Скрыть
Десница Господня высока, десница Господня творит силу!

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу

Посмотри на причину радости. И теперь он говорит тоже, что говорил прежде, – показывает, что все это совершено Богом. Видишь ли, что бла­годеяние Его состоит не только в избавлении от бедствий, но и в доставлении торжества? Сказав: «десница Господня явила силу, прибавляет: десница Господня возвысила меня», чтобы показать дарованную ему славу. «Возвысила меня» – значит то же, что прославила; Он сделал нас не только сильными, но и славными.

Беседы на псалмы. На псалом 117

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 15-17 «Глас радости и спасения в селениих праведных»; потому что после победы, избавившись от прежняго плача, предались веселию и благохвалениям, песнословя Бога.

«Десница Господня сотвори силу». «Десница Господня вознесе мя. Десницею», как говорили мы многократно, Пророк называет благую действенность. Делающие же добро не себе самим приписывают победу, не на свою ревность и силу возлагают надежду, но взывают, что прияли это по Божией благодати.

«Десница Господня сотвори силу». «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня». Посему, воспользовавшись помощию свыше и препобедив смерть, благодеяния Божии поведаю незнающим, и напомяну знающим, а напоминанием оных воспламеню любовь к Богу.

Евфимий Зигабен (†1118)

Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу.

Десница, говорит, Божия подняла меня падшего; или и прославила, как победителя врагов моих. Далее от радости повторяет десница Господня сотворила силу, для того, чтобы увеличить благодарность Богу. Или сказывая трижды: десница Господня, таинственно выражает то, что он получил от Триипостасного Бога тройственную помощь.

Златословесного: Смотри, какова причина радости; та, что Бог совершил сие. Видишь ли, что благодеяние Его состоят не в освобождении от бедствий, но в приобретении знаменитости? Ибо не только сделал их сильными, но и славными. Вот и голос радости—исповедание, что одна сила Господня произвела победу, составила славу торжества над ними, спасла подвизавшихся и возвысила. А десница, по Феодориту и Евсевию, есть произведение благ и Единородный Сын Отца. Безымянный же истолкователь говорит так: Явно открывает здесь таинство Троицы, назвав десницу Господню трижды; ибо таким образом он отличает три лица; так как он указал на три некие действия смотрения Божия о нас. Так Он сотворил силу, когда взял от земли персть и сотворил из нее по своему образу человека; сотворил еще силу, когда вознес его и воскресил его и посадил вместе с Собою на небесах своею десницею, как говорит Павел; наконец сотворил силу, когда без заслуг даровал ему Святого Духа. Десница Его, по изъяснению другого, творит силу над всяким мыслящим и поступающим право, которого и возносить, так что бывает и вторая сила над ним, сила первой силы, посредством которой достигнув бессмертия, скажет: не умру, но буду жить.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-17 Глас радости и спасения в селениих праведных: десница Господня сотвори силу. Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду и повем дела Господня.

Слышен голос ликования в жилищах праведников, благодарящих Господа за Его суд и спасение

По-видимому, далее писатель изображает картину общенародного ликования. Раздаются голоса в селениях праведных, т. е. среди еврейского народа, как единственного тогда чтителя Единого и Истинного Бога: «Господь чудесно спас меня». Это вселяет в меня уверенность, что и в будущем я не погибну, сохраню политическую и религиозную независимость («буду жить»), чтобы всегда восхвалять Господа.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу

Могущественною Своею рукою Господь снова поднял поколебавшийся Свой народ (в освобождении из плена); его считали (национальность его) уже уничтоженным; но он будет существовать и за это прославлять Господа, который только наказал его, но не предал погибели.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 14–18 Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение. Глас радости и спасения в селениих праведных: десница Господня сотвори силу. Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя

Сказав о силе Божией, всегда помогавшей ему при нападениях со стороны враждебных народов, пророк называет эту силу крепостию, а о Самом Господе Боге, подающем эту крепость, говорит, что Он служит предметом его пения и хвалы. Господь, говорит, – сила моя; Он же и пение мое; и если я получал спасение от врагов, то не чрез кого-либо другого, а именно чрез Него. Он и бысть ми во спасение. Далее говорит о той радости, которую доставляет спасение от врагов. И так как радость эта принадлежит не ему только лично, а есть радость общая для всего народа израильского, получившего спасение от врагов, то и должна быть оглашена и воспета торжественно, всенародно. Эта радость о победе над врагами должна быть воспета в жилищах людей, боящихся Бога, в селениих праведных. По словам св. Иоанна Златоуста: «Когда Бог совершает все, то получающие победу радуются, торжествуют, сугубо радуясь; во-первых, о спасении, во-вторых, – о спасении чрез Бога» [5, с. 359]. Верные и на Бога надеющиеся люди, получив от Него радость спасения, торжественно выражают сей глас радости и спасения словами псалмопевца: десница Господня сотвори силу, чем ясно проповедуют дело Божие, чтобы никто не сомневался, откуда последовало избавление и спасение царя и народа израильского. Следующим выражением: десница Господня вознесе мя (пер. с евр.: «десница Господня высока»), – как бы усиливает речь о славе Господней. Слова: Не умру, но жив буду, – по связи с предыдущими, пророк употребляет в таком смысле: много было, говорит, у меня врагов, и все они добивались моей смерти тогда и так, когда и как им хотелось, но я не умру, а буду жить для того, чтобы поведать о делах Божиих. Хотя я не бессмертный, но я должен жить для того, чтобы прославлять благодеяния Божии и возвещать хвалу Его. Господь подвергал и меня, как и других грешников, разным наказаниям, но смерти не предавал меня, употребляя и самые наказания для очищения и вразумления меня, как любящий Отец. На слова: не умру, – св. Иоанн Златоуст дает такое объяснение: «Хотя здесь сказано о воскресении, слово не умру значит, что смерть будет не в смерть; но можно разуметь это и иначе. Не умру, говорит, тою смертию, на которую указывал Христос, когда говорил: «веруяй в Мя, аще и умрет, оживет: и всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки» (Ин. 11:25–26)» [5, с. 360], т.е. истинно верующий не погибнет, спасется, воскреснет для вечно блаженной жизни.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible