Скрыть
с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле:

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

от готоваго жилища своего призре на вся живущыя на земли

От готового жилища Своего, то есть уготованного, украшенного. Ибо как бы в жилище Богу назначено небо.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 13-15 С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия: от готоваго жилища своего призре на вся живущыя на земли: создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их

На пребывающих в свойственном себе чине и на исполняющих обязанности природы человеческой Господь призирает свыше, а над теми, которые дошли до крайнего повреждения, надзирает иначе - снисходя к ним Сам. Ибо сказано: «Вопль Содомский и Гоморрский умножися… и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне совершаются» (Быт. 18:20-21). И еще: «Сниде Господь видети град и столп, егоже созидаша сынове человечестии» (Быт. 11:5). А здесь говорится: «С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия». Не теряй из вида сего высокого Зрителя, не теряй из вида Приникающего свыше на дела человеческие. Куда ты ни идешь, что ни делаешь, во тьме ли, или среди дня, надзирает над тобою Божие Око.

«От готоваго жилища Своего». Не отверзаются двери, не собираются завесы, готово к видению Божие жилище. Бог видит всех сынов человеческих. Ни один не избегает Его зрения, не закрывают ни тьма, ни стены; нет никакого препятствия очам Божиим. Он не только видит каждого, но видит и сердца, которые создал Сам, не примешав к ним ничего худого. Зиждитель человека Бог создал его простым по образу Своему, который спасает сердца, но впоследствии, опутав его плотскими страстями, мы сделали из него сердце многовидное и многоличное, растлив его боговидность, простоту и единообразность.

Поскольку же Он Создатель сердец, то посему «разумевает на вся дела» наши. А делами называем и слова, и мысли, и вообще всякое движение человеческое. Ибо с каким расположением и с каким намерением делаем мы что-либо, в угождение ли людям или в исполнение заповедей, данных нам от Бога, сие знает один «Разумеваяй на вся дела» наши. Посему и во всяком праздном слове дадим отчет (см.: Мф. 12:36) и даже за чашу студеной воды «не погубим мзды» (ср.: Мф. 10:42), потому что Господь «разумевает на вся дела» наши.

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 32-й

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 13-15 С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия: от готоваго жилища своего призре на вся живущыя на земли: создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их

Потому что «с небесе призре Господь» видеть «вся сыны человеческия: от готоваго жилища». А готовым жилищем наименовал присносущного Отца, Которому принадлежит вечное бытие, как ни от кого не происшедшему, но всегда готовому. И не почтем странным, что из оного готового жилища к сынам человеческим присоединяется Соделавшийся сыном человеческим, так как мы уверены, что Он есть «создавый на едине сердца их». Ибо, если естество человеческое – Его создание, что нового познаем из таинства? То, что Владыка естества «во Своя прииде», но евреи Его не «прияша» (Ин. 1:11). Потому-то и нет у них надписания, как у того, кто не видит, нет солнца.

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 13-14 С небесе призре Господь, видя вся сыны человеческия. От готоваго жилища Своего призре на вся живущия на земли

Сие говорил Пророк и в тринадцатом псалме, предрекая тоже самое. И поелику сказал: «призре», то, чтобы не подумал кто, будто бы Бог не знает того, на что отваживаются люди, кстати присовокупил:

Евфимий Зигабен (†1118)

от готоваго жилища своего призре на вся живущыя на земли

От готоваго жилища своего

Небо, говорит, есть готовое жилище Божие, то есть, способное к смотрению оттуда с удобностью на все поднебесное.

Призре, на вся живущыя на земле

Дважды Давид сказал— призрел, чтобы удвоением сим привести читателей в страх, потому что не скроются от Бога во всех производимых ими делах.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

от готоваго жилища своего призре на вся живущыя на земли:

По поводу вышереченных слов, блажен язык, емуже есть Господь Бог его, Пророк беседует здесь о промысле и всеведении Божием, относящемся ко всем человекам, и говорит выразительно с намерением: с небесе призре Господь, дабы предупредить безумных людей, глаголющих: облак покров Его, и не узрит (Иов. 22:14). Собрание имен и глаголов, тожде значущих, показывает твердость и неутомимость зрительства, аки бы сказал: Господь, от Котораго никто укрыться не может, неутомимо зрит с небесе, аки с высочайшия стражницы, и видит не токмо Свой народ, но и всех сынов человеческих, и знает, кто что делает. То же самое означают и следующия слова: от готоваго жилища Своего, то есть, от престола, который Сам Себе уготовал и утвердил, ибо небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим (Пс. 113:24), зрит на всех живущих на земле. Ибо в Еврейском тексте все глаголы положены в настоящем времени, и означают непрерывное действие зрительства Божия.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: 

Пророк говорит выразительно с намерением: „с небесе‟... дабы предупредить безумных людей, говорящих: „облак – покров Его и не узрит‟ (Иов.22:14). Собрание имен и глаголов, значащих одно и то же, показывает твердость и неутомимость зрительства: аки бы сказал – „Господь, от Которого никто укрыться не может, неутомимо зрит с небесе, аки с высочайшей стражницы, и видит не токмо Свой народ, но и всех сынов человеческих, и знает, кто что делает‟...

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 13–15 С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия: от готоваго жилища Своего призре на вся живущыя на земли: создавши на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их

В сих стихах псалмопевец изображает всеведение Божие, по которому от Господа никто укрыться не может, и Он неутомимо зрит с небесе, как бы с высочайшей башни, не только на Свой народ, но и на всех сынов человеческих, на всех живущих на земле, и видит, кто что делает, знает даже помышления и желания сердца человеческого. Согласно с Словом Божиим, преимущественным жилищем Бога мы обыкновенно называем небеса, как высшую часть вселенной, и представляем себе, что Господь на небеси утвердил (уготова) престол Свой и оттуда царствует миром (Пс. 102:19). В этом смысле употреблено и псаломское изречение: от готового жилища Своего призре, т.е. от места «уготованного, украшенного» на небесах смотрит Господь на всех людей. Словами: создавый на едине сердца их – псалмопевец выразил ту мысль что Господь Бог создал сердца, или, что то же, души всех людей порознь, отдельно, особенно, – не так, как прочих животных, а потому Он создал и мысли, и воли (как силы душевные), от которых происходят все дела человеческие. И Он видит поэтому всех людей, где бы они ни жили на земле, и как Создатель самых душ человеческих прозревает в самые тайные мысли и намерения их (Пс. 138:1–3, 9:11), со всею точностью знает и по достоинству оценивает (разумевши) все дела их.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible