Скрыть
Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси

Изсше яко скудель крепость Моя, и язык Мой прилпе гортани Моему. Этим изображает Свою жажду на честном кресте, когда просил Он пить, и поднесли Ему оцет с желчию. Почему и говорит: и язык Мой прилпе гортани Моему. И в персть смерти свел Мя еси. Ибо, по благодати Божией, за целый мир вкусил смерть; но не в смерть, а в персть смерти низведен Христос, яко не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истления (Деян. 2,31).

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 15-16 Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя: бысть сердце мое яко воск таяй посреде чрева моего. Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси

«Яко вода излияхся», и разсыпашася «вся кости Моя». Костями называет священных Апостолов; потому что и Церковь называет телом; а крепость тела – кости, ими поддерживается все мягкое и распадающееся в теле. Во время же страдания все Апостолы разсеялись, разделившись туда и сюда, подобно воде.

«Бысть сердце Мое яко воск таяй посреде чрева Моего». «Изсше яко скудель крепость Моя, и язык Мой прильпе к гортани Моему, и в персть смерти свел Мя еси». И это все совершилось во время страдания; потому что сердце разлиялось от страха, как воск от огня, и крепость не оказала прежней действенности. Да и язык пребыл неподвижным. Божественные Евангелисты извещают нас, что многократно вопрошаемый ничего не отвечал. А по страдании предан гробу, что Пророк наименовал перстию смерти, потому что предаваемых погребению покрывают перстию.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси

Как глина, когда она влажна, бывает гладка, ровна и пухла, а когда высохнет – делается шероховатою и опадает, так и тело человеческое, когда увлажается питьями и яствами, бывает гладко и пухло, а когда удручается постом, то делается морщинистым, сухим, малосильным: иссохла, как черепок крепость тела моего.

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси

Изсше яко скудель (черепок) крепосте моя

Сила, говорит, тела моего иссохла от огня печали и скорби; потому что испарилась вся влага его.

И язык мой прильне гортани моему

Это слово исполнилось, когда лжесвидетели говорили против Иисуса, а Он ничего не отвечал, но стоял молча; или исполнилось тогда, когда возжаждал на кресте и никто не нашелся, кто бы утолил жажду водою.

Некто говорит: жажда рождается от большой сухости; это видно из естества телесного, которое любит влагу и желает утоления жажды питием воды. Эту сухость и жажду могут произвести и скорби; ибо, приводя в действие желчь, они горячи и сильны. Почему и Господь, возжаждав на кресте, потребовал пития, сказав: «Жажду» Итак кажется, что у Господа была естественная жажда (у Никиты).

И в персть смерти свел мя ecu

Прах смертный есть гроб, потому что в нем превращаются в прах тела умерших; итак в сей то гроб Ты низвел Меня, желавшего сего для спасения людей.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси.

Крепостию нарицает телесную силу, которую подает нам крепость жил и костей. К сему надлежат и оныя слова: язык мой прильпе гортани моему. Ибо известно, что от чрезмерныя печали слабеют не токмо жизненные духи, но и вся почти кровь изсыхает. По сих глаголет: в персть смерти свел мя еси, означая, что он лишился всей надежды сохранить свою жизнь, и был уже близок ко гробу, в каком разуме и Павел о себе сказал: сами в себе осуждение смерти имехом (2Кор. 1:9). Впрочем Давид употребил сии иперболическия о себе слова с тем, дабы возвести мысли наши выше ко Христу: ибо ужасный подвиг Его с смертию, при котором источил Он кровь вместо поту, снизшествие во ад, гнев Бога, который понес Он за грехи человеческаго рода, самое наконец истощание никакими обыкновенными словами изобразить было невозможно.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.16   Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси

Ст.16   Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной
 

Сказанное здесь выражает страшные страдания Спасителя, от которых пречистая душа Его излилась, как вода, сердце потеряло свою крепость и, как воск от огня страданий, растаяло посреде чрева, т.е. внутри, в душе;
с Евр.: «посреди внутренности»; сила изсохлаяко скудель, как обожженный черепок; язык прильнул к гортани от внутреннего изнеможения. Такие ужасные страдания свели Спасителя в персть смерти, в смертную персть – т.е. в могилу, в гроб. В переносном смысле бл. Феодорит под костями разумеет св. Апостолов; потому что Церковь называется телом, а крепость тела – кости, а крепость Церкви – св. Апостолы, которые во время страданий Спасителя рассеялись и, подобно воде, разлитой по равнине, бежали от Него; св. Афанасий под костями разумеет: «святых строителей таин».

Толкование на Псалмы

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 15–16 Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя: бысть сердце мое яко воск таяй посреде чрева моего. Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси

Пророк в этих словах продолжает выражать излияние скорбных чувств Божественного Страдальца, изображая различные виды Его тяжких страданий. От чрезмерной скорби и величайших страданий душевных и телесных жизнь Его постепенно истощалась в Нем, как вода изливается каплями из разбитого сосуда, самые кости не удержались в своих суставах и рассыпались. В переносном смысле, под костями, по изъяснению блж. Феодорита, нужно разуметь св. апостолов, которые служили скреплением духовного тела, т.е. Церкви, как в вещественном теле скреплением служат кости [6. с. 98]. Во время крестных страданий Христа апостолы Его, по сказанию Святого Евангелия, «бежали» (Мк. 14:50), что и выражено словами псалма: разсыпашася вся кости моя. Сильные скорби сердца и тоска душевная сравнены с воском, тающим от огня или от сильного жара: бысть сердце мое яко воск таяй посреди чрева моего. Чревом названо здесь вместилище сердца в составе телесном. Крепостию называется здесь здоровье и силы телесные, от которых зависит крепость жил и костей и всего состава телесного. При страдании тела оскудевает его крепость и сила, и оно уподобляется скудели, т.е. сухой глине, или глиняному черепичному сосуду (слав. «скудель» – Лк. 22:10), для которого достаточно самого легкого удара, чтобы сокрушить его. От недостатка пищи и питья, соединенного со скорбями душевными является оскудение жизненных соков и сухость во всем составе телесном в особенности же в полости рта и горла, язык тогда высыхает и втягивается внутрь, как бы прилипает к гортани, что и выражено словами: язык мой прильпе гортани моему. Словами в персть смерти свел мя еси – ясно указывается на то, что Христос Спаситель, ради спасения всего рода человеческого, не только жестокие муки и страдания претерпел, но и умер за нас и был погребен, предан земле, сведен в персть земную, куда обычно и низводятся все умершие.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible