Псалом 84
В конец, сыном Кореовым, псалом. С Евр.: «Начальнику хора. Кореевых сынов. Псалом». «Псалом сей, – говорит бл. Феод., – предвозвещает и возвращение Иудеев из Вавилона, и спасение целой вселенной:, потому что Бог всяческих в том, что было с Израилем, предъизобразил спасение всех человеков». По мнению св. Афан. – «в сем псалме также изображается призвание язычников и за обращение их к Богу дарованное им оставление грехов; молитва Иудеев о прощении, в чем они согрешили, и о милости чрез Христа».
2. Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль. Т.е. «благоугодною явилась пред Тобою, Господи, земля Твоя» (бл. Иерон.499), земля не только Иудейская, но и вся земля, весь мир; ибо «здесь заключается, – говорит св. Афан., – пророчество и о возвращении сынов Израилевых из Вавилона, и о спасении вселенной; и все оно толкуется двояко в таком смысле: Бог благоволит к доброму и рачительному сердцу, которое стало землею Его; потому что приемлет в себя семя Его и приносит сторичный плод». С Евр.: «Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова».
3. Оставил еси беззакония людей Твоих, т.е. «чрез веру соделавшихся людьми Твоими. Разумеет же, – говорит св. Афан., – обратившихся из язычников (Зах. 2:11)». Освободил от рабства и простил прегрешения Еврейского народа (Бл. Феод.).
4. С Евр.: «Отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего».
5. Возврати нас, Боже спасений наших. «Начинает воссылать молитву от лица народа Иудейского, который просит и его сподобить благодати» (Св. Афан.). По бл. Феод. – здесь и Иудеи и язычники представляются приявшими благовестие о свободе, но еще не получившими оной; потому и умоляют, чтобы совершенно сподобиться им человеколюбия». С Евр.: «Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас».
6. С Евр.: «Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род»?
7. С Евр.: «Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе»?
8. Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам. «Поспеши, говорят пленные Иудеи, явить нам благость Твою, да сподобимся спасения Твоего и освобождения отсюда» (т.е. из Вавилона) (Св. Афан. и бл. Феод.).
9. Услышу, что речет о мне Господь. «Это говорит певец-пророк, как от лица Иудеев принесший это моление. Окончив молитву, в безмолвии ожидает ответа от Духа» (Св. Афан.). Яко речет мир на люди Своя и проч. «Человеколюбивый Владыка услышал прошение мое, говорит пророк, произнес определение мира, и даровал его тем, кто прибег к покаянию, и помысл свой научил обращаться к Богу» (Бл. Феод.). С Евр.: «Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство».
10. Вселити славу в землю нашу. С Евр.: «Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей». Т.е. «Бог готов быть близ всех, если только возлюбят страх Божий. С возлюбившими же оный будет то, что они вселятся во славе». Так объясняет св. Афанасий, разумея вместе под славою «домостроительство Единородного во плоти». Бл. Феодорит под славою здесь разумеет славное возвращение Евреев из плена в Иудею. Т.е. Господь ради боящихся Его готов возвратить земле Иудейской прежнее благосостояние, честь и славу, которые всего более воссияют по пришествии Спасителя мира.
11. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. «Ясно проповедует, – говорит св. Афан., – истину, воссиявшую миру от Богородицы и Приснодевы. Ибо Христос есть истина. Правда и мир, явственным образом, облобызастася ради истины – Христа». «Согрешающим, – так объясняет бл. Феод., – и прибегающим к покаянию источники человеколюбия подают милость, и для возлюбивших истину преизобилуют потоки милости. Посему и сказал пророк: милость и истина сретостеся. Ибо Иудеи и весь род человеческий принесли в дар Богу познание истины, а Человеколюбец воздал им милостию. Так еще, когда принесли они правду, даровал им мир, оказал помилование и прекратил прежнюю неприязненность. И стеклись мир с правдою и милость с истиною». Можно понимать и так: милость Божия к Евреям и вообще ко всем людям-грешникам и истина, т.е. верность обетований Божиих, встретились в освобождении Еврейского народа из Вавилонского плена, и еще разительнее встретятся в искуплении рода человеческого Сыном Божиим. Правда Божия, т.е. оправдание от Господа, и в следствие его мир с Богом дружески соединились, облобызались, обнялись500. С Евр.: «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются».
12, 13. Истина от земли воссия, и правда с небесе приниче. Т.е. когда же истина – Господь Иисус Христос родится от Приснодевы, приведет людей в разум истины, и правда Божия приникнет с небес, т.е. покроет грехи людские, тогда (ст. 13) Господь полными руками даст верующим свои блага и земля, душа человеческая, принесет плод добродетели (Св. Афан.). С Евр.: «Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес. И Господь даст благо, и земля наша даст плод свой».
14. Правда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы Своя. «Сим научает, – говорит св. Афан., – как мысленная земля (т.е. душа верующего) даст плод. Как же именно? Не под тем ли условием, что правда, предварив делающего благое на пути, ведущем в горнее, направит стопы его в шествии путем сим»? «Сказует, – говорит бл. Феод., – что Владыка, действуя по правде, подобно некоему водителю странных, управляет нашим шествием, пролагая путь добродетели, и собственными стопами соделывая оный для нас ясным».
* * *
См. письмо к Суннии стр. 421.
В древн. Лат. Псалт: аmplexae sunt.