Источник

20

Пс.20:1. Псалом Давиду.

И этот псалом означенные выше друзья Царевы воспевают Царю, как возвеличенному уже тем, что от семени его родилось спасение миру. Ибо душевно желал он сего, и о сем молился. Посему и дано ему сие, как некий «венец от камене честна» (Пс.20:4), прославляющий главу. Ибо во всех народах прославляется Давид вместе с Господом и Сыном своим по плоти. Даже не только венцом было для него это спасение, но и жизнью, и долгоденствием, и славою, и велелепием, и весельем, и радостью, и надеждою, и незыблемой милостью.

Пс.20:2. Господи, силою Твоею возвеселится царь.

Пс.20:7. Яко даси ему благословение во век века.

Во всех родах будет славен и многоименит приявший от Тебя таковое дерзновение. Вместо слов: «с лицем Твоим» у Симмаха поставлено: «пред лицем Твоим». Итак, возвеселится он, и непрестанную будет иметь радость, сподобившись лица, то есть благоволения Твоего. А причиною сего было то, что на Тебя уповал он.

Возвеселиши его радостию с лицем Твоим.

Лице Отца есть Сын; «видевый Мене, – сказано, – виде Отца" (Ин. 14, 9). С Ним будем радоваться на небе, как други жениховы с женихом.

Пс.20:8. Яко царь уповает на Господа, и милостью

и проч. Пользуясь благодатью Твоею, он сильнее врагов; пользуется же ею, потому что не полагается ни на кого из людей, но на Тебя единого возлагает надежду.

Пс.20:9. Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим.

Слово это обращено как бы к самому Господу по причине того, что сделано против Него народом иудейским. Говорит же, что изыщет грешников. Ибо, если в соблюдающем заповеди совершается любовь Божия, то явно, что не соблюдающий ненавидит Бога, и таковой именуется погибшим.

Пс.20:10. Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего,

– то есть покажешь, что часть их во огне. Ибо огнь уготовали они себе в день второго Твоего пришествия, когда воздашь каждому по делам его.

Господь гневом своим смятет я, и снесть их огнь.

Гневом называет наказание, какое будет им за то, что поругались над Ним.

Пс.20:11. Плод их от земли погубиши,

– то есть лукавые слова и помышления. А это – их злоумышления, которые уничтожены воскресением, а также учения и безбожные определения, которые, по кончине их, Бог, как благий, предаст погибели.

И семя их от сынов человеческих.

Благодетельно и то, чтобы освободиться от грехов и лукавых помышлений. Ибо лукавый помысл – семя греха.

Пс.20:13. Яко положиши я хребет.

Симмах перевел так: яко положиши их обращенными в зад, то есть чем-то таким, что позади язычников и за ними следует. Соделаешь иудеев неуверовавшими. А от кого отвращается Бог, тех «полагает хребет», потому что не могут стоять лицом, и наблюдая задняя, не могут прийти в такое состояние, чтобы твари снова возвели их к Творцу. Ибо неспособны видеть лицо, потому что не имеют чистого сердца, дает видеть задняя Его, то есть ниже Его стоящие создания, чтобы, взирая на тварь, приобрели понятие о Нем, и припадши к Богу своему, увидели лице Божие. «Избытки» же Божии выше чувственных тварей.

Во избытцех Твоих уготовиши лице их.

Оставил им время для обращения, чтобы покаялись. Это есть их призвание и обращение по «исполнении языков» (Рим. 11, 25).

Пс.20:14. Вознесися, Господи, силою Твоею.

Это подобно сказанному: «да приидет царствие Твое» (Мф. 6, 10). Явно же молится, чтобы настало после сего второе пришествие.

Воспоем и поем силы Твоя.

Ибо тогда всякая праведная душа, введенная в горние обители, будет совершать духовные служения.


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle