Скрыть
Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево

Боящиися Господа, восхвалите Его; все семя Иаковле, прославите Его. Поелику Церковь состоит из язычников и иудеев, то тех и других возбуждает к песнословию, называя Иаковом и Израилем одних по прародителю, а других по добродетели, которая достаточна, чтобы также украсить, как и род. Так, в обычай было именовать иудеями и приступавших к Закону из язычников. Этому учит нас история Деяний. Ибо божественный Павел в речи своей к народу говорил так: мужие израильтяне и боящиися в вас Господа (Деян. 13,16).

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево

Поелику Церковь составилась и из язычников и из Иудеев; то тех и других возбуждает к песнопению, именуя одних по прародителю Иаковом и Израилем, а других богобоязненными по добродетели, которой одной достаточно, чтобы украшать вместо рода. Но в обычае было именовать так и Иудеев, приступающих к закону из язычников. И сему научает нас история Деяний. Ибо божественный Апостол, говоря к народу, выразился так: «мужие Израильтяне и боящиися в вас Бога» (Деян.13:16).

Евфимий Зигабен (†1118)

Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево

Боящиеся Господа! восхвалите Его

Поелику Господь услышан Отцем и воскрес из мертвых; то посему теперь побуждает верующих благодарить Его, и во-первых побуждает уверовавших из язычников, к которым первым Господь, по воскресении, послал Апостолов, сказав им: идите, научите все языческие народы (Мф. 28,19). Ибо сих язычников, по Феодориту, называет (Давид) боящимися Господа, именуя их так от добродетели, которую они показали. Так и Павел назвал их в Деяниях, говоря: Израильтяне и боящиеся Бога послушайте (Деян. 13,16); и Петр сказал Корнилию: во всяком народе (языческом) боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10,35). Но поелику христианская Церковь составилась не из одних язычников, но и из иудеев, то посему Господь призывает и их к славословию и благодарению Бога в следующих словах псалма:

Все семя Иаковле прославите Его.

Все, говорит, верующие из иудеев, прославьте Бога; так как Иаков был праотец двенадцати племен иудейских .

Ибо иудеи научались у Христа не совершать более кровавых жертв, но хвалить и прославлять Бога и приносить чистую и бескровную службу; притом прославлять просто не одним голосом, но и доброю жизнью, совершаемою со страхом Божиим.

Да убоится же от Него все семя Израилево

Здесь Он совокупляет оба народы иудейский и языческий, ибо и тот принадлежит к духовному Израилю, кто познал Христа и уверовал в Него, так как Израиль означает ум, видящий Бога. Итак Христос повелевает обоим народам хвалить и всегда бояться Бога, как всесильного. Или Он дает заповедь и другим иудеям бояться Бога; иначе Бог может послать на них погибель и истребление за то неистовство, которое они показали и показывают против Сына Его.

Называется и Христос Иаковом, то есть, запинателем, как положившей препону диаволу и победивши его; также Израилем, как ум видящий Бога. Ибо никто не знает Отца кроме Сына. А семя Христа сего Иакова и Израиля суть христиане, рожденные от Него по духу.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Боящиися Господа, восхвалите его, все семя Иаковле, прославите его, да убоится же от него все семя Израилево:

Понеже сказал: посреде церкве воспою Тя, а церковь есть собрание верных, сего ради призывает всех к прославлению Бога, и в том предшествует примером своим. Но понеже в церковь ходят и лицемеры (ибо в пшенице Господней есть и плевелы), сего ради обращает слово ко одним токмо благочестивым и боящимся Бога. А хотя во второй части стиха упоминает о семени Иакова и Израиля, взирая на общее звание народа: но поелику многие из Иудеев не соответствовали имени праотцев своих, и были подобны извергам, чего ради истинных и непорочных сынов Авраамлих разделяет от ложных, и купно показывает, что имя Божие не может прославляемо быть, как разве там, где есть внутреннее благочестие. Сего ради паки присоединяет боязнь к прославлению Бога, глаголя: да убоится от Него все семя Израилево. Ибо все, что бы лицемеры ни делали по сей части, есть смеха достойно. Впрочем повелевает бояться не для того, дабы удалить верных от приближения к Богу, но дабы ввести во святилище Его смиренных и кротких, как сказано в псалме 5.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.24   Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево

Ст.24   Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля,
 

«Поскольку Церковь состоит из Иудеев и язычников, – говорят св. Афанасий и бл. Феодорит, – то тех и других возбуждает к песнословию, называя Иаковом и Израилем – одних по прародителю, а других (язычников) по добродетели, которая достаточна также украсить, как и род».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 24-25 Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево: яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лице свое от мене, и егда воззвах к нему, услыша мя

Благословляю Тебя, Господи, за защиту. Пусть восхвалят Его все ищущие Его! Имя Его сделается великим среди всех народов и будет воспето по всему миру

Ввиду необычайности бедствий и спасения от них, Давид вместе с собой приглашает славить Бога и всех евреев за то, что Господь услышал молитву «страждущего», ничтожного и слабого по своей силе человека.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 24–25 Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Нero все семя Израилево: яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лице Свое от Мене, и егда воззвах к Нему, услыша мя

Здесь псалмопевец, от лица пострадавшего за нас и воскресшего из мертвых Христа, призывает всех к прославлению Господа Бога. Когда Я поведаю имя Божие и воспою Его в Церкви, как бы так говорит Он, тогда и вы, все верующие в Него (боящиеся Господа), восхвалите Его. Первенствующая Церковь Христова составилась из потомков патриарха Иакова, родоначальника двенадцати колен народа еврейского, т.е. из уверовавших в Христа Спасителя иудеев, и из язычников, а потому и здесь в словах все семя Иаковле пророк разумеет первых из христиан, т.е. иудеев, а под именем боящихся Господа – христиан из язычников, т.к. и в Писании последние нередко называются этим наименованием (Деян. 10:2, 22, 35). В повторенном же выражении: да убоится же от Него все семя Израилево – он разумеет тех и других, т.е. христиан из иудеев и язычников, которые, т.е. язычники, по благодати Божией, за добродетель удостоились быть причтенными к потомству Авраама, Исаака и Иакова (Мф. 8:11). В последующих затем словах: яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, – выражается как бы причина, побуждающая к прославлению имени Господня. Все, говорит, прославляйте Господа и благоговейте пред Ним; ибо Он не презрел и не отринул мольбы страждущего, бедного или уничиженного. Ниже отврати лице Свое от Мене, и егда воззвах к Нему, услыша мя, – эти слова опять относятся к лицу пострадавшего Спасителя, как и апостол Павел говорит о том в Послании к Евреям: «И Христос во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение» (Евр. 5:7).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible