Скрыть
118:9Ліпше до Господа прибігти, ніж покладатись на князів.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-9 Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека: благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи

Здесь не делается сравнения (между Богом и людьми), но в Писании часто употребляется такой оборот речи и о предметах несравнимых, по немощи тогдашних слушателей. Итак, он говорит это не для сравнения, а по снисхождению к слу­шателям. Поэтому другой пророк говорит: «проклят человек, который надеется на человека» (Иер.17:5). Нет ничего слабее такой надежды: она слабее паутины; и не только она слаба, но и опасна, – это знают все те, которые надеялись на людей и погибли вме­сте с ними. Напротив, надежда на Бога не только тверда, но и безопасна, неподвержена никакой перемене. Поэтому Павел и сказал: «надежда не постыжает» (Рим.5:5), и другой Прему­дрый: «взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен?» (Сир.2:10)? Но я, скажешь, надеялся и посра­мился. Не клевещи, человек, не противоречь божественному Писанию; если ты посрамился, то конечно потому, что не на­деялся, как должно, ослабел, не дождался конца, стал мало­душествовать. Не делай же этого, но, когда видишь наступающие бедствия, не падай духом; это собственно и есть надежда – стоять твердо среди опасностей.

Кто был несчастнее иноплеменников – ниневитян? Однако они, находясь в самых стеснительных обстоятель­ствах и ожидая погибели города, не отчаялись, но показали искреннее раскаяние, и тем подвигли Бога отменить приговор Свой. Видишь ли, какова сила надежды? А сам пророк, нахо­дясь во чреве кита, не вспоминал ли о храме и возвращении в Иерусалим? Итак, смотри не на свойство обстоятельств, приводящих в отчаяние, а на силу Божию, ко­торая и безнадежному сообщает благие надежды.

Беседы на псалмы. На псалом 117

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8-9 «Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека». «Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи». Он благ, человеколюбив, хощет добра, может сделать все, что хощет, и власть Его негиблема. А люди и по природе тленны, и в мыслях превратны, часто не хотят добра; а иногда хотят, но не могут защитить обиженных; если и начальствуют, то начальство их временно; и царская власть у людей не прочна, но продолжается малое время. Поэтому лучше оставить человеческую помощь, и взыскать помощи Божией.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 8-9 Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека. Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи (начальствующих).

Счастлив, говорит, тот человек, который уповает на Господа, а не на человека; почему Иеремия говорит: проклят тот, кто уповает на человека (Иерем. 17,6); и мудрый Сирах сказал: воззрите на прежние роды, где увидите, кто вверился Господу и остался в стыде (Сир. 2,10). А если кого надежда обманывает, и он не получает того, на что надеялся, то такой не надеялся на Бога, как должно. Посему-то и Павел, подтверждая его слова, говорит: а надежда не постыждает (Рим. 5,4). Давид не сказал сравнительно, что лучше надеяться на Бога, нежели на человека, потому что нельзя сравнивать первое со вторым; но сказал так, применяясь к немощи слушателей, как изъясняет Златоуст.

Он так говорит: не сравнительно предполагает сие; ибо упование на Господа есть просто и в собственном смысле благо, а упование на человека не есть благо. Ибо нет ничего слабее сей надежды; притом она не только ничтожна, но и обманчива; это знают те, которые, понадеявшись на людей, вместе с ними пали. А упование на Бога не только сильно, но и не подвержено падению, или какому-нибудь перевороту. Итак, лучше оставить пособие со стороны людей и просить помощи у Бога. Феодорита: Бог и благ, и человеколюбив, и желает благ, и может исполнить желаемое им и имеет власть нетленную; а люди и по природе тленны и в мыслях непостоянны и часто не желают благ; а если иногда и желают, не могут сопротивляться обижающим (за обижаемых) и если начнут, на время сделают начало. Итак, лучше оставить пособие со стороны людей и просить помощи у Бога.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека: благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи.

Вся допленная история жизни еврейского народа, пытавшегося заключением союзов с соседними языческими народами отстоять свою политическую независимость, показывала, насколько неудачны эти попытки. Горький опыт вынудил у евреев признание, что для упрочения своего благополучия лучше надеяться на Бога, чем на человеческую помощь или военную силу («князья» - предводители).

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 8–9 Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека: благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи

Человек маловерный, притом же всегда преданный житейской суете и разным страстям, обыкновенно не видит и не понимает, в чем заключается его истинное благо, или счастие. Остановив внимание наше на изречениях предыдущих стихов о помощи Божией, имеющей столь благотворное влияние на судьбу людей, прибегающих к этой помощи, пророк выводит заключение, что великое счастие или благо человека состоит в том, когда он надеется на Господа, и здесь опять берет пример с самого себя, так как часто он обманывался, когда надеялся на своих друзей, но никогда не оставался без благополучного успеха, когда надеялся на Бога. И потому он как бы так говорит: счастлив тот человек, который надеется на Господа, счастлив, когда он. уповает больше на Бога, нежели на людей, или на князей, т.е. начальствующих в мире. Согласно сему и премудрый Сирах говорит: «Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен? Или кто пребывал в страхе Его – и был оставлен? Или кто взывал к Нему, и Он презрел его?»(Сир. 2:10) А если бы кто сказал, что он и надеялся на Бога, но не получил того, чего ожидал, тот пусть знает, что он надеялся не вполне, не так, как должно, а – или с примесью самонадеянности, или с надеждою больше на человека, чем на Бога. А Сам Господь, чрез пророка Иеремию, говорит: «Проклят человек, который надеется на человека» (Иер. 17:5).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible