Скрыть
Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Глас грома Твоего в колеси. Громом называет евангельское слово, огласившее поднебесную; Поэтому и Евангелиста наименовал Господь сыном громовым; а под именем колеса разумеет человеческую жизнь, что можно видеть и у Иезекииля (1,20). Поэтому, смысл речи как бы таков: евангельское слово Твое передается всему человеческому роду. Осветиша молния Твоя вселенную. Какие же это молнии? Не те ли, которые облистали нас духовным светом, т. е. святые Апостолы и Евангелисты, которым Спаситель сказал: вы есте свет мира (Мф. 5,14)? Подвижеся и трепетна бысть земля. Это значит: спасительная проповедь соделалась слышимою живущим по всей земле, и всех объял целомудренный страх, по сказанному: работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (Пс. 2,11).

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 17-19 «Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны». «Множество шума вод». Во всем, Владыка, показал Ты силу Твою. Подверг казням Египтян, освободил народ Твой, явился на море, и разделилось море, и текучее естество стало сюду и сюду.

«Глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят». «Глас грома Твоего в колеси». Симмах же перевел: звук издал ефир; потому что, как говорит история, подул сильный южный ветр, и разделилось море (Исх.14:21), а ветр раждается при сгущенном воздухе и составившихся облаках. Наказания Твои, говорит Пророк, подобно стрелам, пали на врагов. Ударами грома связал Ты колеса колесниц египетских. Сие показывает и история: «бысть в стражу утреннюю, и воззре Господь на полк египетский, и связа оси колесниц их, и ведяше их с нуждею» (Исх.14:24–25).

«Осветиша молния Твоя вселенную». Свет чудотворения, подобно молнии, протек целую вселенную.

«Подвижеся и трепетна бысть земля». Страха исполнились все, услышав о Твоем могуществе. Сие и Раав блудница сказала соглядатаям: «страх ваш и трепет ваш нападе на ны. Слышахом бо», как разделил «Господь Бог Чермное море пред лицем вашим» (Нав.2:9–10).

Евфимий Зигабен (†1118)

Глас грома твоего в колеси

В 14-й главе, Исхода написано: и привел Господь в смятениe полк Египтян и связал оси в колесницах их и вел их принужденно. Сиe-то имея в виду, Давид говорит, что голос грома Твоего ударил на всякую колесницу, по выражению Феодорита, ибо колесом называет колесницу –частно-целое, потому что колесница, говорит, везется на колесах. Поелику же от грома сего устрашились кони, везшие колесницы; то от сего связались и сплелись одна с другою оси, на которых обращались колеса. Можно понимать сии слова и в высшем смысли, что голос Богословия находится в колесе—в таком человеке, который мало прикасается к земли, как и колесо мало, или одною только чертою прикасается к земли, иначе в том человеке, который не более заботится о земном, как сколько требует того удовлетворение крайним нуждам тела его, а в отношении ко всему прочему он выше дольнего и земного.

Слова Божествен. Василия: А что Евангелие есть гром, то сие показывает переименование от Господа учеников названных сынами грома. Посему голос грома сего находится не во всяком, но только в том, который достоин называться колесом, ибо, говорит, голос Твой в колесе – в том, который простирается вперед, малою только частью, на подобие колеса, прикасаясь к земле. Оригена: Каждый святый не угловиден и не имеет ничего искривленного, но подобен колесу тем, что прикасается в земле малою частью и в таком только (человеке) бывает голос мудрости, который ничего не имеет искривленного. А грешник то в том, то в другом не прям, и если молится, то в углах молится. – Безыменного: Колесом называет весь мир: и у Иезекииля колесом в колесе названа человеческая жизнь. Ибо небо имеет круглый вид; солнце также непрестанное имеет кругообращениe; почему и Зоровавель говорит в книге Ездры: высоко небо и быстро в течении солнце, потому что обращается вокруг неба и опять возвращается на свое место в один день (3Ездр. 4,34). Слова Олимпиодора: Жизнь называется колесом по причине движения и круговращения, как сказано: голос грома Твоего в колесе. Итак прежде нежели вращающееся сие колесо, т. е. жизнь низринет нас в ров, позаботимся, говорит, о своем спасении. Святаго Нила: Презирай колесо жизни, беспорядочно вращающееся, и берегись ямы, в которую оно ввергает дремлющих в ней. Григория Богослова в ямбических стихах: Колесо непостоянное – эта краткая и многообразная жизнь. То движется вверх, то увлекается вниз, ибо не стоит, хотя и кажется твердо стоящею. – Когда бежит, останавливается, и когда останавливается – бежит, много скачет, a успеха в беге не имеет. Влечет и увлекает своим движением все стоящее, изображая сим ничтожество жизни, или что она дым или сон или цвет травный.

осветиша молния Твоя вселенную

Блистательность, говорит, чуда на Чермном море сделалась видимою для всей вселенной.

Другой говорит: Чувственные молнии и громы пусть обращают нас к производящему громы и молнии Богу. Ибо чудо в них то, что внезапно появляющаяся озарения освещают вселенную, так что разодевается ночная тьма, ибо не только солнце разсеевает тьму, но и молния. А о силе громов говорит Иов: силу грома Его кто знает, когда Он его производит (Иов 26,14). Безыменный писатель молниями называет дарования Святаго Духа, освящающие всю вселенную. Слова Афанасия: Кто такие суть молнии, как не те, которые производят в нас умственный свет – святые Апостолы и Евангелисты, которым Спаситель говорил: вы свет миpa. А слышною по всей земле была спасительная проповедь, от которой чистый страх объял всех, как сказано: работайте Господу со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом.

подвижеся и трепетна бысть земля

Земля, говорит, то есть, все люди на земли поколебались и устрашились, когда услышали и узнали о произведенных Тобою, Господи, чудесах в Египте и на Чермном Mopе и в пустыне для народа Твоего – Израиля.

Посему и Раав блудница говорила к соглядатаям Иисуса: страх ваш напал на всех; ибо мы услышали, что Господь Бог изсушил Чермное море пред лицем вашим (Иис. 2,9). Также было и в пришествие Христово: от пречудного Его голоса и блистания дел Его и сияния чудес поколебалась земля, т. е. стала слышною по всей земле спасительная проповедь о Боге.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст.18-19 Множество шума вод: глас даша облацы, ибо стрелы твоя преходят. Глас грома твоего в колеси, осветиша молния твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля

Сими словами изображает Пророк, что не одно токмо море и река Иордан оказали достодолжную честь Богу, но еще и воды, висящия на облаках: понеже небо, потрясенное громом, сильный дождь произвело. Сими словами Пророк еще научает, что куда бы люди ни обратили свои очи, то повсюду, и горé и низý, и на небеси и в безднах узрят чудную Божию силу, открывшуюся во избавлении Израильскаго народа. Впрочем неизвестно, какую историю Пророк означает здесь, – разве может быть ту, которая повествуется в книге Исхода (Исх. 9:23), где говорится, что Египтяне от града, молнии, и грома ужасное претерпели поражение. Ибо под именем стрел преходящих, без сомнения в преносном смысле, означаются молнии. Сему согласует и следующий стих, где Пророк глаголет, что глас грома слышан был в колеси – то есть, в кругообращении, или в небесной сфере, – и что молнии оныя осветили вселенную даже до потрясения земли. Вся сущность повести состоит в том, что Божия сила при исходе народа Израильскаго из Египта довольно засвидетельствована была и очами и слухом всех, когда и небо гремело, и весь воздух осиявался молниею, и земля сотрясалася от страха.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Сергий Терновский, прот. (†1868)

Глас грома твоего в колеси, осветиша молния твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля

Глас грома Твоего в колеси. По Феод., ударами грома Господь связал колеса колесниц египетских в Чермном море; ибо так повествует Моисей (Исх. 14:12, 2).

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Глас грома Твоего в колеси.

С Евр.:«Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась». Т.е. ударами грома связал Ты колеса колесниц Египетских (Исх. 14:24;25), поясняет Бл. Феод.; под молниями разумеет здесь свет чудотворений, который, подобно молнии, протек всю вселенную, когда все народы исполнились страха, о котором говорила и Раав соглядатаям (Нав. 2:9;10). Св. Афан. разумеет Евангельскую проповедь.

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля

В колеси – как и мы употребляем вместо «вокруг» – «колесом»; объясняют также: громы Твои ударяли в колесницы фараона, а иные думают, что здесь Бог изображается, как бы едущим на громовой колеснице.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 18–19 Множество шума вод: глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят. Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля

Когда Господь Бог, избавляя израильтян от порабощения египтян, возгремел над водами многими, тогда не только воды Чермного моря и реки Иордана убоялись и вострепетали бездны, но и произошел сильный шум от вод, которые лились ливнем в виде дождя (множество шума вод), посланного египтянам в наказание. Псалмопевец представляет в сих изречениях, что Бог, Праведный Судия, в страшной грозе шел на суд над египтянами. И вот, в этом грозном шествии Его облака произвели гром (глас даша облацы), а сверкавшие по «кругу небесному» (как замечено на поле «Учебной Псалтири») молнии разразились стрелами, которые вместе с громом слышны и видны были везде, поражая колесницы (глас грома Твоего в колеси) египтян, бежавших за израильтянами, тогда молнии освещали вселенную, и земля в страхе содрогалась и тряслась, не в смысле физического землетрясения, а в смысле смятения и страха людей и народов, населявших землю.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible