Скрыть
Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу!

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Глас радости и спасения в селениих праведных. Поскольку истреблены уже мысленные враги, по временам преследовавшие народ Божий, то не без причины слышатся гласы радования, и не в другом каком месте, но в селениих праведных.

Десница Господня сотвори силу. Вот самый глас радования, какой возносит Церковь, исповедуя, что одна только Господня сила спасла и соделала победителями подвизающихся.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Глас радости и спасения в селениих праведных: десница Господня сотвори силу

Когда Бог совершит все, тогда получившие победу радуются, восхищаются, веселятся сугубою радостью, – и о том, что спа­сены, и о том, что спасены Богом. Радость их составляет Тот, Кто даровал победу. Далее, желая показать побуждение к такой помощи, пророк присовокупляет: «селениях праведных».

Не сказал: в жилищах, но: «в селениях» (έν σκηναις), желая указать на временное их обитание. Такова была куща Авраама, когда он возвратился, одержав победу над инопле­менниками, прославившись своими подвигами. Такова была па­латка Павла, когда он возвращался, поразив бесов, искоре­нив заблуждение, со славою подвигов.

Беседы на псалмы. На псалом 117

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 15-17 «Глас радости и спасения в селениих праведных»; потому что после победы, избавившись от прежняго плача, предались веселию и благохвалениям, песнословя Бога.

«Десница Господня сотвори силу». «Десница Господня вознесе мя. Десницею», как говорили мы многократно, Пророк называет благую действенность. Делающие же добро не себе самим приписывают победу, не на свою ревность и силу возлагают надежду, но взывают, что прияли это по Божией благодати.

«Десница Господня сотвори силу». «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня». Посему, воспользовавшись помощию свыше и препобедив смерть, благодеяния Божии поведаю незнающим, и напомяну знающим, а напоминанием оных воспламеню любовь к Богу.

Евфимий Зигабен (†1118)

Глас радости и спасения в селениих праведних.

И здесь надобно подразумевать общий глагол: стал, то есть Господь стал для меня голосом радости и спасения, каковая радость и спасение выражаются пением в песнях в жилищах праведников, поскольку чудное спасение меня, произведенное Богом, побудило меня к выражению сей радости и спасения, дарованных мне пением. Или я возбужден радостно и спасением к прославлению Бога. А жилищами праведников Давид, думаю, называет здесь хижины поджвижников, имевшие явиться по устроении воплощения; так как в сих жилищах преимущественно поется и читается подвижниками Давидова Псалтирь. Или жилищами называет поместные церкви.

Златословесного: Когда Бог совершает все, то получающие победу радуются, торжествуют, сугубо радуясь: во-первых, о спасении, во-вторых, о спасении чрез Бога. Евсевия: В высшем же значении надобно понимать так, что теперь, по истреблении мысленных врагов, преследовавших по временам народ Божий, и по наступлении мира и по воздвижении жилищ Божиих, т. е. церквей Его по всей вселенной действительно слышны благодарные голоса радости, не в каком-либо в другом месте, как только в жилищах праведных, каковы церкви Христовы. Какой же голос слышится, или возносится в церквах радующихся о спасении своем? И какие слова слышатся при том гласе? Десница Господня сотворила силу и проч. А Безымянный жилищами называет те обители у Отца, о которых сказал Спаситель: чтобы, когда оскудеете (т. е. умрете), приняли вас они (нищие, которым вы подавали милостыню) в вечные обители. В сих-то обителях все праведные радуются, как достигшие благ, которых ожидали.

Десница Господня сотвори силу.

Десница, говорит, Господня, т. е. помощь и содействие Его, совершила славную победу над врагами моими и составила славу торжества над ними. Сии-то слова суть тот голос радости и спасения, о котором сказал выше, что он имел быть повторяем в жилищах праведников.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

15. Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу! 

Десница Господня сотвори силу. «Вот самый глас радования, какой возносит Церковь (в селениях праведных), исповедуя, что одна только сила Господня спасла и соделала победителями подвизающихся» (Св. Афан.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-17 Глас радости и спасения в селениих праведных: десница Господня сотвори силу. Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду и повем дела Господня.

Слышен голос ликования в жилищах праведников, благодарящих Господа за Его суд и спасение

По-видимому, далее писатель изображает картину общенародного ликования. Раздаются голоса в селениях праведных, т. е. среди еврейского народа, как единственного тогда чтителя Единого и Истинного Бога: «Господь чудесно спас меня». Это вселяет в меня уверенность, что и в будущем я не погибну, сохраню политическую и религиозную независимость («буду жить»), чтобы всегда восхвалять Господа.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 14–18 Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение. Глас радости и спасения в селениих праведных: десница Господня сотвори силу. Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя

Сказав о силе Божией, всегда помогавшей ему при нападениях со стороны враждебных народов, пророк называет эту силу крепостию, а о Самом Господе Боге, подающем эту крепость, говорит, что Он служит предметом его пения и хвалы. Господь, говорит, – сила моя; Он же и пение мое; и если я получал спасение от врагов, то не чрез кого-либо другого, а именно чрез Него. Он и бысть ми во спасение. Далее говорит о той радости, которую доставляет спасение от врагов. И так как радость эта принадлежит не ему только лично, а есть радость общая для всего народа израильского, получившего спасение от врагов, то и должна быть оглашена и воспета торжественно, всенародно. Эта радость о победе над врагами должна быть воспета в жилищах людей, боящихся Бога, в селениих праведных. По словам св. Иоанна Златоуста: «Когда Бог совершает все, то получающие победу радуются, торжествуют, сугубо радуясь; во-первых, о спасении, во-вторых, – о спасении чрез Бога» [5, с. 359]. Верные и на Бога надеющиеся люди, получив от Него радость спасения, торжественно выражают сей глас радости и спасения словами псалмопевца: десница Господня сотвори силу, чем ясно проповедуют дело Божие, чтобы никто не сомневался, откуда последовало избавление и спасение царя и народа израильского. Следующим выражением: десница Господня вознесе мя (пер. с евр.: «десница Господня высока»), – как бы усиливает речь о славе Господней. Слова: Не умру, но жив буду, – по связи с предыдущими, пророк употребляет в таком смысле: много было, говорит, у меня врагов, и все они добивались моей смерти тогда и так, когда и как им хотелось, но я не умру, а буду жить для того, чтобы поведать о делах Божиих. Хотя я не бессмертный, но я должен жить для того, чтобы прославлять благодеяния Божии и возвещать хвалу Его. Господь подвергал и меня, как и других грешников, разным наказаниям, но смерти не предавал меня, употребляя и самые наказания для очищения и вразумления меня, как любящий Отец. На слова: не умру, – св. Иоанн Златоуст дает такое объяснение: «Хотя здесь сказано о воскресении, слово не умру значит, что смерть будет не в смерть; но можно разуметь это и иначе. Не умру, говорит, тою смертию, на которую указывал Христос, когда говорил: «веруяй в Мя, аще и умрет, оживет: и всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки» (Ин. 11:25–26)» [5, с. 360], т.е. истинно верующий не погибнет, спасется, воскреснет для вечно блаженной жизни.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible