Скрыть
Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищих бездны

Собираяй яко мех воды морския. Призывает воду морскую и, как бы в некоем мехе, содержит ее в облаках, как сказано и в другом месте: призываяй воду морскую, и разливаяй ю на лице всея земли (Ам. 5,8). Полагаяй в сокровищах бездны, то есть бездны запечатлевает как бы в сокровищницах, чтобы излившись не потопили сушу.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны

Не сказал: «Собираяй воды морския», как в мехе, но – «яко мех, так воды морския собираяй». Представь свойство меха, который то надувается, когда кожа натянута внутрь духом, то сжимается, когда растягивавшее выйдет вон; так и море иногда надмевается и кипит, когда ветры приводят его в ярость и воздымают, а иногда опять, при безветрии, успокаивается и улегается. Посему Господь «яко мех» согнетает и смиряет воду морскую. Но в некоторых списках находим: «собираяй яко в мехе воды морския», и такое выражение указывает нам на древнюю историю, когда Чермное море, никем не разделяемое, само по себе стало как бы заключенным в каком-то мехе, потому что Божие повеление не позволяло ему разливаться.

«Полагаяй в сокровищах бездны». Сообразнее с общим понятием было бы сказать: «полагаяй в безднах сокровища», то есть содержащий в тайне свое богатство. А здесь сказано, как будто сами бездны суть какие-то дорогие утвари, достойные Божиих сокровищ. Итак, безднами называются не законы ли Божия Суда, как неизреченные и непостижимые для человеческого разумения, потому что одному Божию ведению предоставлены те законы, по которым Он каждою вещью распоряжается? А что Суд Божий о каждой вещи порознь называется бездною, видим из другого псалма, в котором говорится: «Судьбы Твоя бездна многа» (Пс. 35,7).

Собрав же сказанное в Писании о мехах, удобнее уразумеем намерение Пророка. Которые со дня на день обновляются и вмещают в себе вино новое из виноградника истины, те в Евангелии называются мехами новыми, а которые не отложили ветхого человека, те суть мехи ветхие и ненадежно вливать в них вино новое; «никтоже вливает вина нова в мехи ветхи», чтобы не пролилось вино и не погибли совершенно те мехи (ср.: Мк. 2,22), сделавшись уже не заслуживающими никакой пощады после того, как прольют доброе и новое вино, ибо новое вино должно быть вливаемо в мехи новые. И новое и духовное вино, кипящее Духом Святым, то есть никогда не стареющее разумение истины, должно быть вливаемо в человека нового, который, «всегда мертвость» Иисусову «в теле» нося (ср.: 2Кор. 4,10), справедливо может быть назван мехом новым.

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 32-й

Нил Синайский, прп. (†430)

собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищих бездны

Сказано: «собираяй яко мех воды морския» Пс. 32:7, то есть Бог, как в мех, собирает море в назначенные пределы, и держит воды, и не дозволяет, чтобы переступили они самое слабое вещество – песок, и покрыли лицо всей земли. Потому, желая уяснить сие самое, святый Пророк присовокупляет слова: «полагаяй в сокровищах бездны», то есть содержит безмерное количество вод в сих сосудах и вместилищах.

Письма на разные темы. Силентиарию Гавдентию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищих бездны

«Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны»; потому что все водное естество, как бы в сокровищницах каких, содержит Бог заключенным в отдельных вместилищах; когда же восхощет, привлекает в выспренний воздух, и как в мехе каком собирает в облаках. Почему говорит Пророк: «возводя облаки от последних земли» (Пс.134:7). И в другом еще месте говорит божественное Писание: «призываяй воду морскую, и разливаяй ю на лице земли» (Ам.5:8).

Евфимий Зигабен (†1118)

собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищих бездны

Собираяй, яко мех, води морския

Здесь недостает—в— чтобы была мысль следующая: собирающий как в мех, то есть, собирающий во внутренности земли, как в мех, воды морские. Или это как мех стоит вместо—на подобие меха, так как и воды морские надуваются, как мех от напора ветров, и сжимаются также и понижаются, как мех, когда утихает ветер. Или мехом называет жидкость, содержащуюся в мехе, выражая содержащим содержимое, то есть: Бог собирает морские воды в пустоты земли, как убирается в мех жидкость; и как жидкость связывается мехом и не проливается вон, так и Бог повелением своим держит морские воды в своем месте связанными, и не позволяет излиться вон и затопить землю. Некоторые говорят, в числе которых и Дидим, что слово Давида здесь о испарениях, исходящих из моря, которые мало по малу, поднимаясь и возносясь в атмосферу воздуха, сгущаются и толстеют подобно меху и таким образом делаются облаками, из которых падает дождь.

Полагаяй в сокровищах бездны (их)

Бездною называется глубина моря, которую нельзя заткнуть, закупорить, или заключить; а сокровища бездн суть недра земли, из которых истекают источники и выходят реки , или сокровищница есть место, которое над твердью неба, на которой Бог положил половину вод в начале творения. Сокровищами также называются и бездны и места оной тверди во их по причине множества воды, которую объемлют, во 2х по причине сокровенности их и в 3х потому, что иногда, смотря по надобности, отверзаются, а иногда заключаются, а это есть принадлежность и сокровищницы. Слова сии я также отношу к Апостолам, так как Апостолы были сокровищницы и хранители бездн, то есть, глубочайших и сокровенных тайн веры.

Великий Василий, изъясняя это слово в высшем смысле, говорит: не называются ли безднами определения суда Божия, как неизъяснимые и непостижимые для умов человеческих, так как в одном знании Божием сокрыты суды всех распоряжений Его? Что суды в рассуждении каждого названы бездною, это видно из следующих слов. Суды твои—бездна великая. Итак, когда ты доискиваешься, почему жизнь грешника продолжается, а дни проживания праведника сокращаются? Почему неправедник благополучен, а праведник злополучен? Почему похищено (смертью) в несовершенном возрасте дитя? откуда брани? для чего кораблекрушения? землетрясения? засухи? наводнения? для чего одна, быв продана своднице, по необходимости служит греху, а другая, попавшись в руководство доброй госпоже, воспитана вместе с нею в девстве? Почему та облагодетельствована, а не наказана?… Все это, обняв мыслью, вспомни, что суды Божии—бездна, и что в сокровищах Божиих заключено то, что непостижимо для кого либо. А Исихий безднами называет множество вод, заключенных Творцем в тайных местах под землею (в издан. своде).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищих бездны.

Пророк не все то исчисляет, что мог сказать о каждой части мира особо, но кратко под одною статьею все прочия означает. Здесь описывает одно знаменитое и достойное примечания чудо, видимое на поверхности земли, то есть, как Бог жидкую и непостоянную стихию воды собрав во едино, аки в хранилище некоем содержит. Испытатели естества замечают, да и самый опыт ясно показывает, что вода находится выше земли. Каким же образом, будучи по естеству своему стихия жидкая и плывучая, не потопляет землю, и каким образом земля, будучи по местоположению своему ниже воды, пребывает суха. Не ясно ли видим отсюду, что Бог, споспешествуя благосостоянию человеческаго рода, все воды сокровенными некоторыми оградил оплотами, и доселе содержит их заключенными в своих пределах, подобно как бы были оне собраны в мех и положены в хранилище, как прекрасно Пророк выражает?

Почему Дух Святый не без причины и на других местах показует таковое действие Божией силы, яко то у Иеремии, в гл. Иер. 5:22: положих песок предел морю заповедь вечну; и не превзыдет его: возшумят волны его, и не прейдут того. И у Иов. 38:8, 10: заградих море враты, егда изливашеся, из чрева матери своея исходящее: и положих ему пределы, обложив затворы и врата. Во второй части стиха то же самое повторяет, но с некоторым распространением, показывая, что Бог неизмеримое оное собрание вод не токмо в пределах моря содержит, но и в самых недрах земли с чудною и непонятною силою вмещает. Ибо если кто сравнит стихии сии между собою, тот со удивлением скажет, что сие есть дело превышшее естества, како толикия бездны вод, в недрах земли скрытыя, не потопляют землю? Хотя бо иногда от случающихся землетрясений погибают целые города и селения, однако самое вещество земли во своей целости пребывает.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Сергий Терновский, прот. (†1868)

собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищих бездны

Полагаяй в сокровищах бездны. По Вас. Вел. и Афан., бездны запер как бы в сокровищницах, чтобы, излиявшись, не потопили землю. Ст. 15. Создавши наедине; один создал и один разумеет.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищих бездны

Бог всемогущ, так как по Его повелению такая подвижная стихия, как вода, собрана в одно место «будто груды». Он хранит их как бы в хранилищах, в особых водоемах

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

И далее, во 2-ой части (ст. Пс. 32:6-12) изображается вседержительство Божие, от творения мира Им – Богом во Святой Троице, – одним лишь словом Своим, и до воздействия Его теперь – на „советы‟ языческих народов и на „мысли князей‟, кои отметает Он, как сдувается от ветра пыль на дороге. Тогда как „совет Господа во век пребывает‟, и – „блажен тот народ, у которого Господь – Бог его‟.

7. собира́яй я́ко мѣ́хъ во́ды морскі́я, полага́яй въ сокро́вищихъ бе́здны.

 „Собираяй, яко мех, воды‟… – то есть волнует и утишает их подобно тому, как человек надувает и сжимает мех (Василий Великий). Здесь тоже указывает достойное примечения чудо, видимое на поверхности, то есть – как Бог, жидкую и непостоянную стихию, воды, собрав воедино, аки в хранилище некоем содержит (ср. Апок. 9:2)... Или, как приводит Еписк. Порфирий из Афанасия Великого, „запечатлевает бездны", как бы в сокровищницах в потаенных местах, дабы они не излились и не затопили суши‟ (Псалтирь в русском переводе. Петерб. 1906 г. стр. 49 – примеч.). И этим псалмопевец, по Иринею, показывает, что „Бог неизмеримое оное собрание не только в пределах моря содержит, но и в самых недрах земли с чудной силой, вмещает‟.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 6–7 Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их: собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны

В этих и последующих стихах пророк изображает всемогущество Божие, явленное в сотворении мира и постоянно проявляемое в промышлении о мире. В изречении: словом Господним небеса утвердишася – пророк, очевидно, сообразуется с изречением бытописателя Моисея, сказавшего о творении неба: «Рече Бог: да будет твердь… и бысть тако… и нарече Бог твердь небо» (Быт. 1:6, 8). Словами духом уст Его – выражено творческое повеление, или мгновенное действие всемогущей и животворящей силы Божией. Так понимаются эти изречения 6-го стиха в простом, буквальном смысле. Но св. отцы и учители Церкви, изъясняя это место псалма, видят в нем пророческое указание на таинственное учение о Святой Троице и вместе на нераздельное участие трех лиц Божества в творении мира, которое (учение) сокрыто было в Ветхом Завете и только со времени воплощения Сына Божия вполне раскрыто в новозаветной Церкви. В этом смысле Давид богословствует здесь о том Слове, Которое, по сказанию евангелиста Иоанна (Ин. 1:2–3), «было в начале у Бога», и без Которого «не начало быть ничто», что произошло; «Которое напоследок дней» (Евр. 1:2) «стало плотию и обитало с нами», и Которое есть никто иной, как Сын Божий (Ин. 1:14, 34 и след.), Господь Иисус Христос. А Духом уст Господних пророк наименовал Духа Святого, третье лицо Святой Троицы, Который «исходит от Отца» (Ин. 15:26), есть «жизни податель» и полновластно домостроительствует в раздаянии дарований (1Кор. 12:3–11). Под словами сила их (т.е. небес) разумеет бесчисленное воинство небесных духов, архангелов и ангелов, или, что то же, силы небесные(Пс. 102:20–21; Пс. 48:2; Лк. 2:13; Неем. 9:6). Необъятно пространство вод морских, но Господь Бог Своею творческою силою указал им место, разлучив, или отделив, воды, которые над твердью, от тех, которые под твердью (Быт. 1:6–7). Согласно с этим сказанием бытописания и естествоиспытатели учат, да и из самого простого наблюдения можем усмотреть, что есть воды, как бы сокрытые в недрах земли, есть воды, держащиеся на земной поверхности и производящие по местам наводнения, и есть «воды, яже превыше небес» (Пс. 148:4). В делах премудрости и всемогущества Божия то особенно достойно удивления, каким образом вода, стихия жидкая и плавучая и находящаяся выше земли, не потопляет землю, и каким образом земля, занимающая место ниже воды, пребывает сухою. Вот это-то действие творческой силы Божией псалмопевец и выразил словами: собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны, или, как читаем по переводу с греческого: «Господь держит как мех воды моря, заключив бездны в (сокровищницах) скровах», т.е. волнует и утишает их, подобно тому как человек надувает и сжимает мех (Василий Великий [4, с. 117]), или, как говорит Афанасий Великий, запечатлев бездны, как бы в сокровищницах, в потаенных местах, дабы они не излились и не затопили суши [3, с. 118]. Подобное сему о море и водах его написано в книге Иова: «Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, и утвердил ему Мое определение и поставил запоры и ворота и сказал: доселе дойдешь и не прейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим» (Иов. 38:8–11). Объяснение священной книги псалмов.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible