Скрыть
Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Яко возвеличишася дела Твоя, Господи! Песнословя дела Твои и глубину помышлений Твоих, изумляюсь тому, что соделано Тобою по домостроительству. А неразумные не понимают глубины таинства.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Яко возвеличишася дела твоя, Господи: зело углубишася помышления твоя

Возвеличились дела Божии не в том смысле, что сами они возросли в своем величии, а в том, что возросло наше познание о них и что мы могли, насколько возможно, постичь их величие, – а вернее сказать, могли узнать, что они непостижимы. Равным образом и помышления Его, т.е. планы Его относительно нас, которые Он определяет и исполняет для нас, настолько глубоки, что Павел восклицает: «о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Римл.11:33).

Беседы на псалмы. На псалом 91

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Яко возвеличишася дела Твоя Господи: зело углубишася помышления Твоя». Симмах перевел так: весьма глубоки помышления Твои; Акила же и Феодотион: углубились. И дела Твои, говорит Пророк, велики и чудны (ибо речение «яко» употреблено для усиления речи); но премудрость Твоя недоступной глубины. Ибо какой ум в состоянии изследовать основания Твоего промысла? Но мы и неведущих научаем сему; а лишенные смысла и утратившие ум, и сами не хотят узнать, и у других не согласны научиться. Ибо Пророк присовокупляет следующее.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко возвеличишася дела Твоя, Господи!

Союз: яко, здесь означает, по Феодориту, высшую степень: весьма, говорит, велики дела Твои, Господи, не те только, которые находятся в чувственной твари, но и те, которые усматриваются в различных видах промышления, в домостроительствах и чудотворениях и других таковых действиях Божиих. А о делах Божиих мы сказали в 85-м псалме, изъясняя слова: и нет (подобного) в делах Твоих.

Зело углубишася (глубоки) помышления Твоя.

Глаголом: углубишася, выражает то, что глубокими и непостижимыми оказались, а помышлениями называет советы Божии. С сими словами сходны слова ап. Павла: какая глубина богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неизследимы пути Его! (Рим. 11,33).

Феодорит: Кто, говорит, способен постичь действия Твоего промысла? А мы научаем сему и несведущих; но лишенные смысла и потерявшие рассудок и знать сего не хотят и не терпят изучения сего от других, что и псалом присовокупляет.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-13 Яко возвеселил мя еси, Господи, в творении твоем, и в делех руку твоею возрадуюся. Яко возвеличишася дела твоя, Господи: зело углубишася помышления твоя. Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих. Внегда прозябоша грешницы яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века: ты же вышний во век, Господи. Яко се, врази твои, Господи, яко се, врази твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие. И вознесется яко единорога рог мой, и старость моя в елеи мастите: и воззре око мое на враги моя, и востающыя на мя лукавнующыя услышит ухо мое. Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в ливане, умножится.

Ты наполнил меня весельем от Твоих дивных дел, которые часто недоступны пониманию человека

Такое чувство и настроение писателя питается величием и недосягаемостью для человеческого понимания дел, совершаемых Богом. Многие события по естественному человеческому пониманию могут вселять в него опасения и тревогу, тогда как они приводят к иному результату и концу. Так, напр., умножение и процветание нечестивых является угрозой праведнику, на самом же деле они гибнут по воле Божией, а праведник возносится, чем ясно указывается, как неведомы и глубоки дела и помышления Господа. Писатель здесь разумеет, вероятно, те опасения и тот страх, который навели на евреев и Езекию многочисленные и богохульствующие над его верой в Бога полчища Сеннахерима. По естественному соображению гибель Езекии и Иерусалима казалась неминуемой, по Божественному же определению и воздействию погибли враги, а «рог праведника» вознесся, и через это нападение врагов, значение Езекии не только не умалилось, но имя его сделалось настолько известным среди других народов и положение Еврейского государства так упрочилось, как славна на Востоке за свою плодовитость пальма или как прочен кедр, краса и гордость лесов Ливана.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 6–7 Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: зело углубишася помышления Твоя. Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих

Продолжая выражать свои мысли и чувства, возбуждаемые при созерцании великих дел Божиих, псалмопевец с удивлением говорит: «Как велики и славны дела Твои, Господи!» (ц.слав., по пер. с евр.: яко, или коль, возвеличишася дела Твоя, Господи); они непостижимы для ума человеческого; премудрость, сокрытая в делах Божественного творения и промышления о мире, настолько глубока и удивительна, что нам совершенно невозможно в сей жизни обнять ее своими мыслями (зело углубишася помышления Твоя). Под именем мужа безумного разумеется здесь человек глупый, вообще – нерассудительный (латинский insipiens, animal, stolidus, impius), мудрец века сего, который не возводит мысль свою к Богу, к делам Божиим и предметам высшего, духовного мира, а весь поглощен чувственной и суетной жизнью. Такой человек не может возвыситься до познания великих дел Божиих. Если он и интересуется чем-либо в делах природы или видимого мира, то занимается этими делами настолько, насколько находит в них пользу и удовольствие для себя; но для того, чтобы чрез «видимые творения Божии» познать невидимую силу Виновника всего, «присносущную силу Его и Божество» (Рим. 1:20), он оказывается неспособным, мужем неразумным, безумным, который не разумеет сих. А так как между современными людьми есть немало таких, которые, будучи неразумны по отношению к делам мира Божественного, духовного, причисляют себя к разумным, образованным (интеллигенты – intelligentes), Tо, по Слову Божию, и они являются такими же неразумными, не познавшими воли Божией, неблагодарными Ему и преданными постыдным страстям (см. Рим. 1:20–32). Так и вы все, вольнодумцы, последователи хлыстовской секты и др., отвергающиеся от единой Христовой Церкви.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible