المواراة
94:21 يَزْدَحِمُونَ عَلَى نَفْسِ الصِّدِّيقِ، وَيَحْكُمُونَ عَلَى دَمٍ زَكِيٍّ.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят

И кровь неповинную осудят. Эти лукавые и сопротивные демоны приложат всякое старание уловить душу праведного, но за это, говорить, они будут осуждены. Ибо это значат слова: и кровь неповинную осудят. Пророк говорить, что за неповинно пролитую ими кровь преданы будут они суду и наказанию.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 20-23 Да не пребудет тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление. Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят. И бысть мне Господь в прибежище, и Бог мой в помощь упования моего: и воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог

Посему вдается в высшее любомудрие, уча, что зло не от Вечного; ибо говорит: «не пребудет Тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление», то есть, не вместе с Тобою усматривается начало злобы; потому что престол, установляющий грех повелением, есть начало. Сим Пророк показал, что злоба не от вечности, и не вечно пребудет; ибо что не вечно было, то и будет не вечно. Сказывает же Пророк и способ истребления зла, предрекая уничтожение злобы с убиением Господа иудеями.

Ибо говорит: «уловят на душу праведницу, и кровь неповинную осудят». Но сия кровь сделается спасительною для меня. Ибо осужденный на смерть Господь чрез то делается для меня «прибежищем», и «в помощь упования» поставляется верующим сей «Бог», Который, на праведном суде воздая каждому по достоинству, уничтожит лукавство, а не естество согрешивших.

Вот точные слова Пророка: «воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог». Означает же сказанным, что погибнут приявшие на себя ныне образ греха. А когда не будет злобы, не будет носящего на себе образ ее. Посему, когда погибнет злоба, и ни в ком не останется такого начертания, все образуются по подобию Христову, и во всех воссияет один образ, какой в начале вложен был в естество.

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят

Пророк ясно указывает при­чину, почему диавол не будет предстоять Богу на будущем суде, а именно потому, что он со своими слугами не побоится уловить и душу праведника, воспользовавшись для того грехами, допущенными по неведению и невольно, а равно и потому, что «неповинную кровь осудят», если бы у них была какая-нибудь власть судить. Вот почему Бог и не позволяет им обвинять нас и быть против нас сви­детелями, когда Он судит наши поступки, а призывает в каче­стве обвинителей наши помыслы, а в качестве свидетеля – совесть. Так говорит Павел: «о чем свидетельствует совесть их и мысли их» (Рим. 2:15). Так судятся Богом наши тайные дела.

Беседы на псалмы. На псалом 93

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят

В том и дело сих беззаконных судей, чтобы употреблять всякое ухищрение против праведных, и неповинных, ни в чем не погрешивших, осуждать на смерть.

Евфимий Зигабен (†1118)

Уловят (поставя сети) на душу праведничу

Иначе, говорит, служители диавола, демоны будут ставить сети против всякого праведника, если они будут находиться на суде Твоем, Господи, и будут обвинять грехи его неведения и ненависти по причини чрезмерной злобы и ненависти своей к людям.

И кровь неповинную осудят

Демоны, говорит, Господи, смотря по их злобе и намерению, осудят кровь невинную; где кровь невинная употреблена вместо: невинный, или вместо: на неправедное наказание, по отношению к божественным законам, т. е. не вытекающее из божественных законов, что можно выразить так, что демоны определяют безвинным неправедное наказание; почему, как беззаконные и неправедные не будут присутствовать на суде Божием.

Другие изъясняют сии слова о Сауле, называя престолом беззакония престол и царство Саула: его же почитают и созидающим труд касательно повеления, так как он напрасно трудился над нарушением заповеди Божией, когда желал умертвить Давида, поставленного в царя, по повелению Божию. Он-то уловлял и ставил сети вместе с своими, чтоб уловить душу праведника, т. е. Давида, и осудить невинную кровь его, иначе его самого.

Заметь, что Апостол Павел, сказывая: не знаете ли, что мы Ангелов будем судить? (1Кор. 6:3). сим показывает, что и демоны (ибо, по словам Златоуста, Феофилакта и Экумения, их называет ангелами) имеют предстать на суд Божий, но не для суждения и осуждения, как говорит здесь Евфимий, но более для того, чтобы самим принять суд и осуждение от Бога и святых за те искушения и скорби, которые причиняли им в настоящей жизни. Ибо, по словам богословов, на суд предстанут четыре разряда: христиане, нечестивые, ангелы и демоны.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят

Вот и последствия того суда, который совершается на престоле беззаконных судей. Они, говорит, заботятся не о правосудии и справедливом воздаянии, а о том, чтобы расставить сети и разными неправдами и хитростями уловить душу праведника, навести на него разные искушения и скорби, и чрез то поставить его на суд, для того чтобы осудить и погубить.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible