Скрыть
Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя

Пророк сказует цель домостроительства Господня о человеке: «аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя»; потому что Господняя помощь не попускает нам быть обитателями ада

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя

Нам нужна, говорит, только помощь Бога; только Он один может помочь нам против такого врага. Может быть пророк сказал это, вспомнив о преступлении, совершенном с Вирсавиею? Действительно, если бы тогда Бог не помог Давиду, послав Нафана и возбудив в нем словами последнего покаяние, то душа его подвергалась бы опасности приблизиться к аду, т.е. греховной смерти.

Но если праведник по беспечности приближается к смерти, то нечестивый обитает и пребывает в ней, потому что «нет позора в смерти их и продолжительности в страдании их» (Пс. 72:4), поскольку он, как говорит Соломон, «достигши до глубины зол, нерадит» (Притч. 18:3).

Беседы на псалмы. На псалом 93

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя

Если бы не пользовался я промышлением Его о мне; то, без сомнения, предали бы меня смерти.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя

Нередко из ничтожной по-видимому неосторожности, из небрежности и самонадеянности непримеченных, возникает важное последствие, имеющее влияние на жизнь, на вечную участь подвижника, — и «аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя. Подвижеся нога моя: милость Твоя, Господи, помогаше ми».

О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя

Да, если бы не Бог помогал нам в наших скорбях и болезнях, мы таяли как воск, увядали бы как трава.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя

Никто, говорит, другой, кроме Бога, не помогал мне против врагов; ибо если бы Бог не помог мне, бедствующему многократно, то я вскоре умер бы телесною смертью, или душевною; где παρωκησε (вселилась) поставлено вместо: παθωκησε. А под адом можно разуметь мысленный род греха.

Слова Диодора: Бог утешает страждущих за добродетель, труждающихся для благочестия и желающих достигнуть благоугодной Ему жизни и для сего умерщвляющих движение плоти и противящихся своим пожеланиям, доколе не достигнут желаемой цели.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя

Да и на кого, кроме Господа, может быть возлагаема надежда? Если бы не Он, то гонимый праведник погиб бы. При увеличении бедствий даже утешительные обетования Господа способны подкрепить праведника

На своем примере писатель доказывает проявление Божественного действия в мире: если бы Господь не помогал ему, то он давно бы погиб, («вселиться в страну молчания» - снизойти в шеол, т. е. умереть). Очевидно, писатель был ревностным обличителем нечестивых, за что с их стороны вызывал постоянные преследования и покушения на его жизнь. Свое спасение от них он приписывает непосредственной защите Господа, которая является для него фактическим доказательством, что Господь управляет жизнью и следит за ее ходом. Если же это действительно так, то и возможно и непременно будет восстановлена на земле правда и истинный суд, о котором он говорил ранее (см. 15 ст.).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя

Да и кто другой мог бы оказать помощь угнетенным праведникам (ми; псалмопевец говорит как представитель их) кроме Бога, Который уже так часто помогал им; потому что если бы не Господь, то нечестивцы уже давно положили бы им конец; но милость Божия всегда была на стороне их и во времена бедствий Господь подавал им богатое утешение. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 16–17 Кто востанет ми на лукавнующыя? Или кто спредстанет ми на делающыя беззаконие? Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя

При чтении сих стихов представляется, что пророк окружен был злыми и нечестивыми людьми, которые не только сами согрешали и делали всякое беззаконие, но старались воздействовать и на других, и соблазнительными речами, и примером своих законопреступных деяний. Жалуясь на таких нарушителей закона, пророк вопросительно обращается к Богу о помощи, говоря как бы так: где мне искать помощи? Кто защитит меня (кто спредстанет ми) от этих законопреступников и лукавых (на лукавнующыя) людей? Также жалуется он на подобных беззакоников и в другом псалме (Пс. 118:85): «Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи». Законопреступники, говорит, сбивали меня с пути, предлагая следовать правилам их жизни. Конечно, послушав их, я избавился бы от их нападков и обид; но я не согласился на это, потому что все то, что предлагали они, было очевидными баснями и глумлениями над всякою правдою. Я должен был поступать по заповедям закона Твоего, Господи. И это послужило мне помощию против лукавых беззаконников. Если бы не эта помощь Божия, я погиб бы совершенно. Вмале вселилася бы во ад душа моя, т.е. душа его сведена была бы во ад, если бы не было защиты от Бога. Вместо слова во ад – в переводе с еврейского читаем: «в страну молчания», т.е. в могилу.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible