Скрыть
Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 19-20 Темже убо мир возлюбим и яже к созиданию друг ко другу. Не брашна ради разоряй дело Божие. Вся бо чиста, но зло человеку претыканием ядущему

Темже убо мир возлюбим, и яже к созиданию друг ко другу (ст. 19). Первое (сохранять мир) относится к немощному, а последнее к соблазняющему брата, чтобы он не поколебал его в вере. Впрочем, (апостол), сказав: ко взаимному назиданию, отнес эти слова вообще и к тому и другому и показал, что без мира трудно назидать. Не брашна ради разоряй дело Божие (ст. 20). Делом Божиим он называет спасение брата и усиливает страх, доказывая, что соблазняющий брата делает противное тому, о чем заботится. Ты не только не созидаешь, как думаешь, говорит (апостол), но разрушаешь, и притом не человеческое дело, а Божие, не для чего-либо важного, но для маловажной вещи - брашна ради. Потом, чтобы такой снисходительностью не утвердить брата в худом настроении, опять излагает общее положение, говоря так: вся бо чиста, но зло человеку претыканием ядущему, то есть с лукавою совестью. Таким образом, если ты станешь принуждать и он станет есть, то не будет в этом никакой пользы, потому что не яства делают нечистым, а расположение, с каким ешь. Потому, если ты не исправишь расположения, то весь твой труд напрасен, даже вреден. Ведь не одно и то же считать что-нибудь нечистым и, считая нечистым, есть. В последнем случае ты грешишь вдвое, усиливая своим упорством предрассудок и заставляя есть нечистое; таким образом, пока не убедишь, дотоле и не принуждай.

Беседы на Послание к Римлянам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. 

Посему надлежит нам предпочитать всему полезное согласие и все делать для взаимной пользы.

Толкование на послание к Римлянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию

О мире сказал к несовершенному, потому что этот не имел мира, а ко взаимному назиданию сказал к совершенному, чтобы он не колебал брата, соблазняя его. Впрочем, сказав: ко взаимному, отнес слово свое об этом к тому и другому. Тем же, что сначала упомянул о мире, а потом о созидании, показал, что без мира трудно назидать.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Темже убо мир возлюбим, и яже к созиданию друг ко другу

Прямо указывает на болезни, именно что своим неразумным действованием в употреблении пищи и пития они и мир взаимный нарушали, и соблазняли друг друга, — и, что еще тягчае, — замечая сие, не хотели изменить своего поведения. Более это относилось к не державшим различения яств и являвшимся более совершенными в вере; мир они нарушали тем, что презрительно и укорно относились к воздерживавшимся от некоторых яств, а соблазняли, вместо назидания, тем, что иных наперекор совести увлекали есть идоложертвенное. Но и к воздерживавшимся от некоторых яств это же шло: и они мир нарушали уже тем, что особились от других, и тем более если при сем вступали в спор, вообще неблагоприятный миру, и на укор отвечали укором укорявших, укоряя их, яко всеядцев, невоздержных и чревоугодливых; а соблазняли тем, что иных из не державших различения яств, но не крепких сердцем располагали подражать себе, чая так совершеннейшими явиться, тогда как это означало не совершенство, а немощь.

Для нас отсюда можно заимствовать правило — во внешнем нашем поведении, и особенно в отношении к предметам безразличным, главным образом иметь в виду не то, как мы сами положили действовать, но то исключительно, чтоб мира взаимного не нарушать и не соблазнить кого-либо, а напротив, так вести дела, чтоб взаимный мир более и более укреплялся и все служило ко взаимному назиданию.

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Амвросиаст (†IVв.)

Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию

Поскольку спор производит раздор, то Павел учит нас пребывать в мире и избегать доводов относительно того, есть или не есть (см. Еф. 4:11-12).

Комментарии на Послание к Римлянам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(ст. 15-21) Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай де́ла Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.


Некоторые, хвалясь своею свободою и пользуясь отсутствием церковных установлений о посте, ели все, ели и то, что другие считали запрещенным и нечистым, и этим отталкивали их от себя и даже от Церкви. Апостол наставляет таких, чтобы они не огорчали своих братьев (Рим.14:15), не подавали повода хулить свою веру (Рим.14:16), не разрушали дела Божия (единства Церкви, Рим.14:20), не ели на соблазн другим (там же), не соблазняли братьев (Рим.14:21). Во всем этом – прямое обличение штундистов, тем более суровое, что отвергаемые и явно нарушаемые ими посты являются теперь не остатком иудейства, но многовековым установлением Церкви Божией.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию

Из сказанного выше ясно, что не для чего поднимать споров о пище. Если о нем и нужно беседовать, то только о том, что может поддерживать мир в христианской Церкви и устроить из нее истинный дом Божий (назиданию - правильнее: созиданию - oikodomh).

См. также Толкование на Рим. 14:13

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О разделениях.

Лк.12:51-53. Христос Спаситель пришествием Своим на землю принес людям мир: Лк.2:14; Евр.12:14; Ин.14:27; Рим.14:19; разделение же происходит не по желанию Христа (Ин.17:21), но по злой воле людей; от него Апостол предостерегает: Рим.16:17; 1Кор.3:3-4.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.

Следует помнить, чтобы употребление этих вещей не нарушало взаимного мира и не подавало повода к соблазну, а напротив, все более и более укрепляло этот мир и служило к взаимному назиданию.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible