Скрыть
истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И правда с небесе приниче. Подобно сему сказанное Деве: Дух Святый найдет на Тя (Лк. 1,35) и пр.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-12 Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче

Здесь пророк указывает на встречу Божества и человече­ства, причем каждое из них действовало как ему свойственно; это и значит: «встретились»; встречается же идущий медленно с идущим быстро и хромой с имеющим здоровые ноги. Но пророк указал не только на встречу, но и на единение, происходящее из любви: это обозначено словом: «облобызались», потому что чрез поцелуй любящие и любимые объединяются друг с другом. Бог Слово и не сошел бы в человечество, если бы Творец не имел горячей любви к человеку. «Ибо так возлюбил Бог мир, – говорит Христос, – что отдал Сына Своего Единородного» послал в него (Ин.3:16). Но как произошла эта встреча? «Истина от земли воссияла и правда с небес… приникла». Истина – плоть, и называется так не потому только, что она, как говорит псалмопевец, воссияла от земли, но и потому, что истина воплотилась и Бог Слово стал истинно человеком. Правда – Боже­ство, почему пророк и говорит, что она приникла с неба, – Боже­ство, которое сотворило правду, сокрушив нечестие, господствовавшее на земле. После соединения однако истина и правда уже не разде­ляются, почему Христос весь и называется истиной, когда напр. Он говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6), равно весь назы­вается и правдой, когда напр. Павел говорит о Нем: «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1Кор.1:30).

Беседы на псалмы. На псалом 84

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче

Как скоро люди возлюбили истину, Бог всяческих приложил о них праведное Свое попечение и низложил мучителя диавола.

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Амвросий Оптинский, прп. (†1891)

Ст. 11-12 Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче

Когда Бог Отец благоволил помиловать падший род человеческий, послать на землю Единородного Своего Сына для избавления человека от власти диавольской, и Сын Божий, Истина вечная, послушался исполнить волю Пославшаго, родившись плотию от Пресвятыя Девы, благоволением Отца и содействием Святаго Духа, тогда исполнились псаломские слова: милость и истина сретостеся. Когда воплотившийся Сын Божий и Богочеловек вольным страданием Своим, Кровью Своей и смертью на кресте удовлетворил правосудию Божию за преслушание Адама и прочие грехи человеческие, и таким образом примирил падшего человека с Богом, тогда исполнились другие псаломские слова: правда и мир облобызастася.

До пришествия Христова на землю царствовали на ней одна ложь и прелесть вражия; кроме народа Израильского, и то не всего, везде было почитание ложных богов и поклонение идолам. Когда же вочеловечивыйся Сын Божий учением Своим и примером восстановил и устроил на земле истинную жизнь, тогда на ней явилась и святость, и праведность небесная; явились земные ангелы и небесные человеки, и исполнилось сказанное: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче. Поэтому и апостол взывает ко всем христианам: Наше бо житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 3:20). Слова апостола означают, что все христиане обязываются жить не просто по-земному, а и по-небесному.

Письма

Евфимий Зигабен (†1118)

Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче

Когда люди приняли чрез Сына истинную веру, тогда Отец удостоил их большего с неба промышления, сокрушивши тирана их диавола. Или иначе под истиною разумей самого Христа. Ибо Он сказал: Аз есмь истина (Иоан. 14,6). Итак, когда Христос возсиял от земли, по рождении на земли, и разрушил потом всякую ложь и обман, то Отец, Который, как мы сказали, есть высочайшая правда, призрел с неба на землю, так как прежде отвращался от нас вследствие обдержавшей землю лжи. Итак высшее и небесное примирено с низшим и земным.

Толковая Псалтирь

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 11-12 Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче

Слова, положенныя здесь в прошедшем времени, должно разуметь в будущем, как требует смысл и самая связь стихов. Впрочем все почти толковники согласно мнят, что сие пророчество относится ко Христу. Ибо нет сомнения, что верные при всех несчастных обстоятельствах, а наипаче по возвращении из Вавилонскаго плена, обращали очи и сердца свои к обещанному Мессии и именем Его просили Бога о возстановлении церкви. Между тем намерение Пророка здесь есть то, дабы показать, коль милостиво ущедрит Бог церковь Свою, когда примирится с народом, и какие произрастут плоды от примирения сего. Понеже де и милость и истина взаимно между собою усретятся, и правда и мир облобызаются. А под сими четырьмя именами чрез фигуру синекдоху означается истинное благополучие, или всякаго рода благая, от Бога проистекающая. Ибо где без наказания свирепствует лютость, где истреблена взаимная друг к другу доверенность, где угасла вера, где лежит попрана ногами правда, где все находится в смятении и безпорядке, где всякаго рода водворяются злая: там не лучше ли со всем миром погибнуть, нежели жить, подвергаяся ежеминутной опасности? Откуду следует, что нет ничего желательнее к блаженной жизни, как чтоб повсюду царствовали сии четыре добродетели, так как и Царство Христово на них же основано было. К сему надлежат и оныя слова: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче. Ибо сие означает то же, аки бы сказал Пророк, что по примирении людей с Богом обе сии добродетели распространятся горé и долу, так что наполнят небо и землю, и ни единаго места не останется на земле, где бы оне не процвели.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-14 Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему. Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче: ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пред Ним предидет, и положит в путь стопы своя

Такая искренняя молитва вселяет уверенность, что Господь ответит на нее удовлетворением просьбы народа, Господь изольет милости («мир») на всех праведных («избранным») пред Ним, на всех, сердечно обращающихся к Нему. Такими избранниками были все евреи по самому своему происхождению от Авраама, призванного от язычников, и по своему освобождению из плена, чем Господь выделил из ряда всех других народов. «Милость» - вообще милостивое отношение Бога к евреям, имеющее выражением удовлетворение предмета их молитвы; «истина» - истинное, благочестиво-покаянное и деятельное возрождение еврейского народа; (можно понимать под «истиной», как и понимают некоторые, верность Бога своим обетованиям об освобождении евреев из плена); «правда» - оправдание, прощение Богом грехов народа, «мир» - примирение с Богом, а отсюда и покойная, довольная и мирная жизнь. Эта «истина» на земле возникнет, появится среди людей, среди евреев, а «оправдание», очищение от грехов будет дано с неба Богом. Таким объединением «милости и истины», «правды и мира» обеспечится дарование всяких благ от Бога, обеспечится и плодородие земли. Оправдание («правда») всегда будет идти пред Богом, т. е. еврейский народ обещается быть верным Богу, почему эта милость Божия будет упрочена за еврейским народом («поставит на путь стопы свои» - будет твердо ступать, жить среди народа).

Такая полнота благ может быть дарована еврейскому народу под условием, если он «не впадет снова в безрассудство», за которое и был наказан пленом, т. е. не будет отвергать Господа, не будет оскорблять Его непослушанием Его заповедям, не будет устроять жизнь по своим только влечениям.

См. также Толкование на Пс. 84:11

Ириней (Орда), еп. (†1904)

истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче Верность обетованиям (истина) в полноте откроется на земле и правда с неба приникнет, чтобы остаться здесь. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 11–12 Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче

Здесь глаголы: сретостеся, облобызастася, возсия, приниче, выраженные по-славянски в форме прошедшего времени, для лучшего уразумения смысла всей речи нужно читать в будущей форме: сретятся, приникнет и проч., как они и выражены в переводе с еврейского, и согласно с глаголами-сказуемыми последующих стихов: даст, предыдет. Сказав о славе (в предыдущем стихе), имевшей водвориться в земле иудейской, псалмопевец пророчески переносится духом к той славе, которая настанет в этой стране и вообще на земле в пришествие обетованного Мессии, когда бесконечная милость Божия к роду человеческому явится во всей силе, как и явилась в пришествии Христа и совершенном Им спасении людей, – когда Истина (Сам Христос, см. Ин. 14:6) засвидетельствована была Его учением и делами, так что, действительно, в лице Его, Христа Спасителя, милость и истина сретостеся («сошлись вместе, встретились»). Тогда и правда Божия, т.е. оправдание верующих, сошло на землю, а вместе с сим оправданием совершилось примирение грешного рода человеческого с оскорбленным и прогневанным правосудием Божественным, на земле явился мир, на грешных человеков снизошло благоволение Божие (Лк. 2:14): правда и мир, таким образом, сблизились, соединились, облобызастася, – Бог Истина – Слово, воплотившееся от Девы, будучи Светом от Света, – от земли возсия, т.е. на земле, говорит пророк, явится свет трисиянного Божества, возникнет истина и правда Божия, которая, в лице обетованного Мессии Спасителя, покроет все грехи людские; с небесе приниче, говорит далее пророк, т.е. эта правда не от земли, Она имеет жительство на небесах и потому приникнет на землю с небес.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible