Источник

21

Пс.21:1. В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду.

Предлагаемый псалом поется о «заступлении утреннем», то есть, о том, что единородное Божие Слово, по-написанному, «Восток свыше» (Лк. 1, 78), воссияв, освободило нас от нощи и темноты диавольской. Или, «заступлением утренним» именует и время воскресения Спасителева; ибо Христос восстал «зело рано» (Лк. 24, 1), естеству человеческому проложив путь к нетлению. Псалом же этот воспевает сам Христос от лица человечества, и ясно изображает нам, что пострадал Он от иудеев во время распятия.

Пс.21:2. Боже, Боже мой, вонми Ми, Вскую оставил Мя еси?

Это говорит Спаситель от лица человечества, и, чтобы положить конец клятве и обратить Отчее лице к нам, просит Отца призреть, к Себе приложив нашу нужду; потому что мы были отвержены и оставлены за преступление Адама, ныне же восприяты и спасены.

Далече от спасения словеса грехопадений моих.

Примечай опять, что во Христе лице человечества умоляет об освобождении его от падений, или от проступков, и от словес о них. Явно же, что просит подобающей каждому правды.

Пс.21:3. Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне.

Читать должно с знаком препинания. Показывает же нам, что плод молитвы не бесполезен; ибо сказано: «не в безумие мне», т. е. ясно знаю, что как скоро воззову, Он услышит. Ибо обитая во святых, которых ум к Тебе устремлен, соделываешься их похвалою и славою.

Пс.21:4. Ты же во святем живеши, хвало израилева,

то есть Ты – или Тот, Кого восхваляет Израиль, или Тот, Кто сам в Себе – хвала.

Пс.21:5. На Тя уповаша отцы наши: уповаша, и избавил еси я.

Отцами своими по плоти называет патриархов и пророков. Показывает же и пользу упования, говоря: и те, которые прежде Меня по плоти, то есть пророки, а также и патриархи, в Тебе полагали надежду, ожидая Моего воссияния, и не обманулись в надежде.

Пс.21:7. Аз же есмь червь, а не человек.

Учит быть смиренномудрыми, а наипаче приходящих к Богу.

Поношение человеков и уничижение людей.

Евангелист ясно говорит, что это исполнилось на Нем во время распятия, когда мимоходящие кивали на Него главами и хулили Его, говоря: «аще Сын еси Божий,... спасися Сам» (Мф. 27, 40; Мк. 15, 30).

Пс.21:10. Яко Ты еси исторгий Мя из чрева.

Говорит это, потому что вочеловечился по благоволению Отца. Ибо сказано: «егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, раждаемаго от жены» (Гал. 4, 4). Называет же Отца Своего упованием, и это говоря как человек. Ибо единого Христа исторг Бог из Марии, прочие же люди не исторгаются, а исходят, как сказано: «изыде Исав, яко кожа космат» (Быт. 25, 25).

Пс.21:11. К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева...

Опять молится как бы от лица человечества; потому что оставлен Он и сонмом учеников. Потом предсказывает виды скорби.

Пс.21:13. Обыдоша мя тельцы мнози,

разумеет правителей народа иудейского.

Пс.21:15. Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости Моя.

Костями Своими называет святых строителей тайн. Ибо, если Церковь есть тело Его, то связующих ее справедливо можем представлять себе костями. Слышим же, у Евангелиста сказано, что, по взятии Его спирою воинов, ученики рассеялись и бежали от Него, подобно воде разлитой по равнине. И иначе: святые догматы Церкви суть кости премудрости, и их-то закон запрещал иудеям сокрушать во время Пасхи. Ибо сказано: «и кости не сокрушите от него» (Исх. 12, 46).

Бысть сердце Мое яко воск таяй,

– выражение, свойственное печали, так как написано: «начат скорбети и тужити» (Мф. 26, 37). Скорбел же о народе иудейском и о предателе, потому что нечестием своим пред Ним ввергли себя в погибель.

Пс.21:16. Изсше яко скудель крепость Моя, и язык Мой прилпе гортани Моему.

Этим изображает Свою жажду на честном кресте, когда просил Он пить, и поднесли Ему оцет с желчию. Почему и говорит:

и язык Мой прилпе гортани Моему. И в персть смерти свел Мя еси.

Ибо, по благодати Божией, за целый мир вкусил смерть; но не в смерть, а в персть смерти низведен Христос, «яко не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истления» (Деян. 2, 31).

Пс.21:17. Яко обыдоша Мя пси мнози.

Опять означает народных правителей.

Ископаша руце Мои и нозе Мои.

Говорит о гвоздях, которыми пригвожден ко кресту.

Пс.21:18. Исчетоша вся кости Моя,

осязая (что и естественно было) все тело Его, и вымеривая каждую кость, чтобы знать, где вонзить гвозди.

Тии же смотриша и презреша Мя,

то есть, смеялись надо Мною. Говорит же это о червленой хламиде, о терновом венце, о трости вместо скиптра.

Пс.21:19. Разделиша ризы Моя себе.

Об этом ясно написано в Евангелиях.

Пс.21:20. Ты же, Господи, не удали помощь Твою от Мене.

Пременяет речь Свою в молитву. При Твоей, говорит, помощи и при Твоем заступлении, восстав по трех днях, покажу суетность их злоумышления. И в этом служит для нас образцом, как должно призывать Бога в искушениях, и не впадать в уныние, не ослабевать от скорбей.

Пс.21:21. Избави от оружия душу Мою.

Этим, т. е. оружием, рукою песиею, устами львовыми и рогами единорожими изображает злобу и безумие иудеев. Оружием можно назвать и диавола, который всегда старается уязвить. Душу же Свою называет единородною, потому что она отделена и отлучена от прочих душ (ибо все души познали грех, а она не познала греха), а еще и потому, что она одна вместе с плотию всегда имеет ипостасное единение с Богом Словом. Ибо един есть Христос из двух противоположных, совершенный Бог и совершенный человек. Но будучи далек от тех (грешных) душ, Он приходит к ним.

Но может быть, что единородною называет и предстоящую Ему Церковь, потому что она «не имеет скверны, или порока» (Еф. 5, 27), восполняется из неукоризненных по преспеянию, из «шестидесяти цариц и осмьдесяти наложниц» (Песн. 6, 7).

И из руки песии единородную Мою.

Рукою песиею называет и что сделано этим псом, и самого пса. Ибо сказано: «несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом» (Мф. 15, 26).

Пс.21:22. Спаси Мя от уст львовых, и от рог единорож смирение Мое.

Пс.21:23. Повем имя Твое братии Моей, посреде Церкве воспою Тя.

Ибо научил нас ведению Того, Кто по естеству и по самой истине есть Бог, и единосущного Ему Отца. И опять, как человек, вступает в единение посредством Церкви.

Пс.21:24. Боящиися Господа, восхвалите Его; все семя Иаковле, прославите Его.

Поскольку Церковь состоит из язычников и иудеев, то тех и других возбуждает к песнословию, называя Иаковом и Израилем одних по прародителю, а других по добродетели, которая достаточна, чтобы также украсить, как и род. Так, в обычай было именовать иудеями и приступавших к Закону из язычников. Этому учит нас история Деяний. Ибо божественный Павел в речи своей к народу говорил так: «мужие израильтяне и боящиися» в вас Господа (Деян. 13, 16).

Пс.21:25. Яко не уничижи.

Единородный ясно показывает Свои ради нас заслуги.

Пс.21:26. От Тебе похвала Моя.

Похвалою называет славословия. Можно в этом видеть и то прославление Отцем, когда «пpииде свыше глас... и прославих, и паки прославлю» (Ин. 12, 28). Или, как Я соделал Тебя ведомым для человеков, так, без сомнения, и Ты соделаешь, чтобы воздавалась Мне та же честь, то глаголя: «Сей есть Сын Мой» (Мф. 3, 17), то являя о Мне Петру (Мф. 16, 17) и прочим.

Молитвы Моя воздам

В божественном Писании молитвою называется обетование. Посему, исполнение послушания Отцу, в каком пребыл Сын даже до смерти по плоти, можно также принять за исполнение возданной Им Отцу молитвы.

Пс.21:27. Ядят убозии, и насытятся.

Этим выражается провозглашение призвания язычников.

Пс.21:28. И поклонятся пред Ним вся отечествия язык.

Хотя Он, как Бог, есть Царь всех, но говорится, что будет царствовать над теми, которые на земле, потому что их обратит от демонской прелести к вере в Него, к благодарности и правде.

Пс.21:29. Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки.

Бог не иудеев только Бог, как они думают, но Творец всего человеческого естества. Это говорит и Апостол: «или иудеев Бог токмо, а не и языков? ей и языков. Понеже един Бог, иже оправдит обрезание от веры, и необрезание верою» (Рим. 3, 29–30).

Пс.21:30. Ядоша и поклонишася вси тучнии земли,

то есть, вкусили духовной пищи. Тучными же называет их по питательности божественных словес.

Пред Ним припадут вси низходящии в землю.

Это говорит, потому что верующие преклоняют пред Ним колена. Но это были уверовавшие древле.

Низходящии в землю,

т. е. впадшие в гибель и тление, потому что не видели Господа.

И душа Моя Тому живет

Пс.21:31. И семя Мое поработает Ему.

Ибо свята и непорочна была жизнь, которую Христос совершил на земле с плотию. Ибо Он один не сотворил греха, хотя соделался подобен нам, и принял на Себя грехолюбивую плоть. Под семенем же Божиим можно разуметь тех, кого призвал Он чрез веру.

Возвестит Господеви род грядущий.

И это возвещает о язычниках.

Пс.21:32. Людем родитися имущим, яже сотвори Господь.

Это подобно сказанному: «не от кро́ве, ни от похоти плотския..., но от Бога родишася» (Ин. 1, 13).


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle