Источник

Изъяснение псалма 84-го.

Пс.84:1. Начальнику хора. Кореевых сынов. Псалом.

«В конец, сыном Кореовым, псалом». Псалом сей предвозвещает вместе и сень и истину, потому что Бог всяческих в том, что было с Израилем, предызобразил спасение всех человеков. И Израильтян освободил Он, и от рабства египетскаго, и от рабства вавилонскаго, а весь человеческий род избавил от преобладавшаго диавольскаго мучительства и от тления. Посему псалом предрекает и возвращение Иудеев из Вавилона, и спасение целой вселенной.

Пс.84:2. Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова.

Пс.84:3. Простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его.

«Благоволил еси Господи землю Твою». Благоволить значит пожелать какого-либо блага. Поскольку Бог и запустение Иудеи определил за беззаконие обитателей, и в наказание Адаму после греха наложил проклятие на землю – сказано: «терния и волчцы возрастит тебе» (Быт.3:18), – то пророческое слово отменение скорбнаго выразило сим речением: «благоволение».

«Возвратил еси плен Иаковль».

«Оставил еси безззаконие людей Твоих, покрыл еси вся грехи их». Разрешил Ты плачевные узы рабства, и свободу даровал плененным, восхотев презреть прегрешения их. А что и весь человеческий род был пленником, и приял свободу от Спасителя нашего Бога, сему свидетель Сам Он, взывая устами Исаии: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение» (Ис.61:1). Ибо Владыка, прочитав пророчество сие в сонмище, сказал Иудеям: «днесь сбыстся писание сие во ушию вашею» (Лк.4:21).

Пс.84:4. Отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего.

«Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея». Прекратил негодование на нас, оказал нам благоснисхождение.

Пс.84:5. Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас.

«Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас». Те и другие представляются приявшими благовестие о свободе, но еще не получившими оной, потому и умоляют, чтобы совершенно сподобиться им человеколюбия.

Пс.84:6. Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?

«Еда во веки прогневаешися на ны? или простреши гнев Твой от рода в род?» И освободившимся от бедствий прилично выражаться сими словами и не полагаться на оставление грехов, но пребывать в страхе и умилостивлять Судию. Посему и они умоляют не простирать сего гнева до того, чтобы продолжался и в другом роде, но вскоре прекратить оный.

Пс.84:7. Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?

«Боже, Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе». Знаем, Владыка, Твое человеколюбие, и уверены, что даруешь нам и возвращение и жизнь, а мы, насладившись сим, с веселием воспоем Тебе песнь.

Пс.84:8. Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даруй нам.

«Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам». В царствование персидскаго Кира, по пророчеству Исаии, давшаго дозволение возвратиться, поспешают Иудеи в свое отечество, а потому умоляют Бога, по человеколюбию подать им скорое спасение. Как можно скорее, говорят, яви нам, Владыка, благость Твою, да улучим спасение и освобождение отсюда. Так Пророк, как бы от лица Иудеев принося моление, получает и ответ от Бога, и говорит:

Пс.84:9. Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство.

«Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающия сердца к Нему». Человеколюбивый Владыка услышал прошение мое, говорит Пророк, произнес определение мира, и даровал его тем, кто прибег к покаянию, и помысл свой научил обращаться к Богу, потому что обращение сердца к Богу есть освобождение от грехопадений и начало правды. С сим согласно и сказанное потом.

Пс.84:10. Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!

«Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу». Ибо к боящимся Бога близко спасение, и им наслаждаются решившиеся исполнять Божественные законы. Подобная перемена даровала и нам возвращение, которое совершим со славою, и узрим прежнюю знаменитость отечества.

Пс.84:11. Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются.

«Милость и истина сретостеся; правда и мир облобызастася». Согрешающим и прибегающим к покаянию источники человеколюбия подают милость, и для возлюбивших истину преизобилуют потоки милости. Посему и сказал Пророк: «милость и истина сретостеся». Ибо Иудеи и весь род человеческий принесли в дар Богу познание истины, а Человеколюбец воздал им милостию. Так, еще когда принесли они правду, даровал им мир, оказал помилование и прекратил прежнюю неприязненность. И стеклись мир с правдою, и милость с истиною. И сие яснее выразил Пророк в присовокупляемом:

Пс.84:12. Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес.

«Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче». Как скоро люди возлюбили истину, Бог всяческих приложил о них праведное Свое попечение и низложил мучителя диавола.

Пс.84:13. И Господь даст благо, и земля наша даст плод свой.

«Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой». То же опять сочетание употребил Пророк, ибо сказал, что Бог будет действовать по милосердию и человеколюбию, а они принесут Богу соответственный сему плод, разумел же под сим не обилие плодов земных, но плодоношение добродетели.

Пс.84:14. Правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои.

«Правда пред Ним предыдет, и положит в путь стопы своя». Конец псалма особенно ясно дает нам видеть, что предлагаемое в нем пророчество предсказывает общее спасение всех человеков. Ибо сказует, что Владыка, действуя по правде, подобно некоему водителю странных, управляет нашим шествием, пролагая путь добродетели, и собственными стопами соделывая оный для нас явным. А сию мысль подтверждает Сам Владыка, говоря, то Иоанну: «остави ныне: тако бо подобает исполнити всяку правду» (Мф.3:15), то ученикам Своим: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф.11:29). При другом же случае, умыв ноги ученикам, между прочим сказал и сие: «Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель. Образ бо дах вам, да яко же творю, и вы творите» (Ин.13:14–15). Посему Сам Он первый шествовал путем правды, и пременил «стропотное в право и острое в пути гладки» (Ис. 40, 4), и стал для нас путем, как говорит Сам Владыка: «Аз есмь путь и истина и живот: никто же приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин.14:6).


Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

Комментарии для сайта Cackle