Псалом 77
Псалом написан с целью найти в фактах из прошлой жизни еврейского народа объяснение некоторых событий настоящего времени (Пс.77:67–72) и руководство для будущего (Пс.77:4–8). Из таких фактов писатель останавливается на вероломстве колена Ефремова, его неблагодарности пред Господом (Пс.77:9–12). Заканчивает указанием, что в этом пренебрежении заповедей Иеговы и недостоинств Ефрема заключается причина, почему Господь его отверг, а избрал Иуду, гору Сион и царя Давида для правления народом (Пс.77:67–71). Последние слова указывают на апологетическую цель псалма – оправдать необходимость и полезность избрания для столицы горы Сион, перенесения туда Кивота Завета и избрания Давида не из племени Ефремова, а из колена Иуды. Многолюдное, богатое и гордое колено Ефремово пользовалось до Давида громадным влиянием на весь еврейский народ. Лишение его святыни Ковчега Завета при Давиде, равно как избрание царя из другого племени вызывало среди ефремлян недовольства и являлось, вероятно, источником некоторых внутренних усобиц. Для предотвращения и уничтожения последних писатель написал означенный псалом. Отсюда должно заключить, что он был современником Давида, тем Асафом, который пользовался среди народа великим авторитетом, как «прозорливец» и который был одним из начальников хоров Давидовых.
Внимай весь народ моему слову, в котором я сообщу узнанное от отцов для нашего научения и передачи потомкам, чтобы не забывать Бога и не походить на упорных и мятежных отцов (1–8). Сыны Ефремовы не сохранили Завета Божия, забыли его многочисленные чудеса при выходе и после выхода из Египта (9–16). Они продолжали раздражать Господа и в пустыне, требуя себе пищи, какой им хотелось. Господь чудесно питал их и они гибли от пресыщения (17–31). Они все-таки продолжали грешить. Когда же Господь посылал на них бедствия, и они взывали к Нему, Он спасал их (32–40). По избавлении они снова оскорбляли Господа и не помнили тех великих милостей, которыми Он осыпал их с изведения из Египта и после поселения в Палестине (41–55). И на этой земле они оскорбляли Его своими высотами, почему Он и отверг жилище в Силоме и отдал в плен Кивот Завета (56–66). Тогда-то Господь отверг колено Ефремово, а избрал Иуду, гору Сион и царя Давида, чистого сердцем и кроткого (67–72).
Пс.77:1. Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.
«Внимай, народ», «приклоните ухо» – внимательно слушайте, так как сообщаемое автором имеет большую важность. Таковым и является содержание псалма, которое, кроме важности своих религиозно-нравственных наставлений, направлялось к умиротворенно общества и всего народа, на котором спор из-за перенесения Кивота Завета в Иерусалим и избрания Давида в цари отзывался очень тяжело.
Пс.77:2. Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.
«Притча» – краткое изречение; «гадание» – тоже краткая, за своей образностью не сразу понятная речь. Но автор не выдержал своего обещания: последующее содержание псалма хотя и состоит в кратком указании фактов, но не представляет ничего замысловатого.
Пс.77:5. Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,
«Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле» – Бог издал законы для всего еврейского народа не с целью их постоянного изменения, но для непреложного и точного исполнения.
Пс.77:8. и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.
Предлагаемые ниже писателем факты из прошлой истории еврейского народа имеют поучающее значение: они сообщают то дурное из жизни предков, что потомки должны избегать.
Пс.77:9. Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани:
Пс.77:10. они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его;
Пс.77:11. забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.
К таким поучительным фактам относится поведение ефремлян, отрекавшихся от Бога, несмотря на все многочисленные чудеса, совершенные Им. Это отрицание, однако, как видно из фактов обращения того же Ефрема к Богу в минуты бедствий, было не теоретическим, сознательным отвержением истин Богооткровенного закона, а недостатком живой и деятельной веры, было – практическим неверием.
Пс.77:12. Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан:
«Поле Цоан» – главный город Нижнего Египта, где Моисей совершал пред фараоном свои многочисленные чудеса.
Пс.77:18. искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей,
Несмотря на чудесное освобождение из Египта, ефремляне и в пустыне «искушали Бога в сердце» – обнаруживали глубокое неверие в Иегову, когда сомневались в Его силе накормить их.
Пс.77:24. и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.
Пс.77:25. Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.
Манна называется «хлебом небесным», так как была послана с неба. – «Хлеб ангельский ел человек», т. е. манну. Называется она хлебом ангельским не потому, чтобы в ней нуждались ангелы, духи бесплотные, а потому, что она «подаваема была ангелами» (блаженный Феодорит), как ближайшими исполнителями воли Божией. Название ангельской, поэтому, указывает на сверхъестественность происхождения манны.
Пс.77:27. и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых:
«Как пыль, одождил на них мясо, и, как песок морской, птиц пернатых» – обилие крастелей, посланных Богом евреям в пустыне.
Пс.77:34. Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу,
Как только евреев постигали бедствия, они «с раннего утра», тотчас же обращались к Богу. Их преданность Господу была нетвердой и непостоянной.
Пс.77:36. и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним;
«Льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним», означает не то, что молитва евреев пред Господом в моменты опасностей и бедствий была сознательно лицемерной, так как Господь, как Всеведущий, знал бы это и не принял бы ее, как оскорбление, а то, что моменты покаяния были непродолжительны, являлись кратковременной вспышкой, за которой, по миновании опасности, наступал снова период своеволия и забвения Бога.
Пс.77:49. послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов;
«Посольство злых ангелов» – не по природе злых, а исполнителей грозной воли Бога над греховными людьми.
Пс.77:60. отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками;
Пс.77:61. и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага,
«Отринул жилище в Силоме... и отдал в плен крепость Свою», т. е. Ковчег Завета, который для евреев служил знаком присутствия среди них Господа и с которым они выходили на войну. Здесь разумеется факт взятия филистимлянами Ковчега Завета в Азот (1Цар. 4:21, 5:1).
Пс.77:63. Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен;
«Девицам его не пели брачных песен» – в этой несчастной войне с филистимлянами так много погибло юношей, что не за кого было выходить замуж.
Пс.77:64. священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.
«Священники его падали от меча» – разумеется смерть Офни и Финееса.
Пс.77:67. и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал,
Пс.77:68. а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.
Такое поведение Ефремова колена было причиной отвержения его Господом, избравшим для Своего обитания гору Сион и колено Иудино.
Пс.77:69. И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек,
«Устроил, как небо, святилище Свое». Скиния, построенная Давидом на Сионе, своей красотой, размерами и богатством превосходила скинию в Силоме, почему она и называется писателем сравнительно с первой – небесной. Пребывание Господа на Сионе – вечно, поэтому ни одно колено не должно мечтать о перенесении Кивота Завета когда-либо в другое место.
Пс.77:70. и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих
Пс.77:71. и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля.
Пс.77:72. И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.
В личности Давида отмечается простота его прежней жизни («взял от дворов овчих»), чистота нравственная («чистота сердца») и мудрость («руками мудрыми водил евреев»). Эти свойства противоположны тому, что обнаруживал Ефрем своим поведением – гордостью, непослушанием Господу и заботой о своем внешнем преобладании и властвовании над всем народом, почему избран и предпочтен ему Давид, умевший служить народу и понимавший, в чем его истинное благо.