Источник

Изъяснение псалма 76-го.

Пс.76:1. Начальнику хора Идифумова. Псалом Асафа.

«В конец, о Идифуме, псалом Асафу». Симмах перевел: «чрез Идифума». И ему был вверен лик песнословящих Бога. Посему псалом сей изрек Асаф, или сам от себя, или произнеся пророчество Давидово. Утвердительно же говорить о деле сомнительном не безопасно. А предсказывает псалом колебание помыслов и происходящия оттого страдания у Израильтян, принужденных рабствовать в Вавилоне, научает также, какую молитву им прилично принести Богу, прося освобождения от бедствий. И Пророк дал псалму такий вид, как будто Израильтяне пересказывают сие и песнословят Бога уже по возвращении из плена.

Пс.76:2. Глас мой к Богу, и я буду взывать; глас мой к Богу, и Он услышит меня.

«Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми», то есть, усердно принес я молитву, и вскоре получил просимое. Потом показывает время сего.

Пс.76:3. В день скорби моей ищу Господа; рука моя простерта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения.

Пс.76:4. Вспоминаю о Боге и трепещу; помышляю, и изнемогает дух мой.

«В день скорби моея Бога взысках». Пораженный страданиями, тщательно взыскал я божественной помощи. Ибо слово: «взысках» дает разуметь усердную молитву. Потом показывает образ молитвы.

«Рукама моима: нощию пред Ним, и не прельщен бых». А Симмах перевел так; «рука моя ночью была простерта непрестанно». Проводя ночь в безмолвии, простирал я руки, умоляя о человеколюбии, и не обманулся в надежде. Ибо сие значат слова: «не прельщен бых», то есть, не напрасно пребывал во бдении, но пожал плод молитвы.

«Отвержеся утешитися душа моя».

«Помянух Бога и возвеселихся». Отринул я всякой предлог к утешению, и единственным услаждением для себя имел памятование о Боге.

«Поглумляхся, и малодушествоваше дух мой». А Симмах перевел так: «разсуждал я сам с собою, и впадал в изнеможение». Часто беседуя сам с собою и размышляя о постигших меня бедствиях, отчаявался я в освобождении от них, и мучительно язвили меня стрелы уныния.

Пс.76:5. Ты не даешь мне сомкнуть очей моих; я потрясен и не могу говорить.

«Предваристе стражбы очи мои». Стражбами называет отделения ночи, по истечении которых стрегущие передают друг другу стражу. А сим выражает бдение, продолжающееся всю ночь.

«Смятохся и не глаголах». То же сказано и в сорок первом псалме: «ко мне самому душа моя смятеся» (Пс.41:7). Не удержался я, чтобы не высказать помыслов своих другим.

Пс.76:6. Размышляю о днях древних, о летах веков минувших.

«Помыслих дни первые, и лета вечная помянух, и поучахся». Обновлял я в памяти прежния Твои благодеяния, размышлял, скольких благодеяний сподобились от Тебя предки наши: как избавились от египетской работы, как перешли Чермное море, как овладели землею, обетованною отцам.

Пс.76:7. Припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает:

«Нощию сердцем моим глумляхся, и тужаше дух мой». Разсуждая ночью сам с собою, доведывался я, почему столько промышлял Бог о наших предках и презирает нас злостраждущих? При сем размышлял и о следующем:

Пс.76:8. Неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить?

Пс.76:9. Неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род?

«Еда во веки отринет Господь: и не приложит благоволити паки?»

«Или до конца милость Свою отсечет?» Ужели совершенно отрекся от нас, и признал нас чуждыми Своего попечения?

«Сконча глагол от рода в род». А Симмах перевел так: «окончил слово о каждом роде». И того убоялся я, говорит Пророк, что наперед из начала произносит определения о каждом роде, ведая дела каждаго рода.

Пс.76:10. Неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои?

«Еда забудет ущедрити Бог? или удержит во гневе Своем щедроты Своя?» Но снова утешал я себя, разсуждая, что щедролюбивый Бог не потерпит предать как бы некоему забвению дела наши, и как бы некоею стеною преградит гневом источники милости.

Пс.76:11. И сказал я: «вот мое горе – изменение десницы Всевышнего».

«И рех, ныне начах: сия измена десницы Вышняго», то есть, сам я был для себя виновником таковой перемены. Я грехом породил наказание, посему в себе имею начало бедствий. Теперь начал я вразумляться десницею Вышняго, которая вместо прежних благодеяний налагает на меня тяжкия наказания. Ибо изменою десницы Божией Пророк назвал наказание, потому что деснице Вышняго обычно подавать блага. Но и сими помыслами я не удовольствовался, говорит он, а привел себе на память благость Владыки, что и выражает:

Пс.76:12. Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних;

Пс.76:13. буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях.

«Помянух дела Господня: яко помяну от начала чудеса Твоя».

«И поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся». Предложу на среду все чудеса Твои, совершенныя у нас, и непрестанно размышляя о них, не отвергну благих надежд.

Пс.76:14. Боже! свят путь Твой. Кто Бог так великий, как Бог [наш]!

Пс.76:15. Ты – Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов;

Пс.76:16. Ты избавил мышцею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа.

«Боже, во святем путь Твой». Симмах же перевел так: «Боже, во святыне путь Твой»; а Акила: «в освященном». Ты Свят, говорит Пророк, Ты и во Святем почиваешь, и в сих обитаешь и ходишь.

«Кто Бог велий, яко Бог наш?»

«Ты еси Бог творяй чудеса един». Всех превосходишь Владыка; потому что Один творишь чудеса, какия Тебе угодно.

«Сказал еси в людех силу Твою».

«Избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы». Всем людям явил Ты державу Твою, освободив от рабства египетскаго народ, наименованный Твоим. Хотя праотцем имел он Иакова, но соделался славным по родству с Иосифом.

Пс.76:17. Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны.

Пс.76:18. Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали.

Пс.76:19. Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась.

«Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася: смятошася бездны».

«Множество шума вод». Во всем, Владыка, показал Ты силу Твою. Подверг казням Египтян, освободил народ Твой, явился на море, и разделилось море, и текучее естество стало сюду и сюду.

«Глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят».

«Глас грома Твоего в колеси». Симмах же перевел: «звук издал ефир», потому что, как говорит история, подул сильный южный ветр, и разделилось море (Исх. 14, 21), а ветр раждается при сгущенном воздухе и составившихся облаках. Наказания Твои, говорит Пророк, подобно стрелам, пали на врагов. Ударами грома связал Ты колеса колесниц египетских. Сие показывает и история: «бысть в стражу утреннюю, и воззре Господь на полк египетский, и связа оси колесниц их, и ведяше их с нуждею» (Исх. 14:24–25).

«Осветиша молния Твоя вселенную». Свет чудотворения, подобно молнии, протек целую вселенную.

«Подвижеся и трепетна бысть земля». Страха исполнились все, услышав о Твоем могуществе. Сие и Раав блудница сказала соглядатаям: «страх ваш и трепет ваш нападе на ны. Слышахом бо, как разделил Господь Бог Чермное море пред лицем вашим» (Нав. 2, 9–10).

Пс.76:20. Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы.

«В мори путь Твой, и стези Твоя в водах многих, и следы Твоя не познаются». Тебе не трудно разсечь море, пройти по водам многим, и не оставить следа, потому что естество Твое безплотно. Пророк сие присовокупил к сказанному выше и говорит: Ты, невидимо предводительствуя народом, не показал нам и следа Твоего шествия.

Пс.76:21. Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона.

«Наставил еси яко овцы люди Твоя рукою Моисеовою и Ааронею». Их употребив служителями и чрез них вещая, вел Ты народ Твой и наставил в законе Твоем. Упомянули же о всем этом пленные в Вавилоне, преклоняя на милость Бога всяческих и умоляя сподобить их Своего попечения.


Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

Комментарии для сайта Cackle