Скрыть
неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои?

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Еда забудет ущедрити Бог? или удержит во гневе Своем щедроты Своя?». Но снова утешал я себя, разсуждая, что щедролюбивый Бог не потерпит, предать как бы некоему забвению дела наши, и как бы некоею стеною преградит гневом источники милости.

Амвросий Оптинский, прп. (†1891)

еда забудет ущедрити Бог? или удержит во гневе своем щедроты своя

Многие из христиан и верующих, по слабости человеческой и малодушию своему, особенно в скорбях и болезнях, имеют обычай нередко говорить: забыл меня Бог (или нас). Вот святой Давид за это и упрекает нас псаломскими словами: Еда забудет ущедрити Бог, или удержит во гневе Своем щедроты Своя? Слова эти показывают, что Господь изливает щедроты Своя на создание Свое не только тогда, когда люди ведут себя как следует, но и тогда, когда они прогневляют Господа, как сказано в Евангелии, что Всеблагий Господь, по милосердию Своему, солнцем Своим сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедные. Сам Господь через другого пророка глаголет к созданию Своему: аще же и забудет… жена… изчадия чрева своего… Аз не забуду тебе (Ис. 49:15).

Письма

Евфимий Зигабен (†1118)

Еда забудет ущедрити Бог? или удержит во гневе своем щедроты своя.

Хотя сии слова, по-видимому, подобны выше сказанным, однако они выражают и нечто большее, т. е. что Бог, по естеству, щедр и милостив, подобно тому, как и свет, по природе, светел, и огонь естественно жжет. Посему, будучи таковым, Бог не отринет естественной своей милости. Из сих слов Давид понял, как разрешить недоумение свое, то есть, что Бог не отвратится от иудеев на веки и не отсечет от них милости своей и не прекратит слова и не забудет ущедрить, но что только по множеству и великости грехов предает их наказанию.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

еда забудет ущедрити Бог? или удержит во гневе своем щедроты своя

Пророк продолжает слово, будучи в недоумении своем; однако намерение его не то, чтоб колебаться в надежде, но чтоб более подкрепить оную. Ибо вопрошает не о вещи сомнительной, но так, как бы сказал: ужели Бог забыл Себя Самого? или переменил существо Свое? Ибо Бог не может быть Богом, не быв купно милостив. Признаться должно, что Давид, яко человек, не мог не поколебаться иногда, так как бы имел железное сердце: но он чем сильнее колеблем был, тем тверже придерживался учения сего, что благость Божия так сопряжена с существом Его, что невозможно не быть Ему милосердым. Ту же силу имеет и последний член: или удержит во гневе Своем щедроты Своя? Ибо удобнее Богу удержать гнев Свой, нежели милость Свою. Сего ради аще и праведно гневается на грешников, обаче и в самом гневе не удерживает милости Своея, но изливает ю, и тако гнев укрощает. Сие изречение, что Бог есть долготерпелив, косен ко гневу, и удобопреклонен к прощению, – всегда было в употреблении у святых Пророков. Почему и Аввакум в песни своей употребил оное, сказав: во гневе милость Твою помянеши (Авв. 3:2). Пророк убо отсюду заключает, что наказание, которое он чувствует, не воспрепятствует Богу паки умилостивиться и обычныя благодеяния явить ему: понеже не иначе, как на краткое время гневается, паче же и знаки гнева являя, нежно любит тех, коих наказует. Правда, гнев Его вечно пребывает на ожесточенных и нераскаянных, но Пророк, полагая себя в числе сынов Божиих и говоря о прочих верных, от невозможнаго справедливо доказывает, что временный гнев Божий не пресекает течения милости.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-10 еда во веки отринет Господь и не приложит благоволити паки? или до конца милость свою отсечет, сконча глаголгол от рода в род? еда забудет ущедрити Бог? или удержит во гневе своем щедроты своя?

Результат этого пытливого отношения к действительности - самый грустный: он видит полную оставленность Богом еврейского народа. Отсюда возникает недоумение: «неужели навсегда отринул Господь?» «Неужели навсегда… пресеклось слово Его в род и род?» Под «словом» здесь разумеется не откровение Бога народу, так как таковое тогда сообщалось в проповеди пророка Иеремии, но, в согласии с последующим содержанием, перечисляющим факты чудесной помощи Бога своему народу, слово означает вообще Божественное благоволение, Божественную защиту и помощь.

Толковая Библия

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 8–10 Еда во веки отринет Господь и не приложит благоволити паки? Или до конца милость Свою отсечет, сконча глагол от рода в род? Еда забудет ущедрити Бог? Или удержит во гневе Своем щедроты Своя

Отдавшись ночным уединенным размышлениям, псалмопевец задает себе такие вопросы: Господь Бог, всеблагий и многомилостивый, Который в прежние времена с любовью и благоволением, как нежный и попечительный отец, относился к народу Своему, ужели навсегда (еда во веки) отринул сей народ и не будет более оказывать ему Своего благоволения! Правда, что народ сей своими грехами, своими частыми отпадениями от веры в Бога в идольское нечестие и участием в идольских мерзостях безмерно прогневлял Бога; но Господь Бог долготерпелив и многомилостив, по существу Своему, и, как неизменный в существе Своем, ужели на сей раз Он допустит изменение, и Свои милости к народу Своему до конца отсечет, прекратит навсегда? Неужели Тот, Который «помнит завет Свой» с народом, – «слово, которое заповедал в тысячу родов, которое завещал Аврааму и с клятвою подтвердил Исааку, и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный» (Пс. 104:8–10), неужели это слово Его пресеклось, сконча глагол от рода в род? Правда, Господь и в древние времена угрожал гневом Своим нарушителям завета Своего и отступникам от Него (Втор. 6:15, 7:1–4 и др.), и люди многократно наводили на себя праведный гнев Его и были жестоко Им наказываемы (см. напр., Числ.25:3–4, 11:1–2 и др.); но милость Свою Господь не отнимал навсегда, и глагол Его к народу, чрез пророков и других избранников Его, не прекращался. А ныне мы не видим уже ни милости Божией, ни щедрот Его: один только праведный гнев, за наши грехи и нечестие, преследует нас в лице многочисленных врагов наших. Неужели Бог забыл миловать! Неужели во гневе затворил щедроты Свои?

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible