Скрыть
Ради пищи не разрушай де́ла Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн

Все чисто, как сказал я, но худо человеку, который чрез (на) совесть и соблазн других ест.

Толкования на Послание к Римлянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 19-20 Темже убо мир возлюбим и яже к созиданию друг ко другу. Не брашна ради разоряй дело Божие. Вся бо чиста, но зло человеку претыканием ядущему

Темже убо мир возлюбим, и яже к созиданию друг ко другу (ст. 19). Первое (сохранять мир) относится к немощному, а последнее к соблазняющему брата, чтобы он не поколебал его в вере. Впрочем, (апостол), сказав: ко взаимному назиданию, отнес эти слова вообще и к тому и другому и показал, что без мира трудно назидать. Не брашна ради разоряй дело Божие (ст. 20). Делом Божиим он называет спасение брата и усиливает страх, доказывая, что соблазняющий брата делает противное тому, о чем заботится. Ты не только не созидаешь, как думаешь, говорит (апостол), но разрушаешь, и притом не человеческое дело, а Божие, не для чего-либо важного, но для маловажной вещи - брашна ради. Потом, чтобы такой снисходительностью не утвердить брата в худом настроении, опять излагает общее положение, говоря так: вся бо чиста, но зло человеку претыканием ядущему, то есть с лукавою совестью. Таким образом, если ты станешь принуждать и он станет есть, то не будет в этом никакой пользы, потому что не яства делают нечистым, а расположение, с каким ешь. Потому, если ты не исправишь расположения, то весь твой труд напрасен, даже вреден. Ведь не одно и то же считать что-нибудь нечистым и, считая нечистым, есть. В последнем случае ты грешишь вдвое, усиливая своим упорством предрассудок и заставляя есть нечистое; таким образом, пока не убедишь, дотоле и не принуждай.

Беседы на Послание к Римлянам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ради пищи не разрушай де́ла Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. 
 

Делом Божиим Господь назвал веру в Него. Ибо говорит: Се есть дело Божие, да веруете в Того, егоже посла Он (Ин.6:29). Поскольку, как вероятно, некоторые из иудеев отступили и от веры, не терпя тех укоризн, какие делали им уверовавшие из язычников, то Апостол справедливо сказал: Не брашна ради разоряй дело Божие. Но чтобы и уверовавшие из иудеев не заняли также из сего предлога поддерживать хранение закона, Апостол старается предотвратить сие и говорит:Вся бо чиста. Ни одна из сих снедей по природе своей не бывает нечистою.Но зло человеку претыканием ядущему. Тебе вкушение приносит вред, потому что нерадишь о пользе ближнего; видя, что терпит он вред, пренебрегаешь тем.

Толкование на послание к Римлянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн

Ради пищи не разрушай дела Божия

Делом Божиим называет спасение брата. Итак, не разрушай оного, стяжанного для него Богом, и притом ради пищи, то есть нежеланием воздерживаться от свиного мяса, чтобы получить себе пользу.

Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн

Сделав строгое запрещение совершенному, убоялся, чтобы немощный не утвердился в худых мыслях. Поэтому опять обращается к догмату и говорит, что все чисто, но худо для того, кто ест с худой совестью и после того, как соблазнился. Ибо несовершенный, почитающий свиное мясо нечистым, если ест его по принуждению, больший терпит вред. Поэтому сначала ты должен вразумить его, что все чисто.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Не брашна ради разоряй дело Божие. Вся бо чиста, но зло человеку претыканием ядущему

Дело Божие — то, что Он хощет всем спастися (ср.: 1Тим. 2, 4). А ты неразумным пользованием свободою относительно яств разоряешь сие дело, понуждая или увлекая его есть то, что не одобряет его совесть, и тем губя его; ибо оскорбление совести есть зло пагубное. То правда, что все чисто, как ты веруешь; но ты, вкушая все на претыкание и соблазн брату, делаешь зло, — зло себе самому, ибо: горе человеку, имже соблазн приходит (ср.: Мф. 18, 7). Святой Златоуст говорит: «делом Божиим Апостол называет спасение брата и увеличивает страх, доказав, что соблазняющий брата делает противное тому, о чем заботится. Ты не только не созидаешь, как думаешь, говорит Апостол, но разоряешь, и разоряешь не человеческое дело, а Божие; и притом разоряешь не для чего-либо важного, но для маловажной вещи — брашна ради. Если ты принудишь и он станет есть, ни малой не будет в том пользы (а вред: ибо он будет есть с оскорблением своей совести). Не яства делают нечистым, а расположение, с каким есть. Посему ежели не исправишь расположения, то весь твой труд напрасен и вреден. Иное дело почитать что нечистым, и иное есть, что почитаешь нечистым. В последнем случае грешишь ты вдвое, своим спором усиливаешь предрассудок и заставляешь есть нечистое (то есть почитаемое таковым наперекор совести). Доколе не убедишь, дотоле не принуждай».

Слова: претыканием ядущему — можно принять в таком смысле: зло человеку, который ест с претыканием, несмотря на то, что совесть несогласна на сие. Толкование святого Златоуста на это более направлено.

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн

Неразумно после наслаждения Словом сильно удивляться и волноваться из-за того, что предлагается на общественных пиршествах.

Педагог

Амвросиаст (†IVв.)

Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн

Человек есть дело Божие по творению, и еще дело Божие по восстановлению в обновлении. И пища - дело Божие, однако не человек для пищи, но пища для человека. В этом большая разница.

Комментарии на Послание к Римлянам

Экумений (†VIв.)

Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн

Бог крестом воздвиг ближнего; так что ты ниспровергаешь здание Божие.

Фрагменты

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(ст. 15-21) Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай де́ла Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.


Некоторые, хвалясь своею свободою и пользуясь отсутствием церковных установлений о посте, ели все, ели и то, что другие считали запрещенным и нечистым, и этим отталкивали их от себя и даже от Церкви. Апостол наставляет таких, чтобы они не огорчали своих братьев (Рим.14:15), не подавали повода хулить свою веру (Рим.14:16), не разрушали дела Божия (единства Церкви, Рим.14:20), не ели на соблазн другим (там же), не соблазняли братьев (Рим.14:21). Во всем этом – прямое обличение штундистов, тем более суровое, что отвергаемые и явно нарушаемые ими посты являются теперь не остатком иудейства, но многовековым установлением Церкви Божией.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн

Дела Божия (ἔργον τοῦ θεοῦ) - это Церковь (ср. 1Кор. 3:9). - Который ест на соблазн, т. е. сильный в вере, который ест мясо и этим соблазняет немощного своего брата. - Худо человеку, т. е. грешно тому, кто так поступает, хотя самая пища не имеет никакой нечистоты в себе.

См. также Толкование на Рим. 14:13

священник Николай Рудинский (†1937)

Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.

Ради употребления или неупотребления той, или другой пищи, не должно губить немощных, что значит разорять дело Божье, спасение людей. Правда, что все чисто, но вкушать все на соблазн другим, значит, делать зло и другим и себе, ибо горе человеку, через которого соблазн приходит, сказал Спаситель (Мф. 18:7).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible