Источник

91

Пс.91:1. Псалом песни в день субботный.

Под субботством, или субботою, можно разуметь будущее наследие, потому что за здешними трудами последует упокоение, когда приимем награды свои. Поэтому, Пророк и восхваляет тот будущий покой.

Пс.91:2. Благо есть исповедатися Господеви.

Имеет в виду хвалу, и дает обещание повторять ее непрестанно день и ночь за соделанное Единородным. Что же соделал Он? Не то ли, что уготовал нам воскресение?

Пс.91:3. Возвещати заутра милость Твою,

утром возвещать милость Твою, а ночью непреложность Твою.

Пс.91:4. В десятоструннем псалтири с песнию в гуслех.

Десятострунным псалтирем называется тело, как имеющее пять чувств и пять душевных деятельностей, поскольку в каждом чувстве обнаруживается особенная деятельность.

Пс.91:5. Яко возвеселил мя еси Господи в творении Твоем.

Взирая на создания Твои и тайны домостроительства, восторгаюсь и радуюсь, и в душевном наслаждении побуждаю уста к песнопению.

Пс.91:6. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи!

Песнословя дела Твои и глубину помышлений Твоих. изумляюсь тому, что соделано Тобою по домостроительству. А неразумные не понимают глубины таинства.

Пс.91:7. Муж безумен не познает.

В разных словах выражает одно и тоже; потому что, кто болен умом и лишен смысла, тот вовсе не знает этого и не будет слушать об этом.

Пс.91:8. Внегда прозябóша грешницы яко трава.

Не разумеющие таинства, говорит, уподобятся траве, т.е. не имея глубины, они скоро падут и посохнут.

Пс.91:11. И вознесется яко единорога рог Мой.

Когда враги будут рассеяны и погибнут, тогда рог Мой, т. е. уготованное царство, соделается славным. А мы, ведущие Тебя, увидев истребление врагов Твоих, возвеличимся и превознесемся Тобою, как освободившиеся от прелести многобожия и поклоняющиеся Тебе истинному Богу. Ибо Псалмопевец и здесь опять упомянул о единороге, чтобы единым рогом навести на мысль об едином Боге. Как это животное получило от природы один рог: так и питомцы благочестия покланяются единому Божеству.

И старость моя в елеи мастите.

После понесенных мною трудов, как бы елеем воспользуюсь тогда для царского священия, – и это будет для меня наградою за долговременные труды.

Пс.91:12. И воззре око мое на враги моя.

В ряду с прочими благами будет для меня и то, что соделаюсь зрителем падения злоумышлявших на душу мою.

Пс.91:14. Насажде́ни в дому Господни.

Эти уподобленные оным кедрам, насадителем своим имеют Бога, а садом для них служить Божественный храм.

Во дво́рех Бога нашего процветут,

т. е. в горних обителях, который называет и дворами Господними.

Пс.91:15. Еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут.

Сказано «благоприемлюще» вместо «блаженствуя» ибо воздано им будет благами, «ихже око не виде, и ухо не слыша» (1Кор. 2, 9).

Пс.91:16. Яко прав Господь Бог наш.

Когда в горних обителях насладятся уготованными благами, тогда возвестят, что праведен и правь Господь, Который соделал, что беззаконные и нечестивые посохли как трава, а праведных и благочестивых насадил в горних селениях, подобно кедрам и финикам.

И несть неправды

у Бога, потому что Он недоступен злу.


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle