Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 117:14
Господь – сила моя и песнь; Он соделался моим спасением.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение
Как бы так говорит: Он сам стал моею силою и помощью. Что значит: «пение мое»? Слава моя, хвала моя, украшение мое, торжество мое. Бог не только избавляет людей от опасностей, но и доставляет им славу и торжество. И везде можно видеть, как от Него подается спасение со славою. Впрочем, здесь указывается и на нечто другое. Что же? Моя непрестанная песнь, говорит, мой постоянный глас – хвала Ему; мое дело – непрестанное прославление Его.
Пусть выслушают это те, которые растлевают себя сатанинскими песнями. Какой вред они причиняют себе? Какое могут иметь оправдание? Тогда как пророк постоянно воспевает Спасителя, они постоянно оскверняют себя песнями бесовскими.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение». Поэтому Бог для нас – и сила, и победа, и источник песнопения; потому что, от Него прияв блага, с благодушием приносим в дар Ему песнь.
Евфимий Зигабен (†1118)
Крепость моя и пение мое Господь; и бысть ми во спасение.
Господь, говорит, есть крепость моя и похвала, и слава моя; поскольку посредством Господа я в таком почтении и славе у всех за то, что имею столь всесильного помощника. Или говорит, что я пою и прославляю Господа всегда за то, что Он был моим Спасителем.
Златословесного: Что такое пение мое? Слава моя, похвала моя, украшение мое, знаменитость моя. Ибо не только избавляет от бедствий, но и делает блистательными и знаменитыми, подавая спасете вместе с славою. Ориген говорит, что крепость моя и пение мое Господь—значить то, что у безбоязненного мученика бывает голос; а слова: был мне во спасение, по другому изъяснителю, значат то, что Господь, делаясь спасителем, не получает начала бытия, ибо Он пребывает всегда и вечен, а делается спасителем, в отношении к спасающимся; почему все, что о Христе говорится, чем Он сделался, предполагает такую же милость. Ибо не сделался Богом, или словом, или истиною, или мудростию, или сыном, но мудростию для нас, не просто сделавшись мудростию, а равно и правдою и освящением и избавлением, но для нас и по отношению к нам. Так Бог сделал Его Христом и Господом, Христом, т. е. царем и священником над теми, которые принадлежат к Его царству, за которых Он приносит жертву и которые пожелали быть рабами Его. И вообще, когда-то, что говорится о Нем, ты так и будешь понимать, не впадешь в нечестие.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение. «Как бы так говорит: Господь стал моею силою и помощию. Что значит пение мое? Слава моя, хвала моя, украшение мое, торжество мое» (Злат.).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 10-14 Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им. Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя. Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение.
Все народы теснили меня, но я низложил их именем Господним, Которому - и песнь моя
Плодотворность такой веры оправдалась и при настоящих обстоятельствах построения храма. - «Все народы окружили меня». Известно, что постройке храма, кроме бедности возвратившихся евреев, много мешали и самаряне, представившие пред персидскими правителями сооружение храма, как сооружение цитадели, крепости, с целью отложиться от персов и вести с ними войну. Только проповедь пророков, воодушевлявшая строителей, и вера в свою правоту и защиту от Бога поддерживала строителей и увенчалась успехом. - «Сильно толкнули меня, чтоб я упал» - всеми оставленный евр. народ считал себя близким к гибели, но Господь спас его, как из плена, так и помог в настоящем случае построения храма. Поэтому писатель и говорит: «Господь - сила моя и песнь».
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение
Пение мое – предмет моей хвалебной песни.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 14–18 Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение. Глас радости и спасения в селениих праведных: десница Господня сотвори силу. Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя
Сказав о силе Божией, всегда помогавшей ему при нападениях со стороны враждебных народов, пророк называет эту силу крепостию, а о Самом Господе Боге, подающем эту крепость, говорит, что Он служит предметом его пения и хвалы. Господь, говорит, – сила моя; Он же и пение мое; и если я получал спасение от врагов, то не чрез кого-либо другого, а именно чрез Него. Он и бысть ми во спасение. Далее говорит о той радости, которую доставляет спасение от врагов. И так как радость эта принадлежит не ему только лично, а есть радость общая для всего народа израильского, получившего спасение от врагов, то и должна быть оглашена и воспета торжественно, всенародно. Эта радость о победе над врагами должна быть воспета в жилищах людей, боящихся Бога, в селениих праведных. По словам св. Иоанна Златоуста: «Когда Бог совершает все, то получающие победу радуются, торжествуют, сугубо радуясь; во-первых, о спасении, во-вторых, – о спасении чрез Бога» [5, с. 359]. Верные и на Бога надеющиеся люди, получив от Него радость спасения, торжественно выражают сей глас радости и спасения словами псалмопевца: десница Господня сотвори силу, чем ясно проповедуют дело Божие, чтобы никто не сомневался, откуда последовало избавление и спасение царя и народа израильского. Следующим выражением: десница Господня вознесе мя (пер. с евр.: «десница Господня высока»), – как бы усиливает речь о славе Господней. Слова: Не умру, но жив буду, – по связи с предыдущими, пророк употребляет в таком смысле: много было, говорит, у меня врагов, и все они добивались моей смерти тогда и так, когда и как им хотелось, но я не умру, а буду жить для того, чтобы поведать о делах Божиих. Хотя я не бессмертный, но я должен жить для того, чтобы прославлять благодеяния Божии и возвещать хвалу Его. Господь подвергал и меня, как и других грешников, разным наказаниям, но смерти не предавал меня, употребляя и самые наказания для очищения и вразумления меня, как любящий Отец. На слова: не умру, – св. Иоанн Златоуст дает такое объяснение: «Хотя здесь сказано о воскресении, слово не умру значит, что смерть будет не в смерть; но можно разуметь это и иначе. Не умру, говорит, тою смертию, на которую указывал Христос, когда говорил: «веруяй в Мя, аще и умрет, оживет: и всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки» (Ин. 11:25–26)» [5, с. 360], т.е. истинно верующий не погибнет, спасется, воскреснет для вечно блаженной жизни.