Скрыть
а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И вознесется яко единорога рог Мой. Когда враги будут рассеяны и погибнут, тогда рог Мой, т. е. уготованное царство, соделается славным. А мы, ведущие Тебя, увидев истребление врагов Твоих, возвеличимся и превознесемся Тобою, как освободившиеся от прелести многобожия и поклоняющиеся Тебе истинному Богу. Ибо Псалмопевец и здесь опять упомянул о единороге, чтобы единым рогом навести на мысль об едином Боге. Как это животное получило от природы один рог: так и питомцы благочестия покланяются единому Божеству. И старость моя в елеи мастите. После понесенных мною трудов, как бы елеем воспользуюсь тогда для царского священия, — и это будет для меня наградою за долговременные труды.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И вознесется яко единорога рог мой, и старость моя в елеи мастите

Единороги суть праведники, а Христос по преимуществу, потому что он одним рогом – крестом победил враждебные силы. Он (Христос) даровал нам рог против вра­гов – веру в Него, которая имеет высоту, подобную Владычнему рогу, т.е. кресту. Подобно тому, как крест был прославлен стра­даниями, так точно и вера святых возвышается от гонений и про­славляется от страданий. Равным образом и старость наша, т.е. последние дни, возвышаются «умащена тучным елеем», потому что в послед­ние времена Щедромилостивый с любовью пришел к нам, чтобы призвать в Свое царство грешников и мытарей.

Беседы на псалмы. На псалом 91

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«И вознесется яко единорога рог мой». А мы, имея познание о Тебе и увидев сокрушение врагов Твоих, похвалимся и возвеличимся Тобою, как освобожденные от прелести многобожия и покланяющиеся Тебе истинно сущему Богу.

«И старость моя в елеи мастите». Симмах перевел так: ветхость моя, как маслина цветущая. Процвету, отложу старость, уподоблюсь цветущей маслине, и по переводу седьмидесяти, как от некоего елея утучнею от радости.

Евфимий Зигабен (†1118)

И вознесется, яко единорога, рог мой.

Рогом своим Давид наименовал Христа, как происшедшего по плоти от семени его, как мы сказали пространнее в 88-м псалме, изъясняя слова: и именем моим вознесется рог его. Вознесется вместо возвеличится, т. е. во время будущего суда, так как тогда и все враги его смирятся; притом вознесется как рог единорога, т. е. весьма или чрезмерно.

Диодор рогом Давида называет спасенный веpoю христианский народ. Безъименный под рогом разумеет крест Христов, и веру во Христа, которая имеет высоту соответственную владычнему рогу, то есть кресту: ибо как крест прославился страданиями; так и вера благочестивых возносится чрез гонения и славится страданиями.

И старость моя в елеи мастисте.

Елеем Давид выразил мягкость; ибо умастити, говорит, лице елеемъ (103,15). Итак он говорит, что, узнав о том, что рог мой вознесется, заключаю что и старость моя будет сопровождаться великим веселием, т. е. беспечально и в радости буду проводить ее, утешаясь надеждами на будущее.

Безъименный говорит: И не только cиe, но и старость моя, т. е. последние дни вознесутся елеем тучным; ибо в последние времена пришел обильно и щедро милующий (елеемъ умащающий) нас Христос, чтобы призвать в свое царство грешников и мытарей. Феодорит говорит, что Симмах перевел так: Ветхость моя, как маслина благо-цветущая; процвету и старость отложу, уподобляясь зеленеющей маслине. Или по переводу 70-ти: как неким елеем умащен буду веселием.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

11. И вознесется яко единорога рог мой и старость моя в елеи мастите.

Рог единорога (или носорога) отличается необыкновенною крепостию, есть страшное оружие сего животного, делающее его независимым от других животных. Т.е. сила и слава мои будут, как сила и слава единорога. Подобное: Иов.39:9-12 Числ.23:22;24:8 Пс.21:22. Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел так: «ветхость моя, как маслина цветущая». Процвету, отложу старость, уподоблюсь цветущей маслине, и (по переводу LХХ-ти) как от некоего елея утучнею от радости».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-13 Яко возвеселил мя еси, Господи, в творении твоем, и в делех руку твоею возрадуюся. Яко возвеличишася дела твоя, Господи: зело углубишася помышления твоя. Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих. Внегда прозябоша грешницы яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века: ты же вышний во век, Господи. Яко се, врази твои, Господи, яко се, врази твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие. И вознесется яко единорога рог мой, и старость моя в елеи мастите: и воззре око мое на враги моя, и востающыя на мя лукавнующыя услышит ухо мое. Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в ливане, умножится.

Ты наполнил меня весельем от Твоих дивных дел, которые часто недоступны пониманию человека

Такое чувство и настроение писателя питается величием и недосягаемостью для человеческого понимания дел, совершаемых Богом. Многие события по естественному человеческому пониманию могут вселять в него опасения и тревогу, тогда как они приводят к иному результату и концу. Так, напр., умножение и процветание нечестивых является угрозой праведнику, на самом же деле они гибнут по воле Божией, а праведник возносится, чем ясно указывается, как неведомы и глубоки дела и помышления Господа. Писатель здесь разумеет, вероятно, те опасения и тот страх, который навели на евреев и Езекию многочисленные и богохульствующие над его верой в Бога полчища Сеннахерима. По естественному соображению гибель Езекии и Иерусалима казалась неминуемой, по Божественному же определению и воздействию погибли враги, а «рог праведника» вознесся, и через это нападение врагов, значение Езекии не только не умалилось, но имя его сделалось настолько известным среди других народов и положение Еврейского государства так упрочилось, как славна на Востоке за свою плодовитость пальма или как прочен кедр, краса и гордость лесов Ливана.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

И вознесется яко единорога рог мой, и старость моя в елеи мастите

Вознесется рог мой, именно Твоею помощию. – Старость моя нужно относить не к вознесется, но дополнить словом будет, или умастится; старость моя будет крепка (помазание елеем укрепляет тело) и радостна (помазание елеем – при радостных случаях). Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 11–12 И вознесется яко единорога рог мой, и старость моя в елеи мастите: и воззре око мое на враги моя, и востающыя на мя лукавнующыя услышит ухо мое

Единорогом называется здесь сильное животное, водящееся в лесах Африки и Азии, имеющее на своем носу крепкий и сильный рог, отчего и называется носорогом, по-славянски: «единорог». Словом рог в Священном Писании означается сила, иногда богатство. В последующей речи своей псалмопевец от злой участи врагов Божиих переносится мыслию к участи людей праведных, к которым он причисляет и себя, как человека, исповедающегося Господеви и возвещающаго милость и истину Его (ст. 2-3). Противопоставляя участь тех и других, он говорит, что тогда как делающие беззаконие погибнут, он вознесется. Сила моя, как бы так говорит он, и благополучие мое возрастет, по милости Божией, возвысится, но не так, как слабая трава, но как крепкий рог единорога. И не только возрастет (вознесется) и возвеличится благополучие мое, но и будет долговременно, достигнет глубокой старости, которая уподобится цветущей маслине (и старость моя в елей мастите). Тогда, сопутствуемый помощью Божией, я смело буду смотреть на врагов моих, не убоюсь ни явных нападений со стороны их, ни тайных коварных злоумышлений против меня. Ни те, ни другие для меня уже не страшны. Свободно и без страха воззре око мое на враги моя. Не сомневаясь в победе над ними, своим ухом я спокойно буду выслушивать разные ухищрения восстающих на меня лукавнующих.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible