Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Вознеси́ся, Судя́й земли́, возда́ждь воздая́нiе го́рдымъ.
Святые отцы
Прочие
Афанасий Великий, свт. (†373)
Воздаждь воздаяние гордым. Воссылает молитву о скорбящих, испрашивая им помощи от единого всемогущего Бога.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Вознесися Судяй земли, воздаждь воздаяние гордым». Всем яви высоту Твоего владычества, низложи надмение кичливых, уча самым опытом, что Ты – Судия вселенной.
Евфимий Зигабен (†1118)
Вознесися судяй земли, воздаждь воздаяние гордым.
Ты, говорит, Господи, взойди, по словам божественного Кирилла, на судебный престол Свой, иначе: Ты, судящий и производящей решение и отмщевающий за обижаемых, вознесись, т. е. явись или откройся пред всеми людьми, что Ты отмститель, дабы убоялись неправедные. А о глаголе вознесись мы говорили и в 56-м псалме, изъясняя слова: вознесись на небеса, Боже! Гордыми же называет неправедных и судей, поколику и они гордятся и притесняют гордо нищих.
Феодорита: Покажи, говорит, всем высоту силы Твоей и истребя гордость (бровь) надменных, научая самым опытом, что Ты Судия вселенной. Безъименного: Высота, говорит, побуждает к совершению домостроительства посредством креста; о ней-то Он сам говорит: когда вознесусь, всех привлеку к Себе. Ибо тогда-то Он воздал воздаяние всем истинно гордым—враждебным начальствам. Потому что крестом посрамив начальства и власти, как говорит Павел, (ибо) восторжествовал над ними. Иначе еще крестом сделано им и другое воздаяние, когда древом истреблены те, которые древом обманули Адама. Дидима: Господь воздал и гордым фарисеям, превозносившимся распятием Его.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Вознесися, судяй земли, воздаждь воздаяние гордым
В этом убеждении он затем обращается к Богу с молитвою, чтобы Он явился и притом скоро строгим отмстителем и судиею нечестивцам, которые теперь угнетают народ Его; это люди страшно горделивые. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 1–2 Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть. Вознесися, судяй земли, воздаждь воздаяние гордым
В еврейской Псалтири и этот псалом не имеет надписания. Имеющееся же в нашей Псалтири надписание: Псалом Давиду, в четвертый субботы, по свидетельству Иеронима, Августина, Феодорита и других отцов, внесено LXX толковниками и другими переводчиками (см. предисловие к предыдущему, 92-му псалму) для обозначения того, что евреи пели сей псалом в синагоге в 4-й день седмицы, или, что то же, в среду, «в четвертый по субботе». А почему именно он приписывается Давиду, на это нет точных и определенных оснований. Содержание сего псалма представляет изображение добрых и злых людей, которые несправедливо и беззаконно угнетали праведных.
Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть. Вознесися, судяй земли, воздаждь воздаяние гордым
Выражение: не обинулся есть – в нашей «Учебной Псалтири» заменено словом: «явился есть». Тем же словом, только в просительной форме, оно переведено и с еврейского, и весь первый стих по сему переводу читается так: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, явися!» Составитель псалма сего начинает его молитвою к Богу и просит Его явиться и восстать на отмщение гордым и нечестивым угнетателям. И в глубокой древности, еще при Моисее пророке, Господь Бог объявил народу, что Он не потерпит злодеяний и беззаконий нечестивых, что суд Его готов на беззаконных, и Он «воздаст им в день отмщения» (Втор. 32:35–36). Так и в сем псалме пророк умоляет Бога об отмщении злым, гордым и нечестивым грешникам, говоря как бы так: Господи Боже! Я знаю, что это Твое дело – отмщать беззакония людей и судить землю, и Ты видишь, как забываются и как дерзки бывают гордые и беззаконные люди, когда нечестие их остается безнаказанным. Посему умоляем Тебя: явись во славе Твоей, смири врагов и отмсти беззакония их и, наказав их, загради уста тех, которые отвергают Промысл Твой. Согласно с сим, и апостол Павел дает верующим такое наставление: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19). И тем самым Он научает, что во всем мире один только есть Верховный Судия и Отмститель всех злодеяний и беззаконий, – это Господь, Бог отмщений, Который будет судить за все преступления не только народы, но и самих судей, начальников и всех царей земных.