77
Разума Асафу.
Псалом этот воспевает Асаф, увещевая народ новый внимать закону евангельскому, и народ древний иудейский обвиняя в том, что, после многих благодеяний, ничего не сохранил в памяти, лучше же сказать, вместо благодарности воздал Благодетелю неблагодарностью.
Пс.77:1. Внемлите, людие Мои, закону Моему.
Какому народу предлагает этот совет? Не уверовавшим ли из язычников? И какому закону повелевает внимать? Не закону ли евангельскому? Что и язычники – Его народ, об этом говорит Пророк Захария: «и прибегнут язы́цы мнози ко Господу.., и будут Ему в люди» (Зах. 2, 11).
Приклоните ухо ваше во глаголы уст Моих.
С усердием слушайте, что говорю вам.
Пс.77:2. Отверзу в притчах уста Моя.
Евангелист ясно протолковал, что это исполнилось, когда Господь изрек многие притчи в Евангелиях (Мф. 13, 35).
Пс.77:3. И отцы наши поведаша нам.
Что слышали мы от отцов, все то узнали в пришествие Его, видя дела Его.
Пс.77:4. Не утаишася от чад их в род ин.
Не иному роду, но чадам их совершены Спасителем все чудные дела Его. Потому и не умолкали, «возвещающе» им «хвалы Господни и силы Его» .
Пс.77:5. И закон положи во Израили.
Отцам их дал Закон и скинию свидения, руководя их Законом к познанию Спасителя человеческому роду, пришедшего по исполнении времен.
Пс.77:6. Сынове родящиися.
Этим означает святых учеников Спасителя, которые совершенные Христом чудеса «поведят... сыновом своим» , то есть, чрез них приступившим к вере.
Пс.77:7. И не забудут дел Божиих.
Возвестят им то, по чему возмогут они единственным своим упованием признавать Бога.
Пс.77:8. Да не будут якоже отцы их.
Апостолы, говорить, наставляемым самим Богом возвестят хвалы Божии, чтобы взыскали они заповедей Божиих и не подражали безумию отцов своих; потому что род тот не имел правого пред Богом сердца, «и не увери с Богом духа своего» .
Род иже не исправи сердца своего.
Ибо не приобрели они твердой веры в Бога, не восхотев ходить путем прямым, но решившись противиться Божественным уставам.
Пс.77:9. Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки.
Именем одного колена Ефремова означил весь народ Израильский, отделившийся от Иуды; потому что Ефремляне поставили юниц и отступили от служения по Закону. А коснувшись лукавства отцов, подробно описывает всю их злобу, обилие благ дарованных им от Бога, неверность их Богу и постигшую их за это гибель, чтобы вразумленные тем оставили они лукавую свою ревность. Говорит же, что сыны Ефремовы, то есть весь Израиль, наученные вести брань с лукавыми демонами, и подобно луку на это уготованные, в самое время брани изменили, отрекшись от Владыки и Бога, и преклонившись к Варавве, то есть к сатане.
Пс.77:10. Не сохраниша завета Божия.
Разумеет преподаяние Евангелия и сказанное: «се» грядет день, «и завещаю им... завет нов» (Иер. 31, 31). Объясняется же вина их, и именно, что, не сохранив этого завета, то есть нового закона Божия, «возвратишася в день брани» (Пс.77:9). Ибо не поверили Тому, Кто говорит: «Аз изыдох от Отца... и иду ко Отцу» (Ин. 16, 28). Преследовать и низлагать должно враждующих на Бога, они же воздвигли брань против Бога.
Пс.77:11. И забыша благодеяния Его.
Хотя много видели благодеяний, однако же все это изринули из памяти. Доказательством же этому служит то, что предали Пилату, забыли, как приходил ко всякому из них, благодетельствуя и исцеляя обладаемых диаволом.
Пс.77:12. Пред отцы их яже сотвори чудеса.
Так же, говорит, забыли они благодеяния и чудеса Христовы, как и отцы их забыли совершенное в Египте, когда освобождал их Бог. Ибо, кажется, нечто подобное сему означают слова: «пред отцы их». Псалмопевец, если выразиться яснее, как бы так говорит: лукавым своим ревнованием уподобились они отцам своим; как те забыли Бога, так забыли и они.
Пс.77:13. Разверзе море, и проведе́ их.
И не это только совершил, но, разделив море, всем открыл путь. С этого стиха начинает Псалмопевец описывать чудеса, совершенные во время первого избавления. Ибо, когда Чермное море разделилось на части, воды расступились и с обеих сторон воздымались и восходили в высоту; Бог силою Своею заключил эти воды как бы в мехе каком, чтобы разлившись не потопили народа.
Пс.77:21. Этого ради слыша Господь, и презре́,
то есть замедлил не надолго, и как бы удержал благодеющую руку Свою.
Пс.77:24. И хлеб небесный даде им.
Бог не только тела их питал манною, но и души их питал некою разумною небесною силою, какою, конечно, питает и Ангелов. И это можно как видеть из самой связи речи, потому что как бы в виде добавления сказано: «и хлеб небесный даде им», так не менее того уразумевать из слов Апостола, сказавшего о них, что «бра́шно духовное ядо́ша» (1Кор. 10, 3); а это-то и называется теперь «хлебом Ангельским» (Пс.77:25).
Пс.77:27. И яко песок морский птицы пернаты.
Разумеет здесь крастелей (Чис. 11, 31).
Пс.77:30. Еще брашну сущу во усте́х их.
Пища произвела в них расположение к болезненному изрыганию, как в пресытившихся мясом до такой меры, что возбудилось к нему омерзение.
Пс.77:39. И помяну яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся.
Умилосердился, говорит, над ними Бог, хотя видел, что совершенно предались они плоти, то есть плотскому мудрованию, и что дух их всегда устремлен к плотскому вожделению, и не обращается к покаянию и к тому, чтобы взыскать Бога всею душою. Итак, не по иному чему, а по единому Своему человеколюбию, умилосердился над ними и спас их Бог. А потому, Псалмопевец и сказал предварительно: «Той же есть щедр и милостив» (Пс.77:38).
Пс.77:42. И не помянута руки Его в день, в он же избави я из руки оскорбляющего.
Исчислив блага, дарованные им в море и в пустыне, описывает другой способ благодетельности, и именно, бедствия, постигшие врагов. Таковы были: преложение реки в кровь, песьи мухи, жабы, ржа, пруги, град, слана, огнь, послание ангелов лютых и все прочее до гибели первородных.
Пс.77:50. Путесотвори стезю гневу Своему.
Даровав таинство Агнца, дал исход гневу Своему, чтобы миновал он народ Его и не коснулся совершивших таинство Его. Но, сохранив народ Свой тем, что дал исход гневу, Бог
не пощаде от смерти душ их,
то есть египтян, потому что предал их погубляющему.
Пс.77:54. И введе я в гору святыни Своея.
Разумеет Иерусалим и впоследствии созданный в нем храм.
Гору сию, юже стяжа десница Его.
Ибо Десница Отчая есть сам Христос, и древле предшествовавший народу, и давший ему по жребию землю обетования.
Пс.77:55. И изгна от лица их языки:
аморрея, хеттея и прочие народы.
И по жребию даде им ужем жребодаяния,
изгнав и истребив семь народов; потому что израильтяне наследовали города и дома изгнанных.
Пс.77:56. И искусиша и преогорчиша Бога Вышнего.
Псалмопевец имеет в виду идолослужение во времена судей и царей.
И свидений Его не сохраниша.
Пс.77:57. И отвратишася, и отвергошася, якоже и отцы их.
Как отцы их в пустыне, отрекшись от Избавителя, сделали себе тельца, так и они, оставив Бога, поставили опять юниц и приносят им жертвы.
Пс.77:58. И прогневаша Его в холмех своих;
потому что на всякой вершине горы приносили жертвы нечистым демонам, как говорит Пророк Осия (Ос. 4, 13).
Пс.77:59. Слыша Бог и презре, и уничижи зело Израиля.
Израильтяне преданы в неоднократный плен.
Пс.77:60. И отрину скинию Силомскую.
Ибо скиния была прежде в Силоме, когда священнодействовали Илий и Самуил.
Селение, еже вселися в человецех.
«Селением» называет кивот, который возвращен этими людьми от пяти взявших его воевод (1Цар. 6,4).
Пс.77:61. И предаде в плен крепость их и доброту их.
Крепостию и добротою их был кивот, который предан был в руки жителей Азота.
Пс.77:62. И затвори во оружии люди Своя.
Отводимые в плен умирали, ни в ком не находя себе помощи; потому что ближние их истреблены огнем.
Пс.77:64. Священницы их мечем падоша.
Разумеет сынов священника Илия.
И вдовицы их не оплаканы будут.
Ибо погибли во время их гибели, и умерли одною смертью с своими мужьями и не удостоены слез, обыкновенно проливаемых над умершими.
Пс.77:66. И порази враги Своя вспять.
Разумеет это о поражении жителей Азота и Аскалона «на седалищах их» (1Цар. 5, 9), пока не отослали они от себя кивота.
Пс.77:67. И отрину селение Иосифово.
Это сказано потому, что Силом находился в уделе Иосифовом; Ефрем же был сын Иосифов.
Пс.77:68. И избра колено Иудово.
Ибо из этого колена поставлял царей, из которых первым был Давид. Должно же знать, что Бог избрал одно колено вместо другого – колено Иудино вместо Иосифова, и одно место взамен другого – гору Сионскую взамен Силома.
Пс.77:69. И созда яко единорога святилище Свое.
«Святилищем» называет Божественный храм, созданный в Иерусалиме. А единорог есть зверь неодолимый, потому что имеет на лбу острый рог и им убивает всякого зверя. Поэтому Псалмопевец говорит, что, когда построен Божественный храм, все народы оказались уступающими силе, в нем пребывающей.
Пс.77:71. От доилиц взят его,
то есть от новорожденных и рождающих. И взяв его, как сведущего в пастырском искусстве, умеющего сберегать доящих овец, соделал пастырем овец словесных.
Пасти Иакова раба Своего.
То есть, соделался для них учителем добрых нравов, обучив их тому, чем сам отличался.
Пс.77:72. И в разумех руку Своею наставил я есть.
«Разумом рук» называет всякое дело, совершаемое в надлежащее время.