он рукоположить их святому Титу. Под пресвитерами все наши толковники разумеют епископов, как старейшин над иереями. — По всем градом И доселе на Востоке держится обычай, чтоб всякий город, по возможности, имел своего епископа. «Не хотел Апостол, чтобы весь остров подчинен был одному лицу, но чтобы каждый имел свою часть в своем попечении и наблюдении; ибо таким образом и для него самого облегчится труд, и над подчиненными будет больше наблюдения, если учитель не будет развлекаться, предстоятельствуя над множеством Церквей, но будет заниматься только одною и ее устроять» (святой Златоуст).

Якоже тебе аз повелех Повеление это конечно и все обнимало: что и как исправить, Апостол точно определил сам. По примеру повеленного можно было видеть, как исправить и то, что не указано словом. Но может быть: якоже повелех, — преимущественно или исключительно относится к избранию и рукоположению пресвитеров, так что следующие за сим слова: аще кто и прочее указывают будто на то, что именно или особенно поведено. В таком случае можно читать: якоже тебе повелех,—то есть: аще кто и прочее.

Смотря на то, как святой Павел свою власть и свои преимущества уступает святому Титу, святой Златоуст говорит: «видишь ли, как душа его чиста от всякой зависти, как он всегда искал пользы поучаемых, не разбирая, будет ли она достигнута им самим или кем-нибудь другим? Там, где была опасность и великое затруднение, справлял все сам личным присутствием; а что доставляло более чести или славы, то поручает ученику, именно: рукоположение епископов и все другое, что имело нужду в некотором исправлении или, так сказать, в большем устройстве. Но что, скажи мне, говоришь ты? Твои дела он будет исправлять? И ты не считаешь этого унизительным и постыдным для себя? Нисколько, говорит, ибо я имею в виду только общую пользу, мною ли будет сделано или другим, для меня все равно. Таким должен быть предстоятель (Церкви) — искать не своей чести, но общей пользы».

Толкование на послание к Титу

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Священстве

 

Сектанты говорят: Должно выбирать священников, как выбирались диаконы в Деян.6, а не по назначению, как у православных.

Православный ответ: Существуют два порядка: порядок избрания, как в Православном единоверии, подобный Деян.6, и порядок непосредственного избрания и поставления от епископов, по примеру Христа, избравшего 12 Апостолов и по примеру Апостолов, прямо рукополагавших (Деян.14:22-23; Тит.1:5). Сила не в способе избрания, а в благодатном рукоположении, которого у сектантов нет.

Оружие правды


О Священстве

 

Сектанты говорят: Тимофей и Тит не были епископами в Ефесе и на Крите, так как одного из них лишь «оставил, а другого просил пребыть, а затем ожидал их к себе» (2Тим.4:9; Тит.3:12).

Православный ответ: Были ли Тимофей и Тит постоянными или временными епископами в Ефесе и на Крите – не важно, но что они имели благодать священства (1Тим.4:14; 2Тим.1:6) и что они поставляли пресвитеров там, это – ясно (1Тим. 5:22; Тит.1:5).

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал

Сего ради оставих тя в Крите

Ради этого, т. е. ради чего?

Да недокончаная исправиши

Для довершения недоконченнаго: ибо там оставались некоторые, нуждавшиеся в более продолжительном наставлении в вере и в большем усовершенствовании в ней, или же для исправления людей, сбившихся с прямаго пути.

И устроиши по всем градом (для каждаго города) пресвитеры

Пресвитерами здесь называет епископов, как это выяснится ниже. Если же для каждаго города потребен был один епископ, то как же он говорит: епископов? Это потому, что городов в Крите было много, он и употребил множественное число.

Яко же тебе аз повелех

Этим он напоминает ему о том, как он повелел ему действовать.

Толкование на послание к Титу

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал

В Крите Остров Крит, на Средиземном море, имеет 36 миль в длину и 197 миль в окружности. Остров был густо населен жителями. В 69 году пред Р. X он был обращен в Римскую провинцию. В числе жителей острова были и иудеи (Деян II:11). Вероятно, христианство насаждено было здесь пришельцами с первого христианского праздника Пятидесятницы. Апостол Павел с проповедью Евангелия прибыл на остров Крит после освобождения из первых римских уз, но недолго здесь оставался и вместо себя для приведения в порядок церковных дел оставил Тита.

Пресвитеров - См. Деян XI:30; 1Тим. III:2 и сл.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

5. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:

6. если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, неукоряемых в распутстве или непокорности.

7. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,



Первое существенное поручение Титу: поставить по всем городам пресвитеров, причем указуются и те свойства, которыми должны отличаться избранные во пресвитера. Добрые свойства пресвитеров, как и епископов, указываются такие же, какие и в посланиях к Тимофею: непорочность (сравн. 1Тим. 3:2), единоженство, уменье воспитывать детей, кротость, воздержность, бескорыстие и т. подобное. «Видишь ли – говорит св. Иоанн Златоуст, – как у Апостола чиста душа от всякой зависти, как он всегда искал пользы поучаемым, не разбирая, будет ли она достигнута им самим, или кем-либо другим. Там, где была опасность и великое затруднение, он исправлял все сам личным присутствием; а что доставляло более чести или славы, то поручает ученику, именно: рукоположение епископов и все другое, что имело нужду в некотором исправлении, или, так сказать, в большем устройстве. Таким должен быть предстоятель, – искать не своей чести, но общей пользы». Об единоженстве он говорит: «Апостол заграждает уста еретиков, осуждавших брак, показывая, что это было так честно, что при нем можно даже восходить на священный престол; вместе с тем он укоряет людей невоздержных, не дозволяя, после второго брака, принимать эту власть. Апостол желает, чтобы начальствующий не подавал подчиненным никакого повода к нареканиям... И если он не мог воспитать своих детей, то достоин великого осуждения за леность. Посему, кто не радеет о своих детях, тот как может пещись о чужих? И как может учить других обуздывать гнев, кто не научил этому самого себя? Власть поставляет человека в многие обстоятельства, которые делают и весьма кроткого тяжелым и суровым, подавая множество поводов ко гневу. Посему, если он наперед не позаботился об укрощении этой страсти, то будет крайне тяжелым, повредит и погубит многое в делах своего управления. Епископу всегда должно делать увещанием, а не порицанием и оскорблением. Учитель есть врач душ; а врач не наносит ударов, но наносящего удары исправляет и врачует».
​​​​«В епископе всякая стяжательность срамна» (блаж. Феофилакт). 

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О священстве.

Мф.9:37-38. Как ясно здесь различается; паства – народ и делатели – пастыри; первых много, а последних мало, а что не сами себя назначали люди в пастыри, читай: 1Кор.12:28-32; Еф.4:11-12; Тит.1:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О пастырстве.

Мф.11:25. Евангельское учение открывается младенцам не по уму, а младенцам на злое: 1Кор.14:20; о непокорных заповедям говорится: 1Кор.14:21-22. Чтобы проповедовать, недостаточно одной способности, нужно – посольство: Рим.10:15; Тит.1:5; 2Тим.1:6.

Мф.23:15. В православной Церкви в каждом районе, есть свои пастыри право поставленные: Тит.1:5, которым сказано: 2Тим.4:2. Очевидно, здесь разумеются не поставленные Господом на дело проповеди, а путешествующие по собственной воле: Рим.10:15; Евр.5:4;6:4-6.

Ин.1:41-42. Здесь убедительное доказательство избрания и посланничества на дело пастырского служения. Вот ап. Петр – камень, основание Церкви: Мф.16:18, вот избрание других апостолов: Мф.10:1-5; Лк.10:1-2, но нигде не сказано, чтобы это великое служение могли предвосхищать люди сами собою: Евр.5:4; о преемственной же передаче апостольско-пастырского служения говорится: Тит.1:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О церковном учительстве.

​​​​​​
Мк.9:38-39. Подчинение бесов показывает, что изгоняющие были искренно верующими в Божество Иисуса Христа, иначе их постигла бы таже участь, что и сынов Скевы: Деян.19:13-16. Посольство на проповедь и учительство установлено Господом: Еф.4:11-131Кор.12:29; Тит.1:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О власти.


Мк.10:45. Служили делу спасения и апостолы: 2Кор.2:17; как служат и их преемники: Тит.1:5; но этим не отрицается подчинение установленным Богом властям земным: Рим.13:1-5, также и властям духовным: Евр.13:171Пет.5:5; Лк.10:16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О ношении священнической одежды.


Мк.12:38-39. Здесь Господь осуждает тщеславие, а не покрой одежды. Говорится о книжниках, не бывших священниками, из колена Левиина. Христианское священство, поставленное по примеру апостолов: 1Тим.2:7; Тит.1:5, по примеру Самого Господа носит длинную одежду: Ин.19:23, установленную для священнослужителей: Исх.28:4.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О пастырях.
 

Лк.10:10. Это сказано не мирянам, а апостолам: Лк.10:1-3, а в лице их и преемникам их: Деян.14:23; Тит.1:5. Как апостолы, так и их преемники не всегда назывались учениками, но и пастырями: 1Пет.5:1, и пресвитерами: Деян.20:17,28.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О священстве и лжеучителях.

Ин.10:1-4. Дверью входят те пастыри и учители церковные, о которых сказано в Писании: Мф.10:1-6; Ин.20:21-22; Деян.6:6;14:23; 1Тим.4:14; Тит.1:5; а «прелазящие инде», не дверью, т. е. воры и разбойники религиозной жизни, познаются на основании следующих мест Писания: 1Ин.4:1-3; 2Петр.2:1-2; их нужно беречься (остерегаться): Мф.7:15;24:4-5; Иер.23:16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О священстве.

Мф.10:5-6. И апостолы не самолично пошли на дело проповеди, а их «послал Иисус». Даже на низшую степень священства – диаконство требовалось избрание и рукоположение: Деян.6:6, так же, как рукополагали пресвитеров: Деян.14:23; присваивающие себе это звание уподобляются разбойникам: Ин.10:1-3.


Лк.11:33-35. Из этих слов видно, что «светильник» не сам собою появляется, а зажигают его и ставят на подсвечнике, так равно не должен никто сам предвосхищать честь священства: Евр.5:4; Ин.10:1; но нужно быть для этого призванному и рукоположенному:Мф.10:5; Деян.14:23; Тит.1:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О пастырстве.
 

Лк.12:1. Господь предостерегает сим от всего дурного, как в образе мыслей, так и в образе жизни, что заметно было в фарисеях, но слушать, чему учили фарисеи, Господь повелел: Мф.23:3. Новозаветные пастыри в лице апостолов и их преемников Самим Господом избраны на дело пастырства: Мф.28:19-20; Еф.4:11; и кто отвергает их, тот отвергает Самого Господа Иисуса Христа, сказавшего: Лк.10:16; Ин.13:20.

Ин.10:14. Господь знает своих «овец» тех, которых дал Ему Отец: Ин.6:37, в числе их 12 и 70 апостолов: Мф.10:5, апостолы рукополагали себе преемников: Деян.14:23, Тит.1:5; слушающий их, слушает Самого Господа и наоборот: Лк.10:16.

Ин.10:27. Тот же голос Христов передается и посланными Им пастырями: Мф.28:19-20, Еф.4:11-12, кто не слушает их, тот не слушает и Господа: Лк.10:16; стало быть, тот и не овца Его, потому что не слушает голоса Его.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О пастырстве, (священстве).

Ин.15:15-16. Это изречение есть только выражение чрезвычайной близости апостолов ко Христу, так как пред величеством Господа, как Бога, как апостолы, ученики Христовы, так и все люди были, есть и будут рабами: Лк.17:10; Деян.4:29; Рим.1:1; Гал.1:10. Словами «Я вас избрал и поставил» ... лишний раз подтверждается та истина, что честь пастырей никто сам собою предвосхищать не должен: Евр.5:4; 1Тим.4:14; 2Тим.1:6; Тит.1:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:

Святой Павел, вместе с Титом, распространил веру Христову по всему Криту, но многого не успел докончить, и главное, организовать Церкви Христовы по всем городам. Чтобы докончить это дело, он оставляет в Крите своим наместником Тита, и заповедует ему как исправить (довершить) в Крите то, что начато святым Павлом, но не доведено до конца, и главное, между недоконченным поставить – рукоположить по всем городам пресвитеров, потому что без них ни учение, ни таинства, ни другие все порядки в Церкви должным образом не могут быть исполняемы.

Под пресвитерами городов отцы-толковники разумеют епископов, как старейшин над иереями. И доселе на Востоке держится обычай, чтобы всякий город по возможности, имел своего епископа. «Не хотел Апостол, говорит Златоуст, чтобы весь остров подчинен был одному лицу, но чтобы каждый имел часть в своем ведении и наблюдении, ибо таким образом и для него самого облегчится труд, и над подчиненными будет больше наблюдения, если учитель не будет развлекаться (то есть разбрасываться), предстоятельствуя над множеством церквей, но будет заниматься только одною и ее устроять». Как все это исправить и доделать, святой Павел сам обдумал и подробно устно передал Титу, как руководительное для него правило, или инструкцию.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible