Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Возрадуются поля, и вся яже на них. Тогда возрадуются вся древа дубравная. Полями и древами называет святые души, которые возрадовались о спасении мира.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
возрадуются поля, и вся яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная
Сказав о море и упомянув о том, что его наполняет, пророк естественно далее указывает на поля, или пашни, и что на них находится, желая обозначить этим совокупность всего, находящегося на земле.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Возрадуются поля, и вся яже на них». А Симмах перевел так: похвалится село и все, что на нем. Господь же, изъясняя причту о плевелах, «селом» наименовал мир (Мф.13:38). Посему Пророк говорит, что все исполнится радости и удовольствия.
«Тогда возрадуются вся древа дубравная». А Акила перевел: тогда восхвалят все древа дубравныя. Они преимущественно вознесут песнопение Богу; потому что в числе их и то спасительное древо, на котором пригвождено было Спасителево тело, и от ко-тораго произрастают блага людям. Между тем надлежит знать, что пророческое слово употребило олицетворение; потому что и небо, и земля, и море, и поля, и древа, не имеют дара слова и неодушевленны, возносят же песнопение Богу сущие на них. Ибо среди моря обитают островитяне, на суше – жители твердой земли, а на небе – Ангелы; и те, которые видят дубравы свободными от служения идолов, возглашают песнь Богу. Так Пророк, описывая и исшествие сынов Израилевых из Египта, употребил опять олицетворение: «море виде и побеже, Иордан возвратися вспять: горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии» (Пс.113:3–4). Пророк предлагает вопрос, и получает ответ, выражая тем благодушие спасенных.
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
возрадуются поля, и вся яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная
Вероятно, поля и все, что на них, равно как и дерева дубравные, радовались своею радостию, то есть имели какое-то чутье своего рода, что Творец вселенной жил на земле с человеками.
Евфимий Зигабен (†1118)
Возрадуются поля и вся яже на них.
Возрадуются, говорит, земные поля, по той причине, что по ним будет проходить освящающий их Христос. Стал, говорит, Иисус на месте ровном (полевом) (Лук. 6, 17). А все что на полях, составляют деревья, нивы, животные и прочее.
Тогда возрадуются (будут скакать) вся древа дубравная
См. Толкование на Пс. 95:13
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Возрадуются поля, и вся, яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная. Это олицетворение означает, что вся вселенная должна радоваться тому, что Господь воцарися, т.е. воцарился Спаситель мира Господь Иисус Христос. Так разумеют Отцы и толковники. Но в переносном смысле, св. Афанасий под древами и полями разумеет «св. души, которые возрадовались о спасении мира».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 11-13 Да возвеселятся небеса, и радуется земля: да подвижится море и исполнение его: возрадуются поля, и вся яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною своею.
Пусть, поэтому радуется вся земля, дубравы, моря и поля, так как Господь идет судить землю
Так как Господь есть царь всего мира, то тогда, когда Он придет судить весь мир, на земле будет восстановлена правда, теперь попираемая людьми и народами. Писатель ожидает и молит Бога об этом пришествии и свою радость приглашает разделить и всю природу: моря, реки, поля, леса. Такое приглашение говорит о необыкновенной глубине и силе чувства, переживаемого писателем.
Все это радостное и бодрое содержание псалма отвечает времени царя Иосии, когда открытый и прочитанный им автограф закона Моисея наполнил его с одной стороны чувством огорчения при виде нестроения настоящей жизни своих подданных, далекой от нарисованного в законе идеала, с другой - преисполнил его ревностью об очищении жизни, вселял уверенность, что Господь не даст погибнуть этому кающемуся и исправляющемуся пред Ним народу.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
возрадуются поля, и вся яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная
Среди смелых ожиданий и надежд касательно настоящего времени псалмопевцу становится ясным, что они исполнятся только в будущем (тогда), что и неразумная тварь (древа дубравная) начнет торжественное прославление (Рим. 8, 19 и д.), когда Бог еще более совершенным образом (т.е. лично) явится на земле и оснует на ней царство правды. Тогда; псалмопевец от радостного настоящего переносит свой взор к славному мессианскому будущему; для него ясно, что то, чего он желает теперь, поклонение Господу всех народов и прославление даже неразумною тварию, наступит только в будущем, в мессианские времена.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 11–13 Да возвеселятся небеса, и радуется земля: да подвижится море и исполнение его: возрадуются поля, и вся яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною Своею
Из предыдущих стихов видели мы, как псалмопевец, воодушевляясь пророческим духом и постепенно проникаясь радостным настроением, призывает людей к прославлению величия и славы Божией. Вот пред его мысленным взором предстают чудеса силы и могущества Божия, открывающиеся в делах поражения и уничтожения языческого идолослужения, и он, духовно предусматривая наступление царства Мессии, призывает проповедников славы и правды Божией возвестить народам, что Господь уже царствует в мире, что, производя праведный суд, Господь утвердил Церковь Свою на земле (исправи вселенную), которая пребудет непоколебимою и вечною. Воодушевленный столь радостным настроением, он в конце псаломской песни своей призывает к общей радости и торжеству и небо, и землю, разумея под небом всех ангелов и всех святых небожителей, а под землею – всех живущих на земле; и не только небо и землю побуждает к радости, но и море, и даже неодушевленные твари заставляет радостно предстать пред лицем грядущаго Господа: «да возвеселятся небеса, и да торжествует земля; да плещет море и все, что наполняет его; да скачет поле и все, что на нем; да ликуют тогда все дерева дубравы пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю» (по пер. с евр.). Два раза повторенное слово «идет» (яко грядет, яко грядет), по мнению св. отцев, означает два пришествия Христовы: первое – для совершения дела спасения рода человеческого, а второе – с последующим за ним словом судити указывает на второе пришествие Христа во славе Отчей, для того, чтобы произвести всеобщий, всемирный Суд: судити вселенней в правду, – чтобы воздать каждому по делам его; причем последние слова: судити людем истиною Своею, – могут означать напоминание о частном суде, до открытия всеобщего суда, и что этот суд, как суд Божий, Господь производит людям истиною Своею.