Скрыть
Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Благо есть исповедатися Господеви. Имеет в виду хвалу, и дает обещание повторять ее непрестанно день и ночь за соделанное Единородным. Что же соделал Он? Не то ли, что уготовал нам воскресение?

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний

Подлинно, как не благо исповедаться Тому, Кто благ и благодетельствует исповедую­щимся и отнюдь их не наказывает? Хотя Бог и знает наши нужды, однако Ему благоугодно узнавать о них от исповедующихся, чтобы отнять у врагов повод порицать нас, а нас оправдать чрез испо­ведание, ибо «праведный себя самого обвиняет в… первых словах« (Прит.18:17). Пророк справедливо повелевает сначала исповедаться и потом уже петь, потому что воспевать Бога должно от чистого сердца, а как иначе может кто-либо очиститься от грехов, как не чрез исповедание? Что значит: «петь имени Твоему»? Т.е. полезно и плодо­творно.

Беседы на псалмы. На псалом 91

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 2-3 «Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему Вышний»: «Возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь». Полезно и немалое для нас приобретение – ночь и день песнословить Тебя благодетеля, и поведать Твои благодеяния, Твое человеколюбие к нам, и Твою истину в разсуждении делающих неправду; потому что их, водясь истиною, справедливо наказываешь; а нас, имеющих познание о Тебе, удостоиваешь Своего промышления.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний

Как, Господи, не благо! Человеку, облагодетельствованному кем-нибудь с ног до головы, приятно выразить чем-нибудь посильную свою благодарность пред своим благодетелем. Нам ли не должно быть приятно возвещати каждое утро милость Твою над нами грешными, неблагодарными и злонравными; нам ли не исповедаться имени Твоему великому и святому и не воспевать Его сердцем и устами? У нас нет и волоса своего: все Твое; даже каждый глоток воздуха, вбираемый нашими устами, есть дар Твой. Как нам не благодарить Тебя, не воспевать Тебя, не возвещать заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь!

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Благо есть иcnoвeдamися Господеви и пети имени Твоему, Вышний.

Существенно, говорит, благое дело есть благодарить Тебя, Боже, и петь имени Твоему благодарные песни. Некоторые, как Евсевий, изъясняют так, что благо во-первых открывать Богу грехи свои, и во-вторых петь Ему, чтобы псалмопение cиe Богу было чисто.

Василий Великий говорит, что молитву мы должны начинать славословием, за сим должны благодарить, далее исповедываться и наконец просить полезного. Слова Афанасия: Исповедание есть песнь во славу Божию, соединенная с благодарностью. Мы обязаны приносить благодарение за свое благосостояние всеобщему нашему Спасителю песнь во славу Божию, соединенную с благодарностью Христу, от которого получили многоразличные благодеяния. Ибо Господь, будучи Бог, явился нам и озарил концы земли боголепною славою, даруя луч истинного богопознания. И Григорий Нисский сказал сии достопримечательные слова: одно только воздаяние Благодетелю за то, что получили от Него, есть молитва и благодарность. Итак, думаю, что, хотя бы мы в продолжении всей жизни, беседуя с Богом благодарили и молились Ему, мы столь далеки будем от достойного воздаяния Благодетелю, что не сделаем и начала оного (слово 1-е на молитву: Отче наш).

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 Благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость твою и истину твою на всяку нощь,

Как отрадно славить Господа и весь день воспевать его милости

«Благо есть славить». Прославление Бога, составление и воспевание Ему хвалебно-благодарственных песней, доставляет писателю душевную отраду. Он полон религиозно-восторженного чувства, и выражение последнего в словах и песнях - есть его жизнь и счастье. «Возвещать утром… и… в ночи» - постоянно, целый день быть полным такого настроения.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 2-3 Благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь

С исполненным благодарности сердцем псалмопевец заявляет (от имени всего общества), что для него великое наслаждение ревностнейшим и величественнейшим образом прославлять в субботу звуками священной музыки благость Божию (милость) и верность обетованиям (истину). Благо в смысле – сладко, приятно. Заутра и на всяку нощь – всегда, неустанно; может быть, этот псалом пелся в субботу не только при утреннем, но и при вечернем всесожжении. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–4 Благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь, в десятоструннем псалтири с песнию в гуслех

Начальными изречениями псалма пророк напоминает израильскому народу, что день праздника (субботний день) должно проводить не в пустой праздности и тем паче не в забавах и мирских увеселениях, а в прославлении имени Божия, говоря так: Благо есть исповедатися Господеви. В этих словах указывается не только обязанность, или долг, человека в день праздника Божия воздавать славу и благодарение Господу Богу, но и его польза, его благо и счастье, его честь и заслуга. «Хорошо, говорит, славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою в нощи, на десятиструнной арфе, и на псалтири, и на звучных гуслях!» (по пер. с евр.). Все это хорошо (благо), потому что справедливо и достодолжно приносить Господу Богу жертву хвалы и благодарения; все это приятно и полезно, потому что доставляет высокое удовольствие любящему Бога прославлять своего возлюбленного Спасителя и Господа, и вменяется ему в заслугу; все это достохвально, потому что божественные песнопения и славословия свойственны небесным силам, которым должны уподобляться и люди. «Исповедание, – по словам св. Афанасия Александрийского, – есть песнь во славу Божию соединенная с благодарностью. Мы обязаны приносить благодарение в свое благосостояние всеобщему нашему Спасителю, песнь во славу Божию соединенную с благодарностью Христу, от Которого получили многоразличные благодеяния» [7, с. 730]. Значит, злыми и неблагодарными к Богу являются те люди, которые пренебрегают и забывают свою обязанность исповедатися Господеви, возвещати милость и истину Его. Слова заутра, на всяку нощь не означают срочного времени, в которое должно славословить и благодарить Бога, а указывают как на более удобное время для исполнения этого долга со стороны человека. Как всегда, во всякое время дня и ночи, мы получаем от Бога милость и вразумляемся Его истиною, так всегда и беспрерывно должны возвещать милость и истину Его, как это выражено и в других псалмах (Пс. 33:2, 88:2). Словами четвертого стиха пророк обращается собственно к левитам, должность которых состояла в том, чтобы при богослужении петь и играть на музыкальных инструментах: десятиструнной псалтири, гуслях, тимпане и др.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible