Нови завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
85:6 Зар се нећеш повратити и оживети нас, да би се народ Твој радовао о Теби?
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Боже, Ты обращся оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе
Ты можешь понять под обращением Бога то обращение, которое совершается Им в нас; но в собственном смысле оно есть обращение, которое Он Сам совершил вместо нас, потому что сказано: «Боже! Ты снова оживишь нас». Это последнее явно совершилось, когда воплотившийся и ставший человеком принес Себя за нас и в Себе самом совершил наше обращение, делая и перенося за нас все, чем и оживотворил нас и заставил ныне веселиться и торжествовать свой народ, т.е. уверовавших в Него.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Боже, Ты обращся оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе
Знаем, Владыка, Твое человеколюбие, и уверены, что даруешь нам и возвращение и жизнь; а мы, насладившись сим, с веселием воспоем Тебе песнь.
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Боже, Ты обращся оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе
Бог есть Источник жизни: если Он отвратит от нас лице Свое, мы возмятемся и обратимся в персть свою; если обратит лице Свое, мы оживем и возвеселимся. Вообще, когда Бог с нами, нам хорошо и весело; а когда Его нет при нас, тогда скучно, и грустно, и тяжело. Но чтобы Бог был с нами, мы должны иметь чистое сердце и чистую совесть; развращенное сердце никогда не может чувствовать святой радости: нечестивым же нет мира, говорит Господь (Ис. 48,22). Потому-то только народу Своему и избранным Своим Бог изрекает мир.
Евфимий Зигабен (†1118)
Боже, Ты обращся оживиши ны
Ты обратишь нас не только от плена к свободе, но и от пороков к добродетелям, или: ты, Боже, обратишься к нам, так как прежде Ты отвращался от нас. Оживиши т. е. сделаешь нас живыми к совершению добродетели, ибо прежде к этому мы были почти мертвы.
и людие Твои возвеселятся о Тебе
т. е. вследствие такого обращения.
Толковая Псалтирь
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Ст. 6-7 Еда во веки прогневаешися на ны? или простреши гнев твой от рода в род? Боже, ты обращься оживиши ны, и людие твои возвеселятся о тебе
Здесь оплакивают верные долговременное продолжение бедствий, и умословствуют от Божия свойства, каковым оно в законе описывается, где Бог нарицается косным ко гневу, долготерпеливым и многомилостивым, и что гнев Его мгновенно исчезает, а милость пребывает во веки (Исх. 34:6; Пс. 85:15, 29:6). И хотя, по-видимому, жалуются, аки бы Бог не таков был, каковым Его закон описывает, однако нет сомнения, чтоб они такому искушению сильно не противоборствовали, и преодолев оное, не искали спасения в едином милосердии Бога, – так как бы сию имели мысль, что не возможно Богу гневаться вечно. Между тем отсюду заключить можем, какими бедствиями угнетены были, когда так молятся, как бы были уже близки к смерти. Сие доказывают оныя слова: Боже, Ты обращься оживиши ны. Ибо глагол оживиши означает, что они были подобны мертвым или как бы издохшим от зол. А оныя слова: людие Твои возвеселятся о Тебе, означают, что чрезмерная печаль совсем почти сокрушила их. Но как в сердцах их сильно действовала оная мысль, что скорби и печали, коими Бог наказывает сынов Своих, суть временныя, то отсюду благонадежно заключают, что Бог, хотя ныне праведно гневается на них, но паки помилует так, что и жизнь возвратит и плач их на радость пременит.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 5-8 Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны? или простреши гнев Твой от рода в род? Боже, Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе. Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам
Еврейский народ молит Бога о продолжении Его милостей и в данный момент. «Восстанови наше благосостояние и не простирай навсегда гнева Твоего. Дай народу возможность радоваться пред Тобою». «Восстановить», «снова оживить», в согласии с 10-12 ст. указывают на желание возвращения таких милостей от Бога, какими еврейский народ пользовался в лучшие моменты своей допленной жизни, когда на земле царили правда и мир, и когда Господь изливал на народ обильные блага. Такой же цветущей эпохой жизни евреев была эпоха Давидова царствования.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Боже, Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе Если Бог снова обратится к своему народу, от которого Он отвратился в гневе Своем, тогда народ снова оживет и будет радоваться этому. Ты обращся – когда Ты обратишься снова к нам, переменишь гнев на милость, тогда мы снова оживем в своем близком к смерти положении.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 5–7 Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны? Или простреши гнев Твой от рода в род? Боже, Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о тебе
Хотя народ иудейский, по милости Божией и по благоволению Его к земле Своей, избавлен был от жесточайшего наказания, постигшего его за грехи и беззакония, хотя Господь Бог возвратил его из плена вавилонского, псалмопевец, однако, воспомянув с радостным чувством о сей величайшей милости Божией к народу, обращается в настоящих стихах с горячею молитвой к Богу о восстановлении и возвращении народу его прежнего благоволения, об окончательном и совершенном прекращении гнева Божия. Чтобы понять смысл и значение этой молитвы псалмопевца, нужно вспомнить состояние иудеев в первое время по возвращении из плена, когда они, избавившись от бедствий угнетения и рабства в чужой неприятельской стране, и в своем родном отечестве продолжали еще испытывать на себе остатки гнева Божия: помимо крайней скудости во всем, они весьма много бедствовали, частию от собственных внутренних нестроений, а главным образом от враждебных отношений к ним соседних языческих народов (1Ездр. 4:1–24; Неем. 2:19, 4:1–23). На эти бедствия свои в опустошенном отечестве иудеи смотрели, как на доказательство того, что гнев Божий еще не совсем прошел. Вот почему псалмопевец и молится, чтобы милосердый Господь совсем оставил гнев Свой и даровал рабам своим совершенное спасение. «Восстанови нас, Боже спасения нашего..», или, что то же, Виновник спасения нашего, и «прекрати негодование Твое на нас. Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род (в течение долгих веков и многих поколений)?» Возврати нас в Свою прежнюю любовь, и, обратившись к нам Своею милостию, оживи нас, т.е. для нас жить под гневом Твоим – то же, что не жить, посему дай нам возможность, при Твоем милосердии к нам, жить настоящей жизнью, а не так, как мы живем теперь, и тогда народ Твой будет радоваться с благодарностью к Тебе.