Скрыть
Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя

Обыдоша мя тельцы мнози, разумеет правителей народа иудейского.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 12-14 Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми. Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя: отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй

«Да неотступиши от Мене. яко скорбь близ, яко несть помогаяй Ми». Ибо оставил Его тогда и сонм учеников. Потом Пророк предсказывает виды скорбей. «Обыдоша Мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша Мя». «Отверзоша на Мя уста Своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй». Тельцами называет Пророк священников и книжников, которым вверено было начальство над народом, и которые поступали весьма нагло, а юнцами – подчиненных им. Именует же их тучными, как наслаждавшихся благами от Него подаваемыми. Ибо так предрек великий Моисей; «и яде Иаков, и насытися, и отвержеся возлюбленный: уты, утолсте, расшире: и остави» Господа «сотворшаго Его» (Втор.32:15). И блаженный Осия уподобляет народ Божий буйной юнице: «зане якоже юница стрекалом стречема разсвирепе» Ефрем (Ос.4:16). Ефремом же наименовал народ. Так говорит: и «Ефрем юница наученная, еже любити прение» (Ос.10:11), то есть, любит ссоры и упорство; потому что прением (νεΗκος) называет не победу, но упорство, и показывая следуюшее за сим унижение, присовокупляет: «Аз же наступлю на доброты выи ея», смирю горделивую выю ея, и наложу иго рабства. Посему и псалом предызображает востание архиереев, книжников и фарисеев, которые, подражая буйству тельцев и неистовству львов, окружали Владыку Христа.

Евфимий Зигабен (†1118)

Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша (обступили) мя

Тельцами Господь называет здесь простой иудейский народ, как младший и не устроенный, юнцами архиереев, книжников и старейшин народа, как старших по возрасту, начальствующих и верховных; их же он называет и тучными, как получивших многие дары и блага от Бога. О них предсказал и Моисей: и ел Иаков и насытился и отвергнулся возлюбленный; утучнел, утолстел, разширился; и оставил Бога—Творца своего (Втор. 32,15). Здесь смотри и Осии (4,17; гл. 10, 11), где он уподобляет племя Ефрема телице разсвирепевшей и возлюбившей прение.

Или называет их тучными потому, что они услаждались почестями от всех и сопровождениями народа. А у бл. Иеронима эти слова читаются так: сильные васанские опозорили меня; а означают они возложивших на Него вместо диадимы венец из терния воинов (в Катенах). Тоже говорит и Евсевий с присовокуплением, что так переводит оные слова и Акила.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.13   Обыдоша Мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша Мя.

Ст.13   Множество тельцов обступили Меня; тучные (волы) Васанские окружили Меня
 

"Тельцами, – говорит бл. Феодорит, – называет пророк священников и книжников, а юнцами – подчиненных им". Св. Афанасий разумеет вообще правителей Еврейского народа. Васанские волы (т.е. из Вассана – из-за Иорданской страны, славившейся своими богатыми пастбищами и тучными волами) были самые сильные и свирепые. Т.е. правители Иудейского народа, подобно рассвирепевшим волам и голодным львам, окружили, дабы погубить Меня.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-14 Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми. Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя: отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй

Помощь Бога тем для Давида нужнее, чем ближе и грознее опасность. У Давида нет нигде защитника, враги же его так многочисленны и так обеспечены в своем благополучии, как многочисленны и сыты тельцы васанские, вместе с тем они также грозны по отношению к нему, как львы для обыкновенных животных. Васан имел богатые пастбища, а потому преобладающим занятием обитателей его было скотоводство, особенно много было рогатого скота. Силы Давида истощились, пропали, как бесследно поглощается вода, пролитая на сухую землю; «кости в нем», как более твердая часть человеческого организма, а потому - символ его крепости, рассыпались, т. е. настойчивые преследования со стороны Саула, вынуждавшие Давида к постоянному бегству, настолько истощили последнего, что он не находит в себе уже сил продолжать это бегство. «Сердце его» растаяло, как «воск», он потерял мужество при виде безвыходности своего положения, как фигура, сделанная из воска, обращается от действия огня в бесформенную массу; силы его пропали, как высыхает вода в скудельном сосуде, когда его обжигает горшечник; его «язык прилип к гортани», что является показателем истощения его сил. Положение его настолько безвыходно, что он считает себя уже на краю гроба («в персти смертной»).

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 13–14 Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя: отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй

Здесь от обыкновенной формы речи пророк, по свойственному вообще псалмопевцам поэтическому вдохновению, переходит к образной, метафорической речи и называет врагов и мучителей Христа тельцами и юнцами тучными, а также сравнивает их с хищным и рыкающим львом. По словам блж. Феодорита и других отцов, юнцами тучными (быками васанскими) пророк называет священников, книжников и фарисеев и вообще правителей еврейского народа, которым от последнего воздавались разные почести и знаки особого уважения, а тельцами – народ иудейский, на который книжники и правители возлагали тяжелое иго закона, как ярмо возлагается на быков. Изображая злобу этих врагов Христа, пророк как бы от лица Его говорит: восстали на Меня свирепые и злобные правители иудейского народа и, подобно рассвирепевшим волам и голодным львам, окружили, чтобы погубить Меня.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible