Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 117:25
О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!
Святые отцы
Прочие
Афанасий Великий, свт. (†373)
Ст. 25-26 О Господи, спаси же: о Господи, поспеши же. Благословен грядый во имя Господне. К кому относится это, показало то славословие в Иерусалиме (Мф. 21,9). Сказано же: благословихом вы из дому Господня. Это говорят пророки уверовавшим во Христа, т. е. блаженными назовем вас за то, что стали вы домом духовным, потому что в вас обитает Господь.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
о, Господи, спаси же: о, Господи, поспеши же
Видя благополучие вселенной, изменение обстоятельств, и перемену к лучшему, и сорадуясь удостоившимся этого, говорит: «Господи, спаси же! О, Господи, поспеши же!», спаси тех, которые получают эти блага, так чтобы они преисполнились ими и показали плоды, достойные благодати; сделай для них путь удобным, так чтобы после получения они не отпали от этих благ.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«О, Господи, спаси же: о, Господи, поспеши же». И в последующее время подавай спасение, Владыка, и ведущий к Тебе путь соделывай легким и удобошественным.
Евфимий Зигабен (†1118)
О Господи! спаси же (наконец), о Господи, поспеши же (дай наконец благоуспешность в пути).
Господи, говорит, спаси христианский народ Твой. Господи, дай благоуспешность народу Твоему в пути и веру в проповедь Евангелия Твоего.
Златоуста: Предвидя благоденствие всего мира и изменение всего в лучшее состояние и радуясь вместе с достигшими оного, говорит Давид: Господи! спаси наконец. Господи! дай наконец благоуспешность в пути, т. е. спаси пользующихся оным, чтобы насытились благодати и принесли достойные плоды. Устрой путь для них легкий, чтобы, наслаждаясь счастием сим, они не лишились таковых благ. Дидима: Спаси от зол, как то: от греха и заблуждения, и дай благоуспешность в пути, производя для нас путь добродетелей легким.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
О, Господи, спаси же. Эти слова выражают значение слова осанна (Осанна в Евр: гошиа – на, по бл. Иерон., состоит из оси – спаси; на или анна – молю; другое: на междометие, и переводит: «молю, Господи, спаси»; LХХ: ω Κυριε σωσον δη. Vulg: salvum me fac. См. 19 письмо бл. Иерон. к папе Дамасу. Итак, осанна значит: спаси, сохрани.), воспетого Еврейским народом Спасителю при входе Его в Иерусалим (Мф.21:9). О, Господи, поспеши же, т.е. и спаси тех, которые получают эти блага (искупления); так чтобы они преисполнились ими и показали плоды, достойные благодати; поспеши (с Евр.: «споспешествуй») – «сделай им путь удобным, так чтобы после получения они не отпали от этих благ» (Злат.).
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 24–25 Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. О, Господи, спаси же: о, Господи, поспеши же
Говоря о дне, пророк разумеет здесь, очевидно, не обычный день, обозначаемый течением солнца, а какой-либо особенный день в судьбах мира и домостроительства Божественного спасения людей, и словом сей указывает на связь и отношение его к тому камню, о котором говорит в предыдущих стихах. По мнению св. отцев Церкви, и этим словом день он также пророчествует о славных делах, о благах и победах, произведенных Господом нашим Иисусом Христом в день воскресения. Св. Афанасий Александрийский говорит: «сей день – какой это день, как не спасительный для всех народов, в который отвергнутый камень сделался главою угла? т.е. день воскресения Спасителя, названный так от имени Его: (греч.: «Господним») воскресным» [3, с. 365]. А по словам блж. Феодорита, «пророк именует днем, сотворенным от Бога, тот, в который Камень Сей востал, по страдании Своем. Ибо вдруг, по воскресении, повелел апостолам научить все народы» [6, с. 569]. Сей день, егоже сотвори Господь, и проч., по замечанию св. Иоанна Златоуста, «сей стих и в его время пел народ и приходил от него в восторг, особенно во время праздника Пасхи» [5, с. 353], как и ныне поется он в сей великий праздник А этим Св. Церковь ясно дает знать, что под сим днем она разумеет день воскресения Христова. Пригласив верных чад Божиих возрадоваться и возвеселиться в сей спасительный день, пророк научает их молиться, а с ними вместе и сам молится Господу Богу о спасении и благопоспешении в доброй христианской жизни и благочестии такими словами: «О, Господи, спаси же! о, Господи, споспешествуй же!»