Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось.
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Василий Великий, свт. (†379)
- Григорий Нисский, свт. (†394)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася
Бытие указывает на существенное в разумных тварях, а творение означает пременение их от худшего в лучшее. Темже аще кто во Христе, нова тварь. (2Кор. 5,17).
Василий Великий, свт. (†379)
Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася
К двум предыдущим выражениям: «да убоится вся земля» и «да подвижутся вси живущии по вселенней», присовокупил два также выражения: «Той рече, и быша: Той повеле, и создашася». Поскольку человек сложен из земного состава и из души, обитающей в теле, то образованное из земли называется землею, а душа, которой дано в удел обитать в теле, именуется жителем вселенной. В соответствие же слову «земля» сказано: «Той рече, и быша», - и образование наше, именно образование из земли, выражается словом «бысть», а сотворение по образу Божию изображается словом «создася», потому что слово «тварь» берется часто в значении изменения и улучшения, как в словах: «аще кто во Христе, нова тварь» (2Кор. 5,17), а также в словах: «да оба созиждет во единаго новаго человека» (Еф. 2,15). А может быть, словом «бысть» указывается на первое осуществление человека, а словом «создася» на второе возрождение благодатью Христовою. Но сколько заповедь Божия различается от простого слова, столько же различия между творением и приведением в бытие.
Григорий Нисский, свт. (†394)
Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася
Таков смысл Божественных слов: «яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася». Он блаженным делает о имени Его утверждающийся народ, а народом называет Пророк нас, для которых надежда спасения – имя Христово, так как по имени Его называется всякий уверовавший.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 8-9 Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней: яко Той рече, и Быша: Той повеле, и создашася
Упомянув о небесах, и о невидимых Силах, а потом о водной сущности, Пророк изводит на среду и землю, и населяющих ее, научая, что они – Божии создания, и повелевая им бояться и трепетать Творца, и повиноваться Его мановениям. Слово: «да подвижутся» Симмах заменил словом: да благоговеют, а Акила: отступят в страхе, благоговение вселенной относя к будущему времени; потому что люди возымели этот страх не тогда, как Пророк произносил слова сии, но по вочеловечении, страдании и воскресении Владыки Христа.
Евфимий Зигабен (†1118)
Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася
Яко той рече и быша
Сими словами показывает Давид благословную причину страха Божия, о котором сказал выше. Все, говорит, вы должны бояться Бога, потому что Он Творец всех созданий: Он только сказал: да будет то и то, и тотчас было; да будет свет и был свет (Быт. 1,3).
Повеле и создашася
Оба выражения сии означают совершенно одно и то же, как Он сказал,—и сбылось, как Он повелел, и создалось. Или—повеле поставлено для пояснения—рече; потому что Он не просто сказал слово, но, как Владыка и Всемогущий, повелел. Или, согласно с Василием—сказал и сбылось,—мы должны относить к простому творению и созданию людей, а—повелел, и создалось— к созданию и возрождению людей посредством проповеди: ибо Господь повелел Апостолам: идите и научите все народы, крещая их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28,19); почему и все христиане называются новою тварью.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
яко той рече, и Быша: той повеле, и создашася.
Дает причину, чего ради должно единаго бояться Бога: понеже все, что ни есть в мире, создано от Бога, и зависит от мановения Того, от Котораго вся имеют свое бытие. И потому все сущее вне Бога как вредить нам не может, ежели Бог не попустит, так и защитить от гнева Его не сильно, ежели Он не возблаговолит о нас.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
яко той рече, и быша: той повеле, и создашася
Он всемогущ, всякое Его повеление исполняется; пред Ним народы бессильны
Так как Бог всемогущ, то Его слову нет препятствий: Его повеление находит неложное и точное исполнение. - «Он повелел и явилось», - разумеется творение Им мира.