Изъяснение псалма 75-го.
Пс.75:1. Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.
«В конец, в песнех псалом Асафу, песнь ко Ассирианину». Прибавления: «ко Ассирианину» не нашел я в ексаплах, но есть оно в других списках. Содержание же псалма следующее: он предвозвещает события при Сеннахириме и наказание, которому подверглось воинство его.
Пс.75:2. Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
«Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя Его». Ибо когда в одну ночь столько тысяч прияли смертоносный удар от ангела, тогда известным для всех соделался Бог всяческих, особенно промышляющий об Израиле и во Иудеи явивший Свое присутствие.
Пс.75:3. И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
«И бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе». Ибо, по истреблении сего множества, оставшиеся бежали, соделавшись вестниками божественнаго могущества, для чего и не были истреблены с прочими. С сего времени город наслаждался миром, и все уразумели, что истинно благоволил Бог обитать в Сионе. Потом Пророк показывает, как «ведом Бог во Иудеи».
Пс.75:4. Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
«Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань». Пред стенами градскими, говорит Пророк, истребив вместе тяжело вооруженных воинов и стрельцев и щитоносцев, вовсе безполезными соделал их оружия.
Пс.75:5. Ты славен, могущественнее гор хищнических.
«Просвещаеши Ты дивно от гор вечных». А Симмах перевел так: «славен Ты и неизмеримо велик от гор добычи», потому что на горах наших, предав неприязненных в добычу смерти, всем явил Себя неизмеримо великим и славным. Ибо чудом сим просвещаешь неведущих и научаешь, кто Ты.
Пс.75:6. Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
«Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша», потому что, превознесшись против Тебя мыслию, подверглись внезапному смятению по неразумию души. Думая предаться сну небоязненно, обманулись в надежде. Ибо за сном последовала смерть. Сие показывает и история, потому что возстав нашли одни мертвыя тела.
«Вси мужие богатства в руках своих». А Симмах перевел так: «все мужи крепкие руками своими», то есть, ни сколько не помогла им сила рук, которою надеялись расхитить богатство всех. И показывая, что ни малой не получили от сего пользы, Пророк присовокупил.
Пс.75:7. От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.
«От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони». По мановению Твоему немедленно пали кичившиеся тем, что знают искусство править конями. Словом: «воздремаша» Пророк изобразил скоропостижность смерти. Как дремлющий захотев легко засыпает, так и они прияли скорый конец жизни.
Пс.75:8. Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?
«Ты страшен еси, и кто противостанет тебе?» Кто в состоянии противостать Тебе и избежать насылаемаго Тобою наказания?
«Оттоле гнев Твой». Едва услышав хулы, мог Ты наказать виновных, но долготерпел, ожидая перемены.
Пс.75:9. С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
Пс.75:10. когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли.
«С небесе слышан сотворил еси суд», то есть, свыше произносишь приговоры, над кем Тебе угодно.
«Земля убояся и умолча:»
«Внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли». Все исполнились страха, говорит Пророк, и перестали нападать на нас, узрев, что Ты, как некий судия, произносишь на них приговор, а те, которые водились правыми помыслами и возвещали помощь Твою, улучили спасение.
Пс.75:11. И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.
«Яко помышление человеческое исповестся Тебе: и останок помышления празднует Ти». Насладившись сими благами, песнопению посвящаем помыслы, и малой их части, не обращая на другое попечение.
Пс.75:12. Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному.
Пс.75:13. Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.
«Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему». Побуждают друг друга и обещать дары, и исполнить обещания. Ибо стыдно и крайне не признательно, когда все сопредельные народы делают сие по страху, – сподобившимся благодеяния болезновать неблагодарностию. Сие самое и выразил Пророк в присовокупляемом: «Вси, иже окрест его, принесут дары».
«Страшному и отъемлющему духи князей, Страшному паче царей земных». Принесут же дары, будучи устрашены соделанными чудесами, и дознав из самых дел, что Он есть истинно Бог, Который насылает смерть на властелинов и думающих о себе, что царствуют на земле.