Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 4-5 Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду. Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду
Столько же, говорит, заботился я об угождении Тебе, что, когда был у людей злочестивых и беззаконных, избегал собраний их и вредных бесед с ними. А сим означает пребывание свое у иноплеменников, с которыми принужден был вместе жить во время бегства, но не соглашался быть с ними сообщником в злочестии и в беззаконии.
Евфимий Зигабен (†1118)
Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду
Возненавидех церковь лукавнующих
Я, говорит, ненавидел всякое сборище злых людей; а под именем злых Давид заключил всех злобных людей, пользующихся злом в различных видах.
И с нечестивыми не сяду
Здесь Давид говорит об иноплеменных идолопоклонниках, у которых он тогда жил, когда гоним был Саулом. Ибо в нечестии их он не участвовал. Или сказал «не сяду» в том смысле, что не буду жить у них долго.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду.
Блаженный Феодорит место сие толкует о соборищах идолопоклонников, бывающих в их языческих храмах, которыми Давид всегда гнушался, будучи странником у царя Филистимскаго, как видно из нижеследующих в сем же псалме слов: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего. И немного выше: обыду жертвенник Твой, Господи. И ниже: в церквах благословлю Тя, Господи. Впрочем, нарицает соборище идолопоклонников сонмом суетным, потому что нет ничего суетнее идолов, которые не что иное суть, как ложныя изображения, по оному Апостольскому изречению: вемы, яко идол ничтоже есть в мире (1Кор. 8:4). И повсюду в Писании идолы нарицаются суетными, или еще и самою суетою, яко во Второзаконии в Втор. 32:21 тии раздражиша мя не о Бозе, прогневаша мя во идолех своих (по иным переводам, в суетных своих): и 1Цар. 12:21 и не приступите в след ничтоже сущих, иже не пособствуют, и не изимут, яко ничтоже суть. Зри еще 3Цар. 16, и 4Цар. 17; Иерем. 2, и инде. Те же самые идолопоклонники прилично нарицаются законопреступными: ибо не величайшее ли законопреступление оказывать тварям почтение, должное единому Богу? А что наименовал сонмом суетным, то в следующем стихе нарицает церковию лукавнующих, которое наименование свойственно приличествует почитателям или служителям идолов, коих иначе нарицает нечестивыми.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.5 Возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду
Возненавидел я сборище злонамеренных
Церковь лукавнующих есть общество или собрание, по Феодориту, идолопоклонников или вообще нечестивых.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду. Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду
Я надеюсь на Твою милость, так как никогда не был соучастником в делах людей нечестивых
«Злыми, коварными», «злонамеренными и нечестивыми» Давид называет своих врагов за приемы их действий по отношению к себе, когда они строили против него козни и распускали клевету. «Не сидел с нечестивыми» (см. I Пс 4 ст. ).
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Не сидел я в сонмище суеты, и с законопреступными не войду (в общение).Возненавидел я скопище лукавнующих, и с нечестивыми сидеть не буду.
Небольшой по объему и объединенный по содержанию, псалом ХХV-ый можно разделить на 2 части. В 1-й из них (ст. 1–5) псалмопевец, оттеняя, что ничего общего он не имел, и не хочет иметь, с нечестивыми и лукавнующими, зовет Самого Господа на суд в этом, испытать его, даже разжечь утробу его и сердце его.
Зарекается псалмопевец иметь какое-либо общение с нечестивыми.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 4–5 Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду. Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду
Сонмом суетным Давид называет здесь сборище идолопоклонников, какое бывает в их языческих капищах, которыми Давид гнушался, быв невольным зрителем их в то время, когда пребывал в качестве изгнанника в земле Филистимской. То же самое нечестивое сборище называет он и церковью лукавнующих. Служение идолам есть нечестивое, беззаконное, или, что то же, законопреступное служение. Оно так же суетно и ничтожно, как суетны (3Цар. 16:2) и ничтожны сами идолы: «вемы, – говорит апостол, – яко идол ничтоже есть в мире» (1Кор. 8:4). Раскрывая в одном из псалмов своих это ничтожество идолов, Давид говорит: «Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них» (Пс. 113:16). Таким образом, желая выразить свою преданность истине Божией, которой одной был он верен, а потому и старался благоугождать единому истинному Богу, Давид вместе с тем показывает свое презрение к идольскому нечестивому служению и к самим идолопоклонникам, среди которых ему пришлось укрываться от преследований Саула и его сообщников. Я не имел, как бы так говорит он, никакого общения с нечестивым сборищем идолослужителей, я не только не сидел с ними в их капищах, но и не входил к ним. Ненавистны были для меня их законопреступные и лукавые собрания.