Скрыть
Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Обаче близ боящихся Его спасение Его. Пророк в ожидании ответа, какой услышит от Бога о роде своем, познает то, что Бог готов быть близ всех, если только возлюбят страх Божий. С возлюбившими же его будет то, что вселятся в славе.

Вселити славу в землю нашу. Этим означает домостроительство Единородного во плоти. Ибо Он был нам от Бога Отца правда и мир, и милость, и истина (1Кор. 1,30). Он, помиловав нас, научил истине, соделал праведными, умиротворив всяческая в Себе, аще земная, аще ли небесная (Колос. 1,20).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу

Здесь пророк ясно утверждает, что хотя синагога иудейская и хочет на­зываться народом Божиим, однако спасение Божие оказывается близ боящихся, уверовавших из язычников. Последние, не бывшие не­когда народом, теперь стали народом Божиим, возвратились к Богу из своего заблуждения, и бывшие некогда далеко стали близки через веру. А это произошло для того, чтобы «вселить славу в землю нашу», потому что где могла бы обитать слава Божия, если бы язычники, как не происходившие от Авраама, были отвергнуты, а те, кто происхо­дил от Авраама, не хотели придти к Христу, как об этом говорит Иоанн: «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11). По­этому Бог принял язычников, чтобы иметь место обитания в земле нашей, т.е. в роде человеческом, как изъяснил это Богослов в дальнейших словах: «а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12–13); он говорит о язычниках, потому что они не имели по крови и плоти родства с Авраамом, а родились от Бога, соответственно чему да­лее евангелист и присовокупил: «и Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин.1:14).

Беседы на псалмы. На псалом 84

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу

Ибо к боящимся Бога близко спасение, и им наслаждаются решившиеся исполнять Божественные законы. Подобная перемена даровала и нам возвращение, которое совершим со славою, и узрим прежнюю знаменитость отечества.

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Евфимий Зигабен (†1118)

Обаче близ боящихся Его спасение Его

Это то, что слышал пророк от Господа. Слово: обаче (однако) здесь излишне, или же стоит вместо вполне. Близко, говорит, к боящимся Бога спасение Его. И смысл сказанного таков: когда кто либо будет бояться Его и уверует в Него, тогда близко к ним Христос и тотчас явится.

вселити славу в землю нашу

Близко Христос, чтобы поселить в земле Иерусалимской славу, милость и честь, или потому что Он Сам был славою, бывши плотию и вселившись среди нас (Иоан. 1,14), или потому что после воплощения Спасителя и доселе земля оная славна и для всех вожделенна.

Толковая Псалтирь

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Обаче близ боящихся его спасение его, вселити славу в землю нашу

Понеже в предыдущем стихе сказал Пророк, что Бог еще несколько времени продолжит наказывать людей Своих, ведая, что паки впадут в новыя преступления, то дабы таковое продолжение не показалось тяжким, употребил сие исправление, говоря, что хотя и поздно явится спасение Его, однако оно уже близко. Ибо Бог сокровенно взирает на тех, коих, по-видимому, пренебрегает. Слава, о которой упоминает во второй части стиха, противополагается опустошению, которое, понеже было знамением Божияго гнева, то и подвергало землю презрению, а следовательно и нападению врагов. Пророк убо сими словами увещевает верных к покаянию, напоминая, что они толь тяжкому мучительству врагов не без причины преданы были: понеже грехами своими Божие спасение далеко прогнали.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Оба́че близ боя́щихся Его́ спасе́ние Его́, всели́ти сла́ву в зе́млю на́шу.

Т.е. «Бог готов быть близ всех, если только возлюбят страх Божий. С возлюбившими же оный будет то, что они вселятся во славе». Так объясняет св. Афанасий, разумея вместе под славою «домостроительство Единородного во плоти». Бл. Феодорит под славою здесь разумеет славное возвращение Евреев из плена в Иудею. Т.е. Господь ради боящихся Его готов возвратить земле Иудейской прежнее благосостояние, честь и славу, которые всего более воссияют по пришествии Спасителя мира.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-14 Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему. Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче: ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пред Ним предидет, и положит в путь стопы своя

Такая искренняя молитва вселяет уверенность, что Господь ответит на нее удовлетворением просьбы народа, Господь изольет милости («мир») на всех праведных («избранным») пред Ним, на всех, сердечно обращающихся к Нему. Такими избранниками были все евреи по самому своему происхождению от Авраама, призванного от язычников, и по своему освобождению из плена, чем Господь выделил из ряда всех других народов. «Милость» - вообще милостивое отношение Бога к евреям, имеющее выражением удовлетворение предмета их молитвы; «истина» - истинное, благочестиво-покаянное и деятельное возрождение еврейского народа; (можно понимать под «истиной», как и понимают некоторые, верность Бога своим обетованиям об освобождении евреев из плена); «правда» - оправдание, прощение Богом грехов народа, «мир» - примирение с Богом, а отсюда и покойная, довольная и мирная жизнь. Эта «истина» на земле возникнет, появится среди людей, среди евреев, а «оправдание», очищение от грехов будет дано с неба Богом. Таким объединением «милости и истины», «правды и мира» обеспечится дарование всяких благ от Бога, обеспечится и плодородие земли. Оправдание («правда») всегда будет идти пред Богом, т. е. еврейский народ обещается быть верным Богу, почему эта милость Божия будет упрочена за еврейским народом («поставит на путь стопы свои» - будет твердо ступать, жить среди народа).

Такая полнота благ может быть дарована еврейскому народу под условием, если он «не впадет снова в безрассудство», за которое и был наказан пленом, т. е. не будет отвергать Господа, не будет оскорблять Его непослушанием Его заповедям, не будет устроять жизнь по своим только влечениям.

См. также Толкование на Пс. 84:11

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу Ответ этот следует в ст. 10-14 и указывает на славное состояние, ожидающее Израиля, состояние мира, правды и естественного плодородия. – Как иудейские, так и христианские толковники считают этот псалом мессианским. Вселити – дабы поселить и т.д. Вселение славы в земле есть следствие близости спасения. Под славою разумеется все благополучное и счастливое состояние, изображаемое далее. Некоторые разумеют здесь шехину, которой, как известно, не было во втором храме и которая снова должна была явиться с Мессией. Он был слава Божия, обитавшая во Христе среди нас, в Палестине (ср. Иоан. 1:14). Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Обаче близ боящихся его спасение его, вселити славу в землю нашу

То, что услышал псалмопевец из пророческих вещаний о народе своем, все обетования Божии о мире и благополучии, – все это дано народу иудейскому под условием, если нуждающиеся в помощи Божией искренно веруют в Него и имеют страх Божий и надлежащее благоговение к Нему. Когда на Синае изречен был чрез пророка Моисея Закон Божий и за исполнение его объявлены были народу всякие милости и благодеяния Божии, когда вслед затем весь сонм людей Израилевых изъявил единогласно пред лицем Моисея: «Вся, елика рече Бог, сотворим и послушаем» (Исх. 19:8), тогда особенно близко было спасение Божие к народу Его, а с тем вместе и слава Божия не отступала от земли, в которой он жил. Когда же, за грехи и беззакония, постигли евреев гнев Божий и наказание, тогда земля их подвергалась бесславию и поруганию, как, например, во дни пленения вавилонского. И когда Господь Бог, по молитве псалмопевца, снова возвратит земле своей полное благоволение, тогда вселится и слава в земле той.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible