76
Пс.76:1. В конец, о Идифуме, псалом Асафу
Идифум, услышав, что сказано было о народе еврейском, а именно: «вскую Боже отринул еси до конца» (Пс. 73, 1)? крайне скорбел и смущался, оплакивая совершенное отвержение евреев. После этого Асаф слагает ему псалом, научая его, что в подобных обстоятельствах должно прибегать к единому Богу и в Нем искать себе утешения. Поэтому и начинает так:
Пс.76:2. Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внять ми.
Начиная псалом Идифуму, научает, что Господь близок к призывающим Его.
Пс.76:3. В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых.
Такая, говорит, скорбь объяла душу мою, что не только днем совершал я моления, но самое нощное время проводил в молитвах. Впрочем, поступая так, не напрасно прилагал старание и не вотще трудился; это и значит сказанное: «не прельщен бых».
Отвержеся утешитися душа моя:
Пс.76:4. помянух Бога и возвеселихся.
Не принял я никакого утешения от людей; единое же памятование о Боге было весельем сердцу моему.
Поглумляхся, и малодушествоваше дух мой.
Когда пользовался я человеческими рассуждениями (ибо это значит: «поглумляхся»), тогда впадал я в легкомыслие.
Пс.76:5. Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах.
В смущение приводит то, что враги занимают места наших стражб, то есть оплоты стен.
Пс.76:6. Помыслих дни первыя.
Размышлял я сам с собою о том, и смущался, почему Бог ранее помогал народу, а ныне отверг его. И это возбуждало во мне опасение, не навсегда ли отвратился от них Бог. И воспоминал я о тех днях древних.
Пс.76:11. Сия измена десницы Вышняго.
Предаваясь, говорит, помыслам об отвержении народа, уразумел я наконец, что совершившийся с народом переворот и переход из лучшего состояния в худшее произошел не ради чего иного, но ради десницы Вышнего, прямые же сказать – ради того, что соделано с Спасителем Христом, Который есть Отчая десница.
Пс.76:12. Яко помяну от начала чудеса Твоя.
Размыслил я, сколько благ даровал им Бог, и каким воздали Ему злом Иудеи.
Пс.76:13. И поучуся во всех делех Твоих.
Так поступили они; а я от начала и до конца опишу все благодеяния, какие оказал Ты нам, т. е. не оставлю в забвении ни одного из дарованных нам благ.
Пс.76:14. Боже, во святем путь Твой.
Под словом «святый» разумеет или освященный лик Апостолов, чрез которых совершал необычайные Божественные знамения, или то, что не может никто прийти к Отцу, как только чрез Христа, Который поистине свят, как Бог.
Пс.76:15. Кто Бог велий яко Бог наш?
Всех превосходишь Ты, Владыко; потому что Ты один творишь чудеса, какие угодно Тебе.
Пс.76:16. Избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы.
Ибо им первым проповедано евангелие царствия небесного Мышцею Господнею, то есть Христом.
Пс.76:17. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася.
Когда же воды, увидев Его, убоялись? Не тогда ли, как запретил морю, и оно умолкло?
Пс.76:18. Глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят.
«Облаками» в этих словах называет святых Апостолов, служащих небесному и евангельскому слову, а «стрелами» именует действие Святого Духа. Поэтому, как бы так говорит: действия эти, явленные в святых учениках Твоих, соделались известными в целой вселенной. Но должно знать, что и сам Христос у пророка Исайи именуется «стрелою избра́нною» (Ис. 49, 2).
Пс.76:19. Глас грома Твоего в колеси.
«Громом» называет евангельское слово, огласившее поднебесную; Поэтому и Евангелиста наименовал Господь сыном громовым; а под именем колеса разумеет человеческую жизнь, что можно видеть и у Иезекииля (Иез.1, 20). Поэтому, смысл речи как бы таков: евангельское слово Твое передается всему человеческому роду.
Осветиша молния Твоя вселенную.
Какие же это молнии? Не те ли, которые облистали нас духовным светом, т. е. святые Апостолы и Евангелисты, которым Спаситель сказал: «вы есте́ свет мира» (Мф. 5, 14)?
Подвижеся и трепетна бысть земля.
Это значит: спасительная проповедь соделалась слышимою живущим по всей земле, и всех объял целомудренный страх, по сказанному: «работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11).
Пс.76:20. В мори путие Твои, и стези Твои в водах многих.
«Морем» называется мир, «водами» же «многими» – различные в нем поколения людей. А поскольку Христос заповедал Апостолам: «шедше научите вся языки», и: «се Аз с вами есмь во вся дни» (Мф. 28, 19–20), и они прошли всю поднебесную, проповедали всем языкам, при невидимом соприсутствии с ними Господа, по неложному Его обетованию; то Псалмопевец присовокупил:
и следы Твоя не позна́ются,
потому что шествие с ними Господа было невидимо. Притом, Он один, как Бог, совершил шествие и по чувственному морю, о чем говорит Евангелист.
Пс.76:21. Наставил еси яко овцы люди Твоя.
Как овец не знающих, куда идут и где лежит их путь, сам Ты руководил нас, употребив к тому служителей Твоих Моисея и Аарона. Всё, начиная со слов: «помянух дела Господня» (Пс.76:12), Псалмопевец говорит в связи с сказанным выше: «помянух Бога и возвеселихся» (Пс.76:4), то есть, приводя это на память, утешился я мыслию и возвеселился. Ибо представляя в уме, сколько раз и в каких случаях пользовались мы Твоею помощью, убедился я, что, соделав так многое для нашего спасения и избавления от обдержавших тогда нас бед, и ныне не потерпишь Ты – оставить вовсе без внимания Твоего нас в рабстве, в плену и в злосчастии.
Рукою Моисеовою и Ааронею.
Ты же, Владыко, соприсущий со святыми Апостолами, и древле чрез Моисея извел народ Свой из Египта, под предводительством Моисея и Аарона.